В период с 24 марта по 2 апреля 2025 года в Институте транспортных сооружений Казанского государственного архитектурно-строительного университета прошли курсы повышения квалификации работников дорожно-строительной отрасли по программе: «Устройство автомобильных дорог и перспективные технологии строительства и эксплуатации на объектах особо опасных, технически сложных и уникальных». Обучение организовано при участии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Государственного казенного учреждения «Главтатдортранс».
Начальник управления перспективных методов исследований и испытаний Сергей Мирончук и его заместитель Евгений Ерёменко рассказали о мониторинге как способе получения актуальных данных о состоянии объектов транспортной инфраструктуры.
Так, мониторинговые работы по оценке состояния дорожных одежд – это метод получения данных об исследуемой дорожной одежде, обеспечивающий получение информации об изменении начальных параметров и характеристик в условиях реальной эксплуатации опытного участка автомобильной дороги для последующего анализа.
Мониторинг подразделяется на визуальный, инструментальный, научно-технический и комплексный. Сергей Мирончук рассказал о приоритетных целях развития мониторинга на автомобильных дорогах и о существующей нормативно-технической базе. Также подробно описано применение измерительных датчиков для исследования конструктивных слоёв дорожных одежд и алгоритм устройства станций мониторинга.
«Состояние дорожной сети – является одним из важнейших факторов экономического благополучия региона и уровня удовлетворенности населения», – отметил Сергей Мирончук.
Евгений Ерёменко, в свою очередь, рассказал о внедрении в Российской Федерации ускоренных методов испытаний с помощью первого в России симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС» (СКН «ЦИКЛОС»), а также о разрабатываемой методологии и специально созданной инфраструктуре для испытаний дорожных одежд.
«ЦИКЛОС» — это в первую очередь научный инструмент, который можно использовать для множества направлений исследований. Внедрение ускоренных испытаний дорожных конструкций позволит решать первоочередные задачи продления срока службы дорожных одежд и обеспечения их межремонтных сроков, а также развивать различные направления дорожной науки, причем как фундаментальные, так и прикладные», – подчеркнул эксперт.
СКН «ЦИКЛОС» имитирует однонаправленный трафик путем циклического перемещения четырех кареток, оснащенных односкатным или двускатным колесом с регулируемой нагрузкой на ось. Симулятор воспроизводит до 60 тысяч приложений нагрузки в сутки с максимальным значением до 13 тонн на ось.
Помимо прочего, специалисты рассказали о новых разрабатываемых подходах к определению состояния автомобильных дорог, основанных на методах анализа видеоматериалов или вибрационного воздействия.