Эксперт РОСДОРНИИ рассказал об анализе применения георадарных технологий по результатам сопоставительных испытаний

29.11.2023 Просмотров: 360

ФАУ «РОСДОРНИИ» приняло участие в XVIII Общероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации». Мероприятие зарекомендовало себя как одно из крупнейших ежегодных событий в отрасли с участием российских и международных специалистов.

В рамках тематической секции на полях конференции заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог Роман Еремин рассказал об анализе применения георадарных технологий по результатам сопоставительных испытаний.

Предваряя основную часть выступления, эксперт сообщил о различиях между дорожными и универсальными георадарами. Так, дорожный георадар способен решать прикладные задачи, такие как определение толщины конструктивных слоев дорожной одежды и обнаружение областей неоднородности свойств в слоях основания, а также имеет возможность встраивания результатов в комплексные цифровые модели инженерных изысканий и обследований. Он обладает высокой производительностью сбора данных на участках большой протяженности и по всей ширине автомобильной дороги.

Эксперт также поделился с участниками мероприятия целями и задачами Института при осуществлении сопоставительных георадарных обследований в 2019 и 2022 годах.

В ходе работ сотрудники управления методов проектирования автомобильных дорог РОСДОРНИИ определили производительные и эффективные алгоритмы, методы и технологии оценки внутренней структуры и состояния дорожных конструкций, выявили наиболее эффективный комплекс необходимого оборудования и программного обеспечения для решения дорожных задач, а также оценили возможности применения алгоритмов искусственного интеллекта в обработке результатов георадарного обследования автомобильных дорог.

«По результатам исследований удалось подтвердить, что полностью автоматические алгоритмы позволяют выполнять обработку данных также эффективно, как это делает человек, но с более высокой скоростью», – отметил Роман Еремин.

В результате сопоставительных испытаний специалисты подтвердили эффективность георадара для определения толщины слоев дорожной одежды, а также доказали, что георадарный профиль содержит динамические характеристики, позволяющие автоматизированно выделить участки с разными прочностными параметрами без необходимости экспертной оценки. Возможность определения ослабленных зон в слоях дорожной конструкции была подтверждена посредством применения методик анализа изменений амплитудно-частотных характеристик отраженного сигнала георадара в сопоставлении с данными динамического нагружения.

В рамках исследований продемонстрированы компьютерные алгоритмы, у которых максимальная скорость обработки радарограм не ниже скорости сбора многоканальных георадарных данных.

Справочно

За последние пять лет ФАУ «РОСДОРНИИ» разработало новые методики комплексирования георадаров с другими методами исследования, такими как лазерное сканирование и динамическое нагружение.

Метод георадиолокации позволяет непрерывно исследовать внутреннее строение конструкции дорожной одежды. Его используют в диагностике, инженерных изысканиях и обследовании автомобильных дорог, а также при контроле качества выполнения дорожно-строительных работ. При этом применяются различные конструкции георадаров, методики проведения работ и программное обеспечение.