Эксперт РОСДОРНИИ рассказал о перспективах информационного моделирования дорожных одежд

22.09.2022 Просмотров: 352

Заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог РОСДОРНИИ Роман Еремин посетил IV Международную научно-практическую конференцию «Российский форум изыскателей». Мероприятие проходило в Москве при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Конференция объединила представителей отраслевых предприятий, вузов, научно-исследовательских и производственных центров для обсуждения вопросов развития технологического и кадрового потенциала отрасли, разработки подходов по преодолению кризисных явлений в экономике и внедрения инноваций.

Роман Еремин рассказал коллегам о перспективах информационного моделирования дорожных одежд. Научная публикация РОСДОРНИИ по этой теме вошла в сборник статей мероприятия. Эксперт отметил, что в современных реалиях дорожно-строительная отрасль активно переходит к стадии промышленного применения технологий информационного моделирования.

«Напомню, что в Распоряжении Минтранса России № АК-177-р «О подготовке проектной документации с использованием технологии информационного моделирования» указано, что с 1 января 2021 года проекты объектов транспортной инфраструктуры за счет бюджетных средств создаются с применением технологии информационного моделирования», – уточнил эксперт.

Российские ученые накопили большой опыт пространственного моделирования дорожных одежд. Впервые в России в 2018 году они разработали метод построения трехмерных моделей подземной среды с разделом конструктивных слоев по результатам георадарного. Причем информация о подповерхностной среде дороги был получена с помощью одноканальных георадиолокационных систем.

Позднее, в 2020 году в рамках реализации задач национального проекта «Безопасные качественные дороги» специалисты освоили методику создания трехмерных моделей подземной среды с помощью новых образцов многоканального георадарного оборудования, мобильного лазерного сканирования и программного обеспечения отечественного производства. Технология, в частности, позволяет выполнить пространственную идентификацию ослабленных зон в слоях основания дорожных одежд и грунтах земляного полотна.

«С целью демонстрации возможностей трехмерного моделирования дорожных конструкций выполнен комплекс камеральных работ в соответствии с вышеописанной методикой на участке двухполосной дороги. В качестве исходных данных использованы облака точек лазерного сканирования и георадарные профили, полученные с помощью нового типа передвижной дорожной лаборатории РОСДОРНИИ, разработанной специально для этих задач», – отметил Роман Еремин.

Сегодня информационные модели дорожных одежд используют для обнаружения предпосылок к образованию дефектов дорожного покрытия и повышения эффективности контроля объемов выполненных дорожно-строительных работ.

На первом этапе этой работы необходимо создание нормативно-технического документа в виде национального стандарта, определяющего правила создания цифровой модели поверхности покрытия и внутреннего строения дорожных одежд.

Справочная информация

Применение технологии информационного моделирования (ТИМ) предполагает создание и ведение информационной модели автомобильной дороги на всех ее жизненных циклах. Применение ТИМ позволяет ускорить процесс разработки и реализации проектов, сократить расходы при строительстве, реконструкции, содержании автомобильных дорог, а также числе оптимально спланировать очередность работ и повысить их качество.

РОСДОРНИИ активно использует георадары для создания цифровых моделей и решения прикладных задач дорожного хозяйства. Комплексирование георадаров с другими технологиями и методами расширяет возможности обследований, повышает объективность результатов инженерных изысканий.