В РОСДОРНИИ разработали новую методику испытания асфальтобетонов

30.05.2022 Просмотров: 383

В пятницу, 27 мая 2022 года, в Екатеринбурге завершилась двухдневная международная конференция «Мир битумов и ПБВ: Логистика и Инфраструктура», посвящённая проблемам и перспективам развития российского рынка битумов и полимерно-битумных вяжущих. В мероприятии, организованном при поддержке ведущих игроков отрасли, приняли участие представители более чем ста компаний, а также общественных ассоциаций и государственных регулирующих структур. С докладом о методах прогнозирования потребности в ремонте асфальтобетонных слоёв дорожных одежд по результатам испытаний дорожно-строительных материалов перед участниками конференции выступил заведующий испытательно-исследовательской лабораторией РОСДОРНИИ к.т.н. Михаил Славуцкий.

 Эксперт рассмотрел основные существующие на сегодняшний день подходы к определению качества дорожно-строительных материалов и работ и наглядно показал их принципиальные недостатки. В частности – отсутствие взаимосвязи качества и стоимости работ и, как следствие, принципиальную невозможность для подрядчика увеличить прибыль за счёт увеличения стоимости работ при повышении их качества.

Создать дополнительные предпосылки для повышения эксплуатационных свойств асфальтобетонов и увеличения межремонтных сроков поможет разработанный РОСДОРНИИ подход, позволяющий прогнозировать время наступления фактической потребности в ремонте асфальтобетонных слоев при проектировании.

«Вопрос оценки ожидаемых фактических межремонтных сроков на стадии проектирования асфальтобетонов имеет особое значение для сравнения вариантов с различной стоимостью и с различными свойствами. При наличии информации об увеличении срока службы более дорогого варианта асфальтобетона по сравнению с более дешёвым, по методике приведения разновременных затрат можно определить, какой из данных вариантов является более целесообразным. Даже несмотря на отсутствие в существующей дорожной нормативно-технической литературе подходов, позволяющих в строгом смысле прогнозировать фактические сроки службы асфальтобетонных покрытий, существует возможность выработки методов оценки этого параметра. Например, путём взаимного сопоставления оценки сроков наступления фактической потребности в последующем ремонте для асфальтобетонов, показавших различные результаты испытаний основных потребительских свойств на стадии проектирования», – отметил Михаил Славуцкий.

Он привёл подробное описание разработанной в институте методики, рассказал о факторах, влияющих на срок наступления последующего ремонта, и о способах их численной оценки. В частности, было показано, что время наступления фактической потребности в ремонте асфальтобетонов более чем на 60 % зависит от их усталостной прочности и от соответствия фактической PG-характеристики битумного вяжущего климатическим требованиям и условиям движения. При этом применение более качественных материалов позволяет значительно увеличить продолжительность межремонтного периода

В качестве примера был приведён опыт оценки соответствия фактической PG-характеристики битумного вяжущего требуемой, выполненной РОСДОРНИИ в 2020–2021 годах для 42 субъектов РФ, в ходе которой было исследовано 90 образцов ПБВ. Испытания показали, что усталостная прочность асфальтобетонов, в первую очередь связанная с комплексным качеством битумного вяжущего, является фактором, наиболее влияющим на прогнозируемый срок до возникновения потребности в последующем ремонте асфальтобетонного покрытия.

Как отметил Михаил Славуцкий, использованные в ходе проведённых исследований стандартные методики, основанные на испытании асфальтобетонов, на порядок трудозатратнее и продолжительнее, чем методики, основанные на испытаниях битумных вяжущих с целью непосредственного определения их усталостных характеристик без изготовления асфальтобетонных образцов. Затем эксперт раскрыл суть этой методики, а также разработанного в РОСДОРНИИ подхода к сопоставительному прогнозированию ожидаемых сроков наступления фактической потребности в ремонтах асфальтобетонных слоёв по результатам испытаний битумных вяжущих при проектировании асфальтобетонов.