Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко принял участие в пленарном заседании «Трансформация таксомоторной отрасли: как адаптироваться и использовать возможности нового времени?». Мероприятие прошло 3 августа в рамках XI Международного Евразийского форума такси. Модератором заседания выступил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев.
Открыл дискуссию заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов, который рассказал об изменениях, которые ждут таксомоторную отрасль с 1 сентября 2023 года после вступления в силу основных положений нового Федерального закона № 580: «Закон, который отрасль ждала более десяти лет, регулирует деятельность такси, устанавливает права и обязанности участников рынка, налагает на них ряд ограничений. Документ направлен на обеспечение безопасности перевозок и повышение качества обслуживания пассажиров».
Замминистра транспорта назвал одним из основных положительных новшеств для отрасли создание федеральной информационной системы легкового такси. Она будет реализована на единой цифровой платформе «Гостех» и охватит более 20 млн граждан и 453 тыс. легковых такси. Он добавил: «В систему будут поступать данные из трех реестров: перевозчиков, автомобилей и служб такси. Все участники рынка в обязательном порядке должны быть внесены в эти реестры».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов в своем выступлении обозначил спектр задач, стоящих перед таксомоторной отраслью: повышение безопасности пассажиров и исключение нелегального такси, увеличение количества отечественных автомобилей на дорогах, усиление кадрового отбора среди водителей. Отдельно он остановился на развитии беспилотных транспортных перевозок.
Антон Журавлев отметил, что РОСДОРНИИ совместно с Минтрансом России проводит работу по внедрению современных цифровых технологий в транспортную инфраструктуру с целью обеспечения движения наземных беспилотных транспортных средств, что является важным шагом к цифровой трансформации дорожно-транспортного комплекса.
Что касается проблем таксомоторной отрасли, то Антон Дмитриевич подчеркнул, что их следует рассматривать с разных сторон: водителя, перевозчика, агрегатора и регулятора.
«Если мы, например, говорим о безопасности пассажиров такси, знании водителем города, то это ответственность водителя, его профессионального чувства достоинства и желания качественно выполнять свою работу. А если говорим о требованиях к машинам, к их внешнему виду, то это уже задача агрегатора».
«Сейчас активно развивается региональный туризм, и такси должно соответствовать определенному стандарту. Мы должны подумать, какой KPI можно ввести, какую региональную политику развития проводить, чтобы сервис такси был наравне со столицей», – добавил Антон Дмитриевич. Он отметил, что в Москве положительно себя показал опыт с субсидированием, и данный механизм необходимо распространять на другие субъекты Российской Федерации.
О развитии таксомоторной отрасли в Москве рассказал заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Владимир Макаров. На сегодняшний день в Москве и Московской области работает более 162 тыс. легковых такси. Ежегодно на дороги города выезжают 95 тыс. Все такси в Москве имею единую желтую окраску и средний возраст четыре года, в области – белый цвет и средний возраст около пяти лет. Если сравнивать столицу и областные города, то в первом случае услуги по перевозке пассажиров больше всего оказывают юридические лица, во втором – индивидуальные предприниматели.
«В 2021 году московским такси было перевезено 519 млн человек, в 2022 году – 585,2 млн, на 2023 год мы прогнозируем – 642,4 млн, – рассказал Владимир Макаров. – Ежедневно в Москве перевозят порядка 1,7 млн человек. Мы не отделяем такси от общественного транспорта, считая, что данная услуга должна быть доступна каждому жителю столицы».
С 2012 года Правительство Москвы оказывает поддержку таксомоторным компаниям. Программа субсидирования помогает расширять автопарк и снимать нагрузку на предприятия, которые занимаются данной деятельностью на территории города. В 2022 году субсидии получили 164 компании, в этом на рассмотрении находится 128 заявок. Бюджетом этого года предусмотрено субсидирование на таксомоторные перевозки в размере 225 млн рублей.
В заключение стратегической сессии обсудили вопросы расширения производства отечественных автомобилей и зарядных станций для электромобилей.