Эксперты РОСДОРНИИ представили направления работы Института в Арктической зоне России

10.06.2022 Просмотров: 183

8 июня на площадке Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) начался 6-й международный саммит «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов», в котором приняли участие представители федеральных и региональных структур, российских и зарубежных нефтегазовых и энергетических компаний, транспортных, финансовых, научных и сервисных организаций.

На открытии саммита выступил и.о. ректора МАДИ Дмитрий Ефименко. Он отметил, что арктическая повестка в условиях сложившейся международной ситуации, санкций и импортозамещения становится исключительно востребованной, актуальной и неотложной.

«Особое место в программе саммита занимает обсуждение вопросов развития науки и технологий при освоении Арктики, комплексное развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны, повышение энергоэффективности объектов, развитие цифровых технологий. Сегодня здесь собрались профессионалы, чьими усилиями будут внедряться инновации, развиваться регионы, а перспективы — превращаться в реальность», — подчеркнул Ефименко.

От имени дирекции к участникам также обратился директор саммита Геннадий Черепов, пожелав творческих успехов и результативного обмена мнениями.

На пленарной сессии обсуждались приоритетные задачи устойчивого развития арктической зоны России, вопросы развития северных и арктических территорий, концепция многоукладной энергетики для российской Арктики, законодательные проблемы привлечения инвестиций в развитие Арктической зоны РФ.

В ходе сессии «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры арктической зоны» начальник Управления методов проектирования автомобильных дорог РОСДОРНИИ Александр Кулижников выступил с докладом о неразрушающих георадиолокационных методах для мониторинга состояния автомобильных дорог и ледовых переправ в Арктической зоне.

Эксперт перечислил национальные задачи в Арктической зоне: использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы; развитие Северного морского пути как национальной единой транспортной коммуникации; сбережение уникальной экологической системы в Арктике.

В докладе были отмечено, что Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. для решения национальных задач предусмотрено развитие сети автомобильных дорог в Арктической зоне Российской Федерации, которая  повысит транспортную доступность как населенных пунктов, так и перспективных минерально-сырьевых центров, связав их с объектами узловой транспортной инфраструктуры, в том числе с экспортными портами, и ключевыми центрами потребления.

 Протяженность сети только автодорог в Арктической зоне на сегодняшний день недостаточная. При этом возникают проблемы с просадками дорожных конструкций и размывами отдельных участков дорог паводковыми водами.

Рассказывая об опыте применения георадиолокационных технологий РОСДОРНИИ, Кулижников заметил, что Институт с конца XX века успешно применяет инновационные неразрушающие георадарные технологии в дорожной отрасли, которые показали свою эффективность на дорожных объектах Арктического региона в Мурманской, Архангельской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком округе, Республиках Коми и Саха (Якутия).

После проведения георадарных работ установлено, что просадки грунтов земляного полотна вызваны потерей несущей способности грунтового основания из-за размораживания мерзлых грунтов.

Долинное проложение трассы по самому низкому месту вызывает большие сложности и проблемы при эксплуатации автомобильных дорог особенно в дорожно-климатической зоне I-3. На проблемных участках не всегда эффективно решаются вопросы поверхностного водоотвода, а также не решен вопрос оптимизации высоты насыпи. Большие сложности и проблемы при эксплуатации возникают с участками автомобильных дорог, проходящими в выемках (дорожно-климатическая зона I-2).

«Целесообразно организовать комплексные мониторинговые обследования проблемных участков автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах, как с помощью георадаров, так и совместно с другими инструментальными методами и буровыми работами с отбором проб грунтов в разные времена года», — отметил Кулижников.

Он добавил, что РОСДОРНИИ занимается мониторингом состояния автомобильных дорог в Арктической зоне, выделяя ослабленные зоны (разуплотненные и переувлажненные грунты), обследуя дорожную одежду и грунты земляного полотна.

Представитель РОСДОРНИИ привел примеры обследований автомобильных дорог, а также рассказал о комплекте разработанной нормативно-технической документации по применению метода георадиолокации, межгосударственных и национальных стандартах, отраслевых дорожных методиках. В докладе были рассмотрены конструкции георадаров, применяемых при мониторинге ледовых переправ, приведены результаты георадарных работ, которые позволяют определить неразрушающими методами толщину льда, выделить разные типы льда, установить местоположение трещин во льду.

Также на саммите РОСДОРНИИ представляли сотрудники отдела транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог Борис Анохин и Дарья Страхова, которые на сессии «Проектирование и строительство инфраструктуры автомобильных дорог, аэродромов, объектов инфраструктуры железных дорог и социальных объектов в арктической зоне» рассказали о нормативно-технических документах по устройству зимних автомобильных дорог и ледовых переправ.

