РОСДОРНИИ раскрыл результаты экспериментальных сопоставительных георадарных обследований на трассе М-12

27.03.2023 Просмотров: 441

Делегация ФАУ «РОСДОРНИИ» в Москве приняла участие в научно-практической конференции «Георадар – 2023» – это единственная площадка в России и странах СНГ, посвященная новейшим достижениям в области георадиолокации. Мероприятие посетили специалисты научных и изыскательских организаций, геологи, геофизики, молодые ученые и студенты.

Представители Института провели для гостей конференции мастер-классы по применению георадаров в дорожной деятельности и раскрыли результаты сопоставительных георадарных обследований на участке трассы М-12 «Москва – Казань», проводившихся в сентябре 2022 года в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» для выбора лучшей методики получения георадарных данных, а также скоростной и высокоавтоматизированной обработки многокилометровых радарограмм.

В исследовании помимо специалистов ФАУ «РОСДОРНИИ» участвовали три российских производителя георадарного оборудования с различной аппаратурой передвижных лабораторий – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с компанией «Радарные и Сейсмические системы», ООО «НПЦ Геотех» и НПО «Терразонд». Обрабатывали данные специалисты Северо-Кавказского федерального университета, ООО «ТИМ» и ГБУ «Автомобильные дороги».

Первый этап испытаний состоял из сканирования дорожной конструкции неразрушающим георадиолокационным методом для определения ее строения и возможных дефектов, а также контрольного измерения прочности дорожной одежды с помощью установки динамического нагружения.

На мастер-классе начальник управления методов проектирования автомобильных дорог Александр Кулижников сравнил различные конструкции георадарных комплексов.
Он отметил, что точнее всего участники испытаний определили границу подошвы пакета асфальтобетонных слоев, с требуемой точностью толщину слоев щебеночно-песчаной смеси и песка.

«Также эксперимент на М-12 показал, что георадарные ФАУ «РОСДОРНИИ» и НПО «Терразонд», всего за один проход собирают пространственную подповерхностную информацию о состоянии дорожных конструкций по полосе движения», – уточнил эксперт.

Дорожная лаборатория Института может ехать в транспортном потоке с достаточно высокой скоростью, абсолютно не мешая другим водителям. Радары сканируют всю ширину полосы движения, глубина обследования автомобильной дороги – до 1,5 метров. Шестиканальный георадарный комплекс РОСДОРНИИ, созданный на базе георадаров «ОКО-3», показал отличные результаты.

Заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог Роман Еремин рассказал, что Институт апробировал на М-12 методику совместного применения георадара и установки динамического нагружения для поиска ослабленных мест дорожной конструкции. Исследование подтвердило ее эффективность, полученные данные не засвидетельствовали признаков нарушений в конструктивных слоях на обследуемом участке трассы.

Кроме того, Роман Еремин выступил с докладом о практическом применении трехмерных цифровых моделей дорожных конструкций. РОСДОРНИИ в 2019 году адаптировал эту методику под работу с многоканальными георадарными данными с применением отечественных программных продуктов.

«Цифровые модели дорожных одежд целесообразно создавать при их строительстве или реконструкции и актуализировать на протяжении всего жизненного цикла объекта. Они помогают выявить ослабленные зоны и неоднородности в слоях, определить их фактическую толщину и соответствие проектным решениям прямо из офиса», – сказал Роман Александрович.

Начальник отдела инновационных технологий в инженерных изысканиях Наталья Пудова в своем докладе рассмотрела эффективные методики автоматизации обработки большого объема георадарных данных при оценке качества дорожного строительства. Различные программные алгоритмы были опробованы участниками испытаний на М-12.

«Анализ показал, что для выявления ослабленных зон в слоях основания дорожной одежды и грунтах земляного полотна эффективны алгоритмы атрибутного анализа динамических характеристик электромагнитного сигнала, при этом для классификации типа ослабленной зоны целесообразно использовать максимум амплитуды и спектральную чистоту», – подчеркнула Наталья Пудова.

Главный специалист отдела инновационных технологий в инженерных изысканиях Евгений Зверев рассказал об определении толщины слоев дорожной одежды по методике георадарного профилирования и неразрушающего зондирования. Применение георадарного зондирования может заменить заверочные буровые работы.

На М-12 данные точечных зондирований использованы для послойной коррекции геомоделей, построенных по результатам георадарного сканирования. Границы слоев дорожной одежды были определены ООО «ТИМ» с высокой точностью с помощью нейросети.

Справочная информация

По оценке специалистов РОСДОРНИИ, метод георадиолокации является безальтернативным, поскольку позволяет непрерывно исследовать внутреннее строение конструкции дорожной одежды.

Георадиолокационный метод все чаще используется в диагностике, инженерных изысканиях и обследовании автомобильных дорог, а также при контроле качества выполнения дорожно-строительных работ. При этом применяются разные конструкции георадаров, методики проведения работ и различное программное обеспечение.