На площадке Института прошла рабочая встреча с делегацией Научного центра изучения Арктики во главе с научным сотрудником сектора геотехники Александром Лебедевым. От РОСДОРНИИ в мероприятии приняли участие представители Департамента научно-технического развития во главе с начальником управления методов проектирования автомобильных дорог Александром Кулижниковым. Стороны встретились в целях обсуждения возможного научного взаимодействия в части развития транспортной инфраструктуры в условиях крайнего Севера.
С приветственным словом к участникам обратился Александр Кулижников: «Развитие транспортной инфраструктуры в арктическом регионе – важная и актуальная задача. Эти территории обладают колоссальными ресурсами: здесь сосредоточены месторождения полезных ископаемых, драгоценных и редкоземельных металлов. Однако для их освоения, включая в том числе автомобильные дороги к морским портам, необходима надежная логистика. Речь идет о создании как постоянно действующих, так и сезонных дорог. Убежден, что данный вопрос требует пристального внимания».
Руководитель делегации Научного центра изучения Арктики – Александр Лебедев рассказал о нюансах строительства, содержания и эксплуатации автомобильных дорог и мостовых сооружений в арктическом регионе, а также об опыте специалистов центра в части их диагностики.
Об использовании георадарных технологий при строительном контроле рассказал заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог Роман Еремин.
Практический опыт применения георадарных технологий управлением насчитывает 27 лет. За этот период с применением данной технологии специалистами Института выполнено более 15 проектов нового строительства и реконструкции автомобильных дорог, 30 проектов капитального ремонта и 20 проектов ремонта автодорог. Также по итогам георадарных работ был разработан ряд документов по стандартизации.
«Наш Институт фактически является единственной организацией в стране, которая осуществляет полноценную разработку нормативных и методических документов по применению георадаров в дорожном хозяйстве», – подчеркнул Роман Еремин.
Кроме того, специалист подробно описал все аспекты применения георадиолокационного метода при контроле строительства, в том числе основные подходы и рекомендации по методике выполнения работ. В завершение доклада были озвучены предложения РОСДОРНИИ по применению георадаров в арктической зоне.
В продолжение мероприятия с докладом на тему «Средства и методы мониторинга состояния дорожного покрытия в условиях криолитозоны» выступил Сергей Мирончук.
Мониторинговые работы по оценке состояния дорожных одежд – метод получения данных об исследуемой дорожной одежде, обеспечивающий получение информации об изменении начальных параметров и характеристик в условиях реальной эксплуатации опытного участка дороги для последующего анализа.
Данные работы обладают рядом таких преимуществ, как, в частности, получение объективных результатов при внедрении новых технологий, контроль критически значимых параметров, влияющих на эксплуатационные характеристики и исследование особенностей работы дорожной одежды в различных условиях.
Эксперт также рассказал о нормативно-технической документации, в частности, ОДМ 218.11.007-2023 Росавтодора, распространяющийся на автомобильные дороги, расположенные в криолитозоне и устанавливающий рекомендации по организации инженерно-геокриологического мониторинга.
«В рамках решаемых задач по мониторингу необходимо сформировать четкие критерии: определить ключевые параметры для наблюдения, установить оптимальную периодичность измерений, обосновать цели контроля и выделить комплекс показателей, позволяющих анализировать причины возникновения разрушений. Эта инициатива направлена на создание методологической базы для эффективного прогнозирования и предотвращения тех или иных разрушений», – отметил Сергей Мирончук.
В завершение выступления специалист уделил особое внимание различным измерительным датчикам, которые используются для мониторинга состояния дорожных конструкций и позволяют собрать наиболее полную информацию о деформациях, напряжениях и других характеристиках.
В свою очередь начальник управления исследований дорожно-строительных материалов Сергей Беспалов рассказал о лабораторном оборудовании для испытаний дорожно-строительных материалов с учетом современной нормативно-технической базы в области дорожного хозяйства.
Эксперт отметил, что с 1 сентября 2016 года в полную силу вступил технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), в результате чего произошло разделение сфер технического регулирования и автомобильные дороги общего пользования попали в сферу технического регулирования данного регламента, а автодороги не общего пользования и улицы населенных пунктов стали регламентироваться Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Так, с момента введения ТР ТС 014/2011, в частности, была проведена масштабная работа по актуализации нормативной базы в части материаловедения.
В развитие темы испытаний дорожно-строительных материалов, докладчик подробно рассказал об испытательно-исследовательской лаборатории РОСДОРНИИ, располагающейся на базе головного офиса Института. Эксперт уделил особое внимание техническому оснащению лаборатории и методам исследования дорожно-строительных материалов.
«Область аккредитации лаборатории насчитывает более 800 методик испытаний. Наши специалисты проводят испытания по широкому перечню дорожно-строительных материалов, в том числе: щебень, песок, щебеночно-гравийно-песчаная смесь и многое другое», – добавил Сергей Беспалов.
В завершение мероприятия гостям провели экскурсию в лабораторию РОСДОРНИИ, где показали основное испытательное оборудование.