Роликовый эффект почему песок и пыль на дорогах провоцируют ДТП

01.04.2022 Просмотров: 29

По личному опыту все мы прекрасно знаем: наибольшее количество пыли на дорогах обычно образуется в течение марта-апреля, при этом ситуация зачастую меняется в зависимости от погоды и воздушных потоков.

Согласно данным экологической службы региона Хельсинки HSY (Финляндия), чем больше в эти дни солнца и выше температура, тем ниже качество окружающего воздуха по причине увеличения в нем дорожной пыли. А это, пардон, вредно: она (пыль) может вызывать такие симптомы, как насморк, кашель, зуд в горле и глазах, причем даже у здоровых людей.

Исследование, проведенное в 2020 году Финским институтом здравоохранения и благосостояния (THL), показало: чем больше в воздухе пыли, тем чаще горожане берут больничные.

Причины возникновения пыли на весенних магистралях «у них» и «у нас» разные. В той же Европе, например, считают, что уличная пыль появляется, главным образом, от воздействия на асфальтовое полотно шипованных шин. И нам бы, как говорится, их проблемы.

По словам Анны Климентовой, руководителя аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, пылевые бури, как правило, возникают из-за того, что в зимний период для борьбы с наледью применялась пескосоляная смесь.

«Нужно понимать, что еще в очень многих российских городах, включая Санкт-Петербург, каждый год на проезжую часть и тротуары высыпают несколько десятков тысяч тонн смешанного с солью песка, и такие смеси не растворяются, - говорит эксперт. - Они остаются на дорожных покрытиях, измельчаются под воздействием колес автомобилей и с приходом весны поднимаются в воздух. Плохо в данном случае и другое: песок полностью убрать нельзя, он остается в порах асфальта и загрязняет обочины».

Может ли пыль спровоцировать ДТП

Северо-Западный государственный университет им. Мечникова Минздрава России (СЗГМУ им. Мечникова) в свое время провел исследование и установил, что дорожный смет более чем на 80% состоит из песка. Оставшиеся проценты — это стертые асфальт и авторезина, частички тормозных колодок, тяжелых металлов от выхлопных газов и прочих отходов транспортного комплекса.

Согласно исследованиям федерального дорожного института РосдорНИИ, остатки пескосоляной смеси на асфальте способны увеличивать тормозной путь автомобиля, создавая на проезжей части так называемый «роликовый эффект». То есть автомобиль не может затормозить из-за того, что «скользит» по песку. А это, как нетрудно понять, прямой путь к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.

Плохо и то, что песок, по информации дорожных специалистов, способен «снимать» краску и царапать автомобили, ускорять истирание поверхностей, включая резину и асфальт.

Второй класс опасности

«Пылевую смесь можно отнести ко II классу опасности для человека, поскольку концентрация тяжелых металлов в ее составе в десятки раз выше предельно допустимых значений, – утверждает Анна Климентова.

– С приходом весны пылевая масса поднимается в воздух, попадает в легкие человека и, как неоднократно было доказано отечественными специалистами и представителями ВОЗ, может снижать иммунитет и даже стать причиной возникновения онкозаболеваний".

Песок негативно влияет на окружающую среду, в частности, загрязняет почву, поэтому
во многих странах мира не один год действуют программы по снижению уровня загрязнения воздуха, где четко прописан запрет на использование песка в населенных пунктах.

Дорогое это дело – уборка дорог

Во сколько обходится уборка дорог весной, и можно ли как-то сократить расходы? По словам Анны Климентовой, в среднем, уборка дорог весной почти в 10 раз дороже, чем обработка дорожных поверхностей в зимнее время. «Судите сами, - говорит эксперт, - в марте 2019 года Санкт-Петербург потратил 760 млн рублей на вывоз песка, тогда как на его закупку для борьбы с наледью зимой - 76 млн рублей. Первая цифра названа еще без учета затрат города на промывку улиц для сдерживания песчаных бурь».

Безусловно, для экономии бюджетных денег и, самое главное, для сохранения здоровья людей возникала острая необходимость в применении специальных средств, которые бы снижали летучесть пыли и повышали эффективностью уборки смета. К ним специалисты обычно относят обеспыливатели.

Способы борьбы с пылью на дорогах

В ходе ряда испытаний, проведенных 3 года назад в Новосибирске, а также опираясь на ранее полученные исследования с Московским автомобильным дорожным институтом (МАДИ), специалисты Национальной ассоциации зимнего содержания дорог смогли подобрать наиболее оптимальные составы обеспыливателей, представляющих собой различные хлоридные соединения.

Данные растворы увлажняют дорожную пыль и позволяют более эффективно бороться с ней: пыль не поднимается клубами, а проезжая часть и улицы можно пылесосить чуть раньше, чем это принято, например, уже при температурах воздуха от 0 до – 10 градусов. «Раствор позволяет бороться с дорожным сметом в бесснежные зимы и ранней весной, а также летом в случае повышенной запыленности, позволяя полностью убирать с поверхностей до 95% смета без использования воды», - констатирует Анна Климентова.

Главным показателем при разработке обеспыливателей является коэффициент сцепления с дорогой, поскольку при его снижении возрастает вероятность возникновения ДТП.
На 1 кв. м асфальтового покрытия требуется примерно 150 мл раствора. Эффект после обеспыливателя сохраняется на протяжении 2 недель, также не требуется повторная проходка машиной по обработанной поверхности после пылесоса. Кроме того, в своем составе такие растворы имеют ингибиторы коррозии.

По информации эксперта, обеспыливатели хороши еще тем, что их можно использовать тогда, когда погодные условия не позволяют провести уборку дорожных поверхностей водой и пылесосом – это многократно снижает время воздействия токсичной пыли на человека и его здоровье.

Дороги начали мыть, стартует генеральная уборка

В мартовские дни и в первых числах апреля температура в наших широтах, как обычно, скачет от минуса к плюсу, но в теплые погожие дни (чтобы влажная уборка не спровоцировала образование гололедицы) коммунальщики выводят технику на промывку отдельных участков городских улиц водой и шампунем.

В том же Петербурге первую в этом сезоне «душевую» дорогам устроили около двух недель назад. По информации городского Комитета по благоустройству, всего за одну неделю на мойку петербургских дорог было израсходовано 11,7 тыс. кубометров воды. Худо-бедно, от зимних загрязнений и пыли зачищаются разделительные полосы, лотковая зона, ограждения и остановочные павильоны, на улицах заметно возросло число вакуумно-подметальных машин, которые избавляют дороги от смета. Каждую неделю собирается до 2 тыс. тонн смета и пыли.

Сегодня, 1 апреля 2022 года, в Петербурге стартует генеральная уборка. Или, другими словами, весенний месячник по благоустройству. За 30 ближайших дней районные администрации, дорожные и садово-парковые предприятия, коммунальные службы должны будут привести в порядок площадь около 280 млн кв. м, включая, естественно, автомобильные дороги.