В рамках 13-й Международной конференции по устойчивому управлению отходами и экономике замкнутого цикла в Мумбаи (Индия) заместитель директора департамента научно-технического развития и стандартизации ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Марьев выступил в качестве председателя научно-практической сессии, посвященной вовлечению вторичных ресурсов в проекты дорожного строительства.
В настоящее время использование промышленных отходов в дорожном строительстве представляет значительный интерес для снижения техногенной нагрузки и укрепления экологической безопасности граждан России.
Так, согласно статистическим и экспертным данным, на территории государства накоплено не менее 40 млрд тонн отходов производства и потребления, при этом перерабатывается и используется не более 30 % этого объема. Оборот вторичных ресурсов является важным резервом ресурсосбережения при строительстве и ремонте автомобильных дорог, а также повышения эффективности расходования материальных, энергетических и финансовых ресурсов отрасли.
С 2018 года ФАУ «РОСДОРНИИ» ведет плановую работу, направленную на оценку возможности вовлечения промышленных отходов на пилотных участках отдельных регионов, таких как Республика Бурятия, Магаданская, Томская, Сахалинская, Кемеровская, Свердловская области, Республика Хакасия.
Федеральным дорожным агентством подготовлена и утверждена дорожная карта по расширению применения золошлаковых материалов, а также дорожно-строительных технологий и материалов с их использованием в дорожной деятельности. В России также накоплен опыт применения резиновой крошки, технической серы, фосфогипса, металлургических шлаков для дорожной одежды.
Однако в связи с определенными ограничениями, а также с необходимостью соблюдать высокие технические требования к материалам с долей вторичных ресурсов, в настоящее время они не имеют широкого применения. Правительство Российской Федерации за последние 2 года инициировало ряд отраслевых программ, что поможет сформировать системный подход к комплексному решению вопроса об утилизации накопленных и ежегодно образующихся крупнотоннажных отходов производства.
Кроме того, в рамках научно-практической сессии с докладом выступил заместитель начальника отдела информационного сопровождения ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Несветайлов, который рассказал участникам о сотрудничестве с Центральным дорожным научно-исследовательским институтом (CRRI) Индии в сфере применения вторичных ресурсов в дорожном строительстве, в частности в вопросах использования металлургического и доменного шлаков как заполнителя при производстве асфальтобетонных смесей.
«Такое взаимодействие играет большую роль, поскольку научные учреждения России и Индии обладают уникальным опытом применения асфальтобетонов на основе шлака. Он включает строительство участков дорог в регионах с низкими температурами (РОСДОРНИИ) и с большим выпадением осадков (CRRI). В обоих случаях асфальтобетон с применением шлака показал высокие эксплуатационные характеристики», – рассказал спикер.
Справочная информация
ФАУ «РОСДОРНИИ» занимается инновационным развитием и совершенствованием качества автомобильных дорог, выполнением фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отраслевой направленности.
Филиалы Института располагают передовой лабораторной базой, позволяющей проводить полноценный комплекс испытаний дорожно-строительных материалов, полученных с использованием вторичных ресурсов.