Выстроенные системы ценообразования и сметного нормирования – фундамент для повышения эффективности дорожного хозяйства

16.03.2023 Просмотров: 347

16 марта 2023 года делегация РОСДОРНИИ приняла участие IV научно-практической конференции «Дороги Евразии» в Казани. Мероприятие организовано при поддержке Федерального дорожного агентства и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

Заместитель директора департамента ценообразования РОСДОРНИИ Максим Мартынкевич рассказал участникам конференции о деятельности Института по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве. Специалисты учреждения проводят мониторинг изменения стоимости ценообразующих строительных ресурсов, актуализацию отраслевой сметно-нормативной базы по ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществляют расчетные обоснования в целях актуализации нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог федерального значения.

«Рационально выстроенные системы ценообразования и сметного нормирования – это фундамент для повышения эффективности дорожного хозяйства, его вклада в устойчивость экономики страны. Работа РОСДОРНИИ основана на принципах открытости и прозрачности, налажено взаимодействие с отраслевыми ассоциациями и объединениями», – отметил Максим Мартынкевич.

Институт на постоянной основе проводит анализ федеральной сметной нормативной базы (ФСНБ), применяемых в дорожной деятельности технологий и фактических затрат для выявления несоответствий, которые могут оказать негативное влияние на экономические показатели по результатам выполнения дорожных работ. Исследуется потребность в разработке сметных норм на новые технологии.

В 2022 году РОСДОРНИИ разрабатывал сметные нормативы по 50 технологиям Плана Минстроя России. В результате 32 сметные нормы были рекомендованы к включению в ФСНБ-2022.

С учетом перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости для удобства использования отраслевых сметных норм Институт сформировал три сборника: «Автомобильные дороги», «Искусственные дорожные сооружения» и «Обустройство».

Также РОСДОРНИИ на основании хронометражных наблюдений на объектах дорожного хозяйства выпустил новые отраслевые сметные нормы по нанесению дорожной разметки, что позволило впервые рассчитать корректирующие коэффициенты к нормам расхода материалов при нанесении разметки с учетом типа покрытия, категории и интенсивности движения автомобильной дороги.

Кроме того, РОСДОРНИИ разработал проект Методики определения нормативных затрат по подготовке проектной документации для проектирования автомобильных дорог, их конструктивных элементов и сооружений на них.

Внесение изменений в системы ценообразования и сметного нормирования должно быть основано на принципах открытости и прозрачности. Для формирования консолидированной позиции по этим вопросам на площадке РОСДОРНИИ сформирована рабочая группа по направлению «Экономика и ценообразование». В ее состав вошли представители Федерального дорожного агентства и его подведомственных учреждений, ассоциаций и подрядных организаций.

Заместитель начальника управления строительного контроля и мониторинга качества дорожных работ РОСДОРНИИ Алексей Торощин выступил с докладом о проблематике формирования технического задания и стоимости строительного контроля. Эксперт подчеркнул, что достижение целевых показателей национального проекта «Безопасные качественные дороги» напрямую зависит от качества контроля дорожно-строительных работ на каждом объекте транспортной инфраструктуры.

Изначально формирование стоимости строительного контроля регламентировало Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468. Но после вступления в силу в октябре 2020 года Приказа Минстроя России № 421/пр был установлен новый порядок расчета, что привело к фактическому снижению начальной цены контракта по контролю качества на 45% из-за разницы между индексами изменения сметной стоимости для строительно-монтажных работ и прочих затрат по отрасли «Транспорт».

Уточнение требований к порядку проведения строительного контроля и нормативам затрат на него предусмотрено в плане мероприятий «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты». Документ утвердил заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин 22 января 2022 года.

Возможность дополнительного расчета строительного контроля также заложена в методику, утвержденную Приказом Минстроя России от 7 июля
2022 года № 557/пр. В его рамках исполнители работ по строительному контролю могут оспорить техническое задание при несоответствии объема и стоимости работ.

Справочная информация

ФАУ «РОСДОРНИИ» в начале 2023 года перешел в ведение Федерального дорожного агентства.

Институт является действующим членом ряда технических комитетов
по стандартизации Российской Федерации и осуществляет полный комплекс
по разработке и оценке качества проектной и рабочей документации
на строительство или реконструкцию автомобильных дорог и малых искусственных сооружений.

РОСДОРНИИ обладает всеми необходимыми ресурсами для выполнения работ по строительному контролю. Во всех 12 филиалах Института действуют подразделения стройконтроля, обеспеченные современным оборудованием:
10 стационарных лабораторий, 17 передвижных лабораторных постов на базе контейнера, 36 передвижных постов на базе автомобиля.