Екатерина Брязгина рассказала о перспективах развития общественного транспорта в России

19.05.2022 Просмотров: 315

17-18 мая состоялась VII Ежегодная научно-практическая конференция «Транспортное планирование и моделирование – 2022». От РОСДОРНИИ в мероприятии приняли участие и.о. заместителя генерального директора Екатерина Брязгина, начальник управления транспортного планирования Владимир Пащенко, а также главный специалист отдела формирования национальной сети ИТС Антон Свистельников.

На конференции обсуждались возможные изменения в сфере развития транспорта в российских городах, а также перспективы городских транспортных систем через 5 и 10 лет. Кроме того, специалисты обменялись мнениями о проведенных исследованиях, используемых инструментах, методах и решениях, которые позволяют эффективно эксплуатировать и развивать городские транспортные системы.

Владимир Пащенко выступил модератором сессии «Общественный транспорт: текущая ситуация, новые вызовы и перспективы развития», на которой обсуждались возможные меры, которые позволят поддержать транспортную отрасль и заложить основы для будущего развития общественного транспорта в России.

В ходе пленарной дискуссии «Адаптация и развитие транспортных систем к новым условиям: текущие задачи и возможные изменения в городах России» и.о. заместителя генерального директора РОСДОРНИИ Екатерина Брязгина рассказала, что личный автомобиль для жителей мегаполисов является в настоящее время привилегией, однако в отсутствие в городе доступного и надежного общественного транспорта эта привилегия становится одновременно насущной необходимостью.

«Поэтому в ближайшие годы количество легковых автомобилей на улицах наших городов едва ли уменьшится», — сказала Екатерина Брязгина.

При этом, по словам эксперта, нельзя исключать роста популярности такси и шеринговых сервисов, но и резкого всплеска распространенности данных видов передвижения ожидать не стоит. Велосипеды и СИМ вряд ли станут конкурентами общественному транспорту.

«Главная задача общественного транспорта – массовые перевозки; решить ее средствами велосипедов и СИМ немыслимо. Более того, СИМ для общественного транспорта – скорее партнер, чем конкурент. Если будет обеспечена возможность удобного провоза в подвижном составе велосипедов и малых средств индивидуальной мобильности, это повысит привлекательность и «малой мобильности», и общественного транспорта», —подчеркнула Екатерина Брязгина.

Она добавила, что России как крупному экспортеру углеводородов в настоящее время и в ближайшей перспективе стоит сосредоточиться на реализации своих конкурентных преимуществ, задуматься о газификации транспорта.

Отвечая на вопрос о том, как изменится транспорт в городах России, Брязгина сказала, что в каждом конкретном случае направление изменений будет зависеть от транспортной политики городских властей. Их бездействие с большой вероятностью приведет к деградации транспортных систем.

При этом рост затрат на приобретение и эксплуатацию подвижного состава затронет ИП и микропредприятия, работающие на рынке пассажирских перевозок. Можно прогнозировать уход с рынка части таких перевозчиков, рост нерегулируемых тарифов и дальнейшее старение автобусного парка.

В совокупности это приведет к снижению качества работы и ценовой доступности городских и агломерационных систем общественного транспорта, полагающихся на микропредприятия.

Чтобы парировать эту угрозу, городские администрации вынуждены будут увеличивать дотации на перевозки по регулируемым тарифам и наращивать парк подвижного состава на предприятиях в муниципальной собственности. Эти шаги доступны не всем муниципальным образованиям из-за бюджетных ограничений. Альтернативой может быть привлечение к городским перевозкам крупных операторов, которые более устойчивы к неблагоприятной ситуации на рынке, возможно на основе «брутто-контрактации».

Помимо неблагоприятной ситуации с подвижным составом, возможны и сложности с созданием ИТС, в случае ограничений на использование зарубежного программного обеспечения, дефицита серверного и периферийного оборудования.

Изменения, которые принес 2022 год, при всех продуцируемых ими рисках, создают предпосылки для того, чтобы переосмыслить сложившиеся приоритеты в транспортной политике городов.

Оптимистическое видение городской транспортной системы, которое может быть предложено, – это рационально спроектированная маршрутная сеть общественного транспорта, обслуживаемая подвижным составом среднего и большого класса по регулируемым тарифам, с жестким контролем за соблюдением расписаний движения. Организация выделенных полос для маршрутных транспортных средств и оборудование линий метробуса для магистральных маршрутов позволяют обеспечить высокое качество транспортного обслуживания на ключевых пассажирских корреспонденциях (местах, где существует потребность населения в транспортных связях между двумя остановочными пунктами). Перевозки осуществляются одним или несколькими крупными операторами на основе «брутто-контрактов», что позволяет гибко маневрировать провозной возможностью ПТОП. Развита система перевозок по требованию, которая компенсирует последствия ухода с рынка микропредприятий.

 

Справочная информация

Конференция «Транспортное планирование и моделирование» проводится ежегодно при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, крупнейших государственных компаний и корпораций. В ходе мероприятия ведущие профессионалы в области планирования, управления и цифровизации транспортных систем озвучивают ключевые задачи и решения для отрасли, делятся опытом и формируют позицию профессионального сообщества по основным направлениям развития транспортных систем.