Золошлакам найдут более широкое применение при строительстве дорог

09.04.2021 Просмотров: 359

2 апреля 2021 года в ФАУ «РОСДОРНИИ» под председательством генерального директора института Станислава Набоко прошло совещание по проблематике применения золошлаковых материалов в дорожном строительстве. В мероприятии принял участие руководитель департамента по развитию реального сектора Исполкома Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МАСС) Сергей Шкуркин, а также генеральный директор ООО «ТЭФРА» Иван Сырейщиков. Были рассмотрены возможности применения золошлаковых материалов при строительстве Северного обхода г. Омска.

Совещание открыл Сергей Шкуркин с своим докладом о деятельность МАСС в части увеличения объёмов использования золошлаков в дорожном строительстве. Исполком ассоциации проводит системную работу в этом направлении с 2018 года. В частности, по инициативе МАСС был проработан вопрос использования при строительстве Северного обхода г. Омска золошлаковых смесей местных ТЭЦ. Исследования проводились при непосредственном участии «РОСДОРНИИ».

В числе прочего были разработаны конструктивно-технологические решения по использованию продуктов сжигания твёрдого топлива в нижней части (ниже рабочего слоя) земляного полотна и при устройстве несущих слоёв оснований дорожных одежд, разработаны технологические схемы применения этих материалов, предложены транспортно-логистические схемы их подвозки на объект строительства. Предполагаемый суммарный объем использования золошлаков при строительстве дороги составляет около 5,9 млн. кубометров (7,6 млн. тонн). С докладом на эту тему выступила заместитель начальника управления проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений «РОСДОРНИИ» Светлана Ковригина.

В целях дальнейшего расширения применения золошлаковых материалов в дорожном строительстве ФАУ «РОСДОРНИИ» готово взять на себя широкий спектр работ по изучению технологии получения и хранения таких материалов. Институт готов провести лабораторное исследование их параметров на соответствие требованиям нормативно-технической документации, подготовить рекомендации по повышению показателей золошлаковых материалов, выполнить НИОКР с целью расширения их применения, а также разработать документацию для согласования СТО в Федеральном дорожном агентстве.

Как отметили участники совещания, на сегодняшний день институтом накоплен значительный опыт в части реализации подобных проектов. Например, в 2020 году проведены работы по исследованию золошлаковаых материалов Рефтинской ГРЭС (Свердловская область) и Каширской ГРЭС (Московская область), начаты исследования отходов Бийской ТЭЦ (Алтайский край) для определения возможности их использования в составе материала для укрепления оснований дорожных одежд методом холодной регенерации. В декабре 2020 года между институтом и Главой Республики Бурятия подписано соглашение по использованию в дорожном строительстве золошлаковых материалов Улан-Удэнских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и Гусиноозерской ГРЭС.

Завершилось совещание докладом генерального директора ООО «ТЭФРА» Ивана Сырейщикова, который поделился опытом испытания материалов для дорожного строительства с использованием золы-уноса. Компания является дочерним подразделением АО «Русатом инфраструктурные решения» и специализируется на переработке золы угольных тепловых электростанций в Томской области.

Также участники совещания обсудили существующие проблемы при использовании золошлаковых материалов в дорожном строительстве. К одной из них относится технология удаления продуктов сжигания твердого топлива на тепловых электростанциях при помощи гидравлической системы. Это ухудшает свойства золошлаковых материалов и делает их нестабильными. В Европе используют технологию сухого золоудаления, которая позволяет сохранить все необходимые свойства материала.

Широкове использование золошлаковых смесей усложняется из-за действующего законодательства. Согласно редакциям федерального закона «Об отходах производства и потребления» и приказа Минприроды «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», золошлаковые смеси от сжигания углей относятся к IV и V классам опасности. В этом случае производителю и потребителю необходимо разработать и согласовать пакет природоохранных документов, в том числе получить лицензию на транспортировку и работу с таким материалом.

В совещании принимали участие:

  • Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Станислав Набоко;

  • Заместитель генерального директора Павел Ручьев;

  • Заместитель генерального директора по науке, образованию и информационным технологиям Александр Каменских;

  • Директор по организационной деятельности ОЦК Алексей Ковров;

  • Заместитель директора по развитию филиалов в УрФО Роман Черняк;

  • Начальник управления по международным связям Юлия Григорова;

  • Заместитель начальника управления проектирвоания автомобильных дорог и искусственных сооружений Светлана Ковригина;

  • Руководитель департамента по развитию реального сектора исполкома Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение Сергей Шкуркин;

  • Генеральный директор ООО «ТЭФРА» Иван Сырейщиков.