1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости института
  4. Весомый довод: как улучшить дороги, развивая систему весогабаритного контроля

Весомый довод: как улучшить дороги, развивая систему весогабаритного контроля

08.09.2020 Просмотров: 7

Эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» вновь провели онлайн-конференцию на базе института для представителей дорожной отрасли со всей страны

На этот раз специалисты научного института обратились к теме развития системы автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Внимание к этому вопросу позволяет в долгосрочной перспективе улучшить качество дорожного покрытия, а также увеличить срок его эксплуатации. Ведущие эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» в этой отрасли рассмотрели формирование нормативно-правовой базы по весогабаритному контролю, требования к АПВГК и достижениям региональных проектов.

Первым выступил Александр Конорев, начальник отдела расчета конструкций дорожных одежд для движения тяжеловесных транспортных средств ФАУ «РОСДОРНИИ». Свое выступление он посвятил изменениям нормативно-правовой базы, относительно АПВГК. Докладчик напомнил, что 20 июля 2020 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 239-ФЗ о внесении изменений, касающихся весового и габаритного контроля транспортных средств.

2.png

Новые правила, в частности, закрепляют формат выдачи разрешения на движение тяжеловесов в электронном виде и устанавливает понятие зоны весогабаритного контроля. Изменения касаются и организации самих пунктов весогабаритного контроля: единства измерений, обязательных метрологических требований к ним, а также показателей точности.

Ряд предложений по изменениям системы АПВГК совместно с другими федеральными дорожными структурами готовит и ФАУ «РОСДОРНИИ»:

«Совместно с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», Ассоциацией «РАДОР» мы готовим предложения в текст постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Также разрабатываются изменения в новый Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», – перечислил Александр Конорев.

Так, например, предлагается запрет разворота, обгона, неравномерного движения и остановки в зоне АПВГК, кроме того, разрабатываются новые дорожные знаки.

Следующей выступила Ирина Рахимова, начальник отдела конструкций земляного полотна ФАУ «РОСДОРНИИ». В своем докладе она рассказала о требованиях к размещению пунктов весогабаритного контроля.

Докладчица напомнила, что в ближайшее время на территории Российской Федерации должно быть введено в эксплуатацию 387 пунктов АПВГК, работающих в автоматическом режиме. Ирина Рахимова отметила, что процесс внедрения этих систем трудоемок. Основная проблема, с которой сталкиваются подрядчики – обеспечение условий бесперебойной и точной работы весоизмерительных и других датчиков, встроенных в дорожное покрытие. Необходимо также создать для оборудования такие условия, чтобы оно проработало в течение своего эксплуатационного периода, то есть 6-8 лет. Для этого должны быть официально закреплены требования к участкам АПВГК и дорожному покрытию в данных зонах. Именно над этим сейчас работает ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках госзадания Министерства транспорта Российской Федерации.

Во время доклада участники вебинара смогли изучить схему пункта весогабаритного контроля со всеми функциональными зонами и требованиями к каждому из них.

Представители научного института также высказали предложения по ограничению строительства таких пунктов на участках со сложными грунтово-гидрологическими условиями, таких, как высокие насыпи или, напротив, низины. Но наиболее серьезные требования должны быть предъявлены к дорожному покрытию:

«Требования к дорожным одеждам в зонах АПВГК нуждаются в существенной переоценке. С этим уже столкнулись многие организации, внедрившие АПВГК, а теперь имеющие проблемы с его эксплуатацией. Предпочтение стоит отдавать жестким дорожным покрытиям. А для нежестких покрытий уже на стадии проектирования нужно дополнительно принимать во внимание такие факторы: наличие в верхнем слое штраба для датчиков, снижение общего модуля упругости дороги в летний период, возможное появление температурных трещин в конструкции. Все это будет влиять на работу датчиков», – пояснила Ирина Рахимова.

Докладчица перечислила и ряд других требований к дорожным одеждам на участках весогабаритного контроля. В том числе указала, что модуль упругости рабочего слоя земляного полотна должен предусматривать не менее 45-60 МПа в зависимости от климатической зоны, или необходимо применять асфальтобетоны (и ЩМА) 1 класса истираемости в верхнем слое покрытия в зоне АПВГК.

Были предложены изменения к существующей методике расчетов нежестких дорожных одежд, предусматривающие введение дополнительных повышающих коэффициентов по каждому критерию расчета конструкции.

Речь шла и о требованиях к эксплуатационным показателям: продольной ровности IRI, колейности, сцепным свойствам покрытия. Кроме того, в зоне АПВГК не допускаются дефекты: ямы, выбоины и просадки.

3.png

Тему продолжил главный специалист отдела проектного управления ФАУ «РОСДОРНИИ», Александр Вилков. Докладчик подробно рассказал, как заполнять специальную форму для внесения объекта в систему оперативного управления «Эталон». Этот ресурс позволяет отслеживать показатели регионов и обеспечивать своевременное информирование Министерства транспорта Российской Федерации по вопросу внедрения АПВГК в стране.

4.png

В завершение вебинара участников конференции призвали обдумать возможные изменения в порядок внедрения и работы АПВГК, опираясь на опыт региона. Предложения можно отправить на электронную ФАУ «РОСДОРНИИ» post@rosdornii.ru. На сайте научного института в разделе «Система повышения квалификации» также можно оставить заявку на тему, которую еще не поднимали в рамках вебинаров от ведущих экспертов института. Там же можно посмотреть прошедшие онлайн конференции в записи.