Эксперты РОСДОРНИИ рассказали о совершенствовании системы ценообразования в дорожной отрасли

10.08.2023 Просмотров: 935

В Калининграде прошел практический семинар Федерального дорожного агентства «Совершенствование системы ценообразования в дорожной отрасли и решение актуальных вопросов сметного нормирования».

Начальник отдела методологии ценообразования Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Александра Зайцева отметила, что Росавтодор принимает активное участие в работе по переходу дорожно-строительной отрасли на ресурсно-индексный метод и обозначила основные направления работы. Прежде всего, это разработка отраслевых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям, мониторинг основных ценообразующих строительных ресурсов, актуализация федеральной сметно-нормативной базы и разработка новых, а также актуализация существующих отраслевых сметных нормативов.

От РОСДОРНИИ с докладами выступили директор департамента ценообразования Анна Платунова, заместитель директора департамента ценообразования Надежда Сакута, начальник отдела обоснования финансовых затрат Ирина Ковтун, главный специалист отдела методологии ценообразования Татьяна Мирошниченко, начальник управления технико-экономических исследований Татьяна Матюшенко, директор Северо-Западного филиала Антон Изотов

Деятельность Института в области ценообразования направлена на повышение достоверности определения сметной стоимости на всех этапах жизненного цикла объектов дорожного хозяйства.

Анна Платунова рассказала участникам семинара о работе по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве с учетом перехода на ресурсно-индексный метод, которую проводят специалисты РОСДОРНИИ. Она обозначила задачи, которые сегодня решаются для успешного внедрения ресурсно-индексного метода в дорожном хозяйстве. Это разработка сметных нормативов для определения сметной стоимости проектных и строительно-монтажных работ, анализ и расчет заработной платы работников дорожного хозяйства, а также мониторинг цен специализированных строительных ресурсов, необходимых для выпуска индексов по группам однородных ресурсов. Далее спикер подробнее остановилась на последней задаче.

Сегодня в соответствии с приказом Минстроя России в перечень специализированных строительных ресурсов для дорожного хозяйства входят 95 специализированных ресурсов, из которых 74 позиции – материальные ресурсы, 21 – машины и механизмы. Именно они будут определять динамику изменения стоимости ресурсов, на которые отсутствуют текущие сметные цены во ФГИС ЦС.

Для сбора и анализа данных о стоимости специализированных ресурсов РОСДОРНИИ взаимодействует с производителями, поставщиками, субъектами РФ, подрядными организациями, региональными центрами мониторинга и федеральными казенными учреждениями, подведомственными Росавтодору.

«Успешный переход отрасли на ресурсно-индексный метод сегодня требует конструктивного взаимодействия между всеми участниками строительного процесса, в том числе в части обмена информацией как о фактической стоимости ресурсов, так и о проблемных вопросах, возникающих при апробации РИМ», – в заключение отметила Анна Платунова.

Начальник управления технико-экономических исследований департамента ценообразования Татьяна Матюшенко рассказала про основные направления развития отраслевой сметно-нормативной базы по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В настоящее время при определении сметной стоимости работ применяются отраслевые сметные нормативы, утвержденные Минтрансом России и зарегистрированные в Минюсте России. Результатом развития нормативной базы является ежегодное увеличение количества разработанных документов.  И если на первом этапе отраслевая сметная нормативная база развивалась в основном в части содержания, то после 2011 года начался период ускоренного развития нормативного блока по ремонту.

«Следует признать, что в настоящее время отсутствуют методические рекомендации Минтранса России, устанавливающие порядок и правила определения сметной стоимости работ по ремонту автомобильных дорог, – отметила Татьяна Матюшенко. – В связи с этим при определении сметной стоимости работ в большинстве случаев используется федеральная сметно-нормативная база Минстроя России».

Также эксперт добавила, что принятие поправок в № 257-ФЗ позволит решить системную проблему формирования единой сметной нормативной базы для целей определения стоимости эксплуатации автомобильных дорог. Такие поправки позволят субъектам Российской Федерации сэкономить ресурсы, требующиеся на цели разработки нормативов.

***

Напомним, что в 2022 году ФАУ «РОСДОРНИИ» провел работу по актуализации отраслевого сборника по содержанию автомобильных дорог и разработке отраслевых сметных норм по диагностике.

Кроме того, в этом году Институт разрабатывает новую линейку сметных нормативов для проведения работ по ремонту, содержанию и диагностике автомобильных дорог.