С 20 по 21 октября в Архангельске проходил X Международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», организованный Правительством Архангельской области. В мероприятии принял участие начальник управления методов проектирования автомобильных дорог РОСДОРНИИ Александр Кулижников.
Александр Михайлович на сессии «Создание и модернизация производственной инфраструктуры на Севере» рассказал о применении инновационных георадиолокационных технологий для оценки работоспособности сооружений транспортной инфраструктуры в арктическом регионе. Методика показала свою эффективность при проверке состояния дорог в Мурманской и Архангельской областях, Ямало-Ненецком округе, Республиках Коми и Саха (Якутия).
«Протяженность сети федеральных автомобильных дорог в Арктической зоне – более 730 километров. Однако транспортная сеть региона развита слабо. Часто на местных дорогах возникают проблемы с просадками дорожных конструкций из-за размораживания мерзлых грунтов и размывами отдельных участков паводковыми водами. Необходимо наряду с развитием сети дорог, проектированием дорог к сырьевым базам, обеспечить сохранность существующих автомобильных дорог в Арктической зоне, а также продлить их сроки службы», – отметил эксперт.
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года предусматривает повышение транспортной доступности Арктической зоны в том числе за счет использования высокотехнологичных научных методик. РОСДОРНИИ успешно применяет инновационные неразрушающие георадарные технологии для мониторинга состояния автомобильных дорог и ледовых перепав в арктическом регионе, а также определения наиболее ослабленных участков дорожных конструкций и причин их разрушения.
Александр Кулижников уточнил, что наиболее частыми причинами разрушения дорожного полотна в Арктической зоне являются ошибки в прогнозировании мерзлотного режима, глубины протаивания оснований насыпи и расчетного расхода поверхностных вод, а также просадки земляного полотна. После проведения георадарных работ установлено, что просадки вызваны потерей несущей способности грунтового основания из-за размораживания мерзлых грунтов.
Для повышения качества транспортной сети Арктической зоны специалисты РОСДОРНИИ разработали научно-техническую программу «Исследование водно-теплового режима дорожных конструкций в различных природно-климатических зонах». В документе указано, что при разработке конструкций автомобильных дорог необходимо учитывать инновационные технологии, инженерно-геологические и мерзлотно- грунтовые условия района строительства.
«Также рекомендуем организовать комплексные георадарные и геокриологические мониторинговые обследования на опытных участках автомобильных дорог, стационарных постах наблюдений и полигонах, расположенных на многолетнемерзлых грунтах в разное время года», – сказал Александр Михайлович.
Кулижников А.М. закончил свое выступление тем, что специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» готовы:
-
оценивать состояние и работоспособность дорожных конструкций по остаточному ресурсу;
-
выполнять научно-техническое прогнозирование состояния сети дорог, водно-теплового режима дорожных конструкций, разрабатывать адаптированные и устойчивые дорожные конструкции автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос к сезонному оттаиванию грунтов с учетом изменения климата в разных дорожно-климатических зонах;
-
определять толщину льда, деградацию ледяного массива, структуру льда, местоположение неоднородностей, зон трещиноватости и других дефектов внутри массива ледяных дорог и ледовых переправ;
-
разрабатывать мероприятия по обеспечению устойчивости ледяных дорог и ледовых переправ, а также по продлению сроков их службы.
Справочная информация
X Международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра» является важной дискуссионной площадкой для обсуждения вопросов развития Арктики, среди которых ход развития ключевых проектов инфраструктуры, нефтегазовой и горнорудной промышленности, потенциал развития арктических территорий и межрегиональных кооперационных связей.
Ежегодно Форум собирает свыше 300 представителей исполнительных органов государственной власти, нефтегазовых и логистических операторов, инжиниринговых и строительных подрядчиков, проектных организаций, экспертов отрасли, работающих в Арктике.