15 и 16 февраля 2022 года в Москве прошла ежегодная международная конференция «Органические вяжущие и асфальтобетонные смеси в дорожном строительстве», организованная MAXConference. В мероприятии активное участие приняли эксперты РОСДОРНИИ.
Мероприятие MAXconference ежегодно объединяет представителей дорожно-строительных организаций, производителей битума и ПБВ, проектных институтов, производителей асфальтобетона, федеральных органов власти, научной общественности, региональных дорожных управлений, компаний-производителей добавок и оборудования для производства асфальтобетона.
В первый день конференции её участники обсудили вопросы объёмно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей, а также особенности используемого при этом оборудования. Были затронуты вопросы контроля качества смесей и дорожных покрытий, рассмотрены методы проверки параметров смесей на соответствие требованиям нормативно-технической документации, особенности работы с уплотнительной техникой, технологии производства и применения вяжущих и асфальтобетонных смесей. Также обсудили экономическую эффективность применения битумов в соответствии с классификацией PG.
Второй день был посвящён применению асфальтового гранулята (RAP) в производстве новых асфальтобетонных смесей, а также вопросам экологической безопасности. В качестве модератора сессии, посвящённой этому комплексу вопросов, выступил советник генерального директора РОСДОРНИИ Евгений Дамье.
С докладами в ходе конференции выступили заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог Роман Ерёмин, заведующий строительной лабораторией Михаил Славуцкий и главный специалист отдела экспертизы и оценки рисков РОСДОРНИИ Георгий Бахрах.
В частности, Михаил Славуцкий познакомил участников мероприятия с методикой расчёта требуемых PG-характеристик битумных вяжущих и рассказал о результатах исследований на соответствие фактических PG-характеристик битумов, применяемых при проведении дорожных работ в регионах Российской Федерации, требованиям действующих нормативов. Эксперт наглядно показал, что несоответствие фактических параметров битумов нормативным отрицательно сказывается на продолжительности сроков межремонтной эксплуатации асфальтобетонных покрытий.
Роман Ерёмин выступил с докладом о непрерывном контроле толщины асфальтобетонных слоёв дорожных одежд с целью обоснования проектных решений по результатам инженерных изысканий и определения мест потенциальных отклонений от проектных параметров при строительстве. Эксперт представил методику проведения полевых работ, которая включает георадарную съёмку с привязкой радарограмм спутниковым оборудованием, а также определение и вынос на местности мест контрольного отбора кернов с высокоточной координатной привязкой. Также докладчик описал основные принципы камеральной обработки георадарных данных.
Как отметил специалист, на сегодняшний день РОСДОРНИИ – единственное учреждение в России, которое реализует технологию построения цифровых моделей дорожных конструкций по результатам комплексного обследования методами георадиолокационного и лазерного сканирования.
Он подчеркнул, что непрерывный контроль толщины асфальтобетонных слоёв дорожных одежд неразрушающим способом в соответствии с ГОСТ Р 58349-2019 позволяет обнаружить любые локальные отклонения толщины асфальтобетона при осуществлении строительного контроля, а также оценить изменения толщины монолитных слоёв при выполнении проектно-изыскательских работ. В 2019 году институтом совместно с ГК «АВТОДОР» проведены совместные научные исследования с использованием различного георадарного оборудования. Подробнее с результатами работ можно ознакомиться по ссылке https://rosdornii.ru/documents/stati-i-publikatsii/.
Георгий Бахрах подготовил доклад о применении холодного ресайклинга, а также об использовании переработанного асфальтобетона для производства новых асфальтобетонных смесей и рассказал о том, как это влияет на состояние и свойства дорожной конструкции в целом.
Директор дорожного исследовательского центра СИБАДИ Григорий Левашов прочитал доклад о применении шлаковых материалов в составе асфальтобетонных смесей, рассказал о переквалификации части отходов во вторичные ресурсы и о значимости «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» для дорожной отрасли.
Заместитель директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий Государственной компании АВТОДОР Сергей Ильин познакомил участников конференции с новым ПНСТ 542-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Нежёсткие дорожные одежды. Правила проектирования». Документ разработан на основе результатов применения ПНСТ 265-2018 и учитывает внесённые за прошедшие три года изменения в нормативно-технической базе.
Также опытом успешного применения метода объёмно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей поделились эксперты Федерального дорожного агентства, ЗАО «ВАД», НИИ «ЛАДОР» и ООО «Автодор-Инжиниринг».
Свои разработки и результаты исследований представили и зарубежные спикеры. В их числе – Международный союз лабораторий и экспертов в области строительных материалов, систем и конструкций (RILEM) и Всемирная дорожная ассоциация (PIARC). В ноябре 2021 года в состав Исполнительного комитета этой организации вошёл генеральный директор РОСДОРНИИ Станислав Набоко.
Также специалисты из России, Германии, Франции, Швеции и США поделились опытом применения RAP в производстве новых асфальтобетонных смесей и рассказали, как использование этой технологии помогает справиться с экологическими вызовами, с которыми сталкивается дорожная отрасль. В частности, представители исследовательского центра BASALT AG отметили, что на дорогах Германии RAP в составе новых асфальтобетонных смесей используют уже на протяжении почти сорока лет.
Эксперты из Франции рассказали об актуальных тенденциях формирования асфальтобетонных смесей при пониженных температурах, об использовании холодных эмульсий, о методах холодной регенерации и стабилизации, о применении биотоплива и электротяги в дорожном оборудовании, внедрении BIM-технологий.
С технологиями, применяемыми в США и на территории Северной и Восточной Европы, аудиторию познакомил директор по продажам компании Gencor Сергей Дымов. В частности, он отметил, что в США существует государственная программа по применению RAP в составе горячих асфальтобетонных смесей, целью которой является 100% переработка старого асфальтобетона в новый. Также зарубежными дорожниками широко применяются биобитумы, микроволновый разогрев асфальтобетонной смеси, возобновляемые источники электроэнергии и другие инновации.
Затронутые в ходе конференции темы крайне актуальны, а реализация ключевых тезисов требует непрерывного диалога между всеми участниками дорожной отрасли и поддержки на государственном уровне. Сегодня для развития отрасли и повышения качества жизни населения страны необходимо не просто повышать экономическую эффективность дорожной деятельности, но также внедрять новые перспективные технологии, применять инновационные методы переработки вторсырья, повышать уровень экологической ответственности участников дорожной деятельности с целью минимизации её последствий для климатических безопасности.