В Москве завершила работу 83-я международная научно-методическая и научно-исследовательская конференция, проходившая с 27 по 31 января в МАДИ.
В рамках подсекции мостов, тоннелей и строительных конструкций заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон рассказал о новых методах организации строительного контроля мостовых сооружений на примере пришовных зон деформационных швов.
«Пришовные зоны всегда являлись объектами повышенного внимания, так как они наиболее подвержены разрушениям – это проблема многих искусственных сооружений. Именно этим обосновывается актуