С 18 по 21 марта в Москве проходит VIII Международная научно-практическая конференция «Вселенная белого медведя: эффективное сотрудничество в Арктике» – знаковое мероприятие для экспертов, занимающихся сохранением и рациональным применением ресурсов арктических экосистем. Организаторы мероприятия – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительство Чукотского автономного округа.
Ключевыми темами конференции, в частности, стали развитие инфраструктуры, энергетика и транспорт, обеспечение экологической и техносферной безопасности в условиях Арктики.
Начальник управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Кулижников представил аудитории доклад на тему «Сохранение экологической безопасности и повышение эффективности инженерно-геологических изысканий в арктическом регионе за счёт внедрения георадиолокационных технологий».
С развитием транспортной инфраструктуры арктического региона, важным вопросом становится сохранение его экологической системы и повышение эффективности инженерно-геологических изысканий.
Спикер отметил, что при выполнении инженерных изысканий на многолетнемёрзлых грунтах необходимо соблюдать СП 493.1325800.2020 «Инженерные изыскания для строительства в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов. Общие требования», чтобы не допустить нарушения сложившихся инженерно-геокриологических условий и сохранить экологическое равновесие. В летний период, по мнению эксперта, необходимо исключить передвижение на транспортных средствах, которые могут повредить почвенно-растительный покров.
Количество инженерно-геологических выработок зависит от инженерно-геокриологических условий и составляет до 1600 шт. на 1 кв. км на площадных объектах и до 100 шт. на 1 пог. км – на линейных.
«При выполнении буровых работ в арктическом регионе следует опасаться образования вертикальных протаивающих поверхностей в верхней части выработок, которые способствуют разрушению крупных массивов протаивающих грунтов», – добавил Александр Кулижников.
Таким образом, при проведении инженерных изысканий предпочтение стоит отдавать неразрушающим и бесконтактным технологиям, заменяя ими традиционные подходы. В их числе – георадиолокационные методы исследований и лазерное сканирование, которые можно проводить как стационарно с земли, так и бесконтактно с применением квадрокоптеров.
Александр Кулижников рассказал и о преимуществах применения георадаров – это большая глубинность исследований, возможность выполнения работ в тёмное время суток и при отрицательных температурах.
«Георадарные работы являются неразрушающими и высокопроизводительными. За сутки можно записать более 500 км георадиолокационного профиля автомобильных дорог при помощи передвижных лабораторий, оснащённых необходимым оборудованием. Они позволяют значительно снизить количество инженерно-геологических выработок на однотипной местности, тем самым сохраняя уникальную экологическую систему арктической зоны», – отметил спикер.
Специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» имеют многолетний опыт выполнения подобных работ в арктическом регионе (Архангельская, Мурманская и Магаданская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Бурятия). Это инженерно-геологические изыскания при строительстве новых автомобильных дорог, разведка запасов дорожно-строительных материалов в притрассовых карьерах, обследования дорожных конструкций, а также изыскания, строительство и эксплуатация ледовых переправ и ледовых дорог.
Кроме того, в ходе выступления Александр Кулижников рассказал об опыте эксплуатации дорог в условиях многолетнемёрзлых грунтов, а также о недопустимом транспортно-эксплуатационном состоянии отдельных участков дорог, которые чаще всего являются результатом инженерно-геокриологических процессов.
Напомним, что сегодня в дорожно-транспортной отрасли реализуется «Дорожная карта» по адаптации к изменению климата сети автомобильных дорог в арктическом регионе, подкреплённая разработкой целого ряда нормативно-технических документов.