Спикеры отметили, что в Арктическую зону Российской Федерации входит северная оконечность Европейской и Азиатской частей страны, расположенная вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Арктическая зона России охватывает девять регионов: четыре относятся к ней полностью, пять – частично. Площадь арктических территорий составляет 4,8 млн км² (28% территории страны).

При этом общая протяженность автозимников федерального и регионального значений составляет около 21 643 км, ледовых переправ — 538 км. Наибольшая протяженность автозимников находится в Республике Саха (Якутия) и составляет 8315 км и в Красноярском крае — 6554 км, ледовых переправ — в Ямало-Ненецком АО и составляет 164 км.

В связи с этим возникла необходимость создания национального стандарта, учитывающего практический опыт устройства и содержания автозимников и ледовых переправ. РОСДОРНИИ разработал ГОСТ Р 58948-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания».

Сухопутные автозимники проектируют с учетом рельефа местности, климатических, грунтово-гидрогеологических и гидрологических условий, заболоченности, наличия многолетнемерзлых грунтов, а также характера метелевой деятельности в районе устройства. На прочных грунтовых основаниях автозимники следует устраивать наращиванием снежного полотна по мере выпадения снега в течение зимы.

При устройстве автозимников на один или два сезона его прокладку осуществляют по снежной целине без подготовки грунтового основания.

Автозимники по льду рек, озер и морей устраивают после ледостава, когда лед может выдержать нагрузку от дорожно-строительных машин. Работы по устройству ледовых автозимников и переправ включают: визуальную оценку состояния поверхности ледяного покрова; измерение толщины льда и глубины водотока по предварительно намеченной трассе и окончательную прокладку трассы на местности; подготовку поверхности льда для движения транспорта (очистка от снега, расчистка наплывов льда и торосов) и усиление слабого ледяного покрова.

Ледовые автозимники и переправы на ледяном покрове рек и озер (морей) устраивают в виде ледяного слоя проезжей части и обочин с уплотненным слоем снега толщиной от 3 до 5 см.

Толщина льда, необходимая для обеспечения безопасного пропуска колесных и гусеничных транспортных средств с грузом, устанавливается с учетом дистанции между автомобилями и расстоянием между полосами движения. При устройстве автозимников на один или два сезона его прокладку осуществляют по снежной целине без подготовки грунтового основания.

Автозимники и ледовые переправы обустраивают дорожными знаками, которые должны отражать установленную на текущий день грузоподъемность ледяного покрова, скорость движения транспортных средств, минимальную допустимую дистанцию между ними, а также другие условия движения по автозимникам.

Перед въездом на автозимник устанавливают табло со схемой, на которой указаны объекты дорожного сервиса, трудные участки автозимника, условия движения и меры по обеспечению безопасности при осуществлении грузоперевозок.

Большие (более 500 м) и средние (от 100 до 500 м) ледовые переправы обустраивают искусственным освещением на местах въезда и съезда, помещением для ожидания и обогрева пассажиров, средством связи, светофором, передвижной электростанцией, а также шлагбаумом и пропускным пунктом и т.д.

Состояние автозимников контролируют путем визуальных наблюдений с отметкой в специальном журнале мест разрушений, вида деформаций и намечаемых работ по их устранению. Проводят также проверочные проезды на автомобиле при свободных условиях движения с регистрацией скорости движения и уровнем содержания по участкам автозимника.

В процессе содержания ледовых автозимников и переправ осуществляют технический надзор за состоянием проезжей части и элементов обустройства, отвечающим условиям безопасности движения. Работы по их содержанию включают: устранение повреждений и деформаций ледяного полотна, возникающих в процессе эксплуатации; ежедневное проведение замеров толщины льда и оценку его несущей способности; очистку проезжей части от грязи и мусора; ежедневное проведение мониторинга погодных условий и т.д.

После завершения эксплуатации и закрытия автозимника и ледовой переправы на въездах (съездах) устанавливают знак 3.2 «Движение запрещено» и засыпают подъездные пути сыпучими материалами.


Справочная информация

Саммит организован Арктическим Советом Ассамблеи народов Евразии совместно с Арктической академией наук и Институтом Арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и партнерами Саммита — Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) и Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом.

Мероприятие приурочено к председательству России в 2021-2023 гг. в Арктическом совете, Году культурного наследия народов России, 350-летию со дня рождения основателя Санкт-Петербурга Императора Петра I и Дню полярника, который отмечается в России ежегодно 21 мая и является знаком признания заслуг людей, работающих на Северном и Южном полюсах Земли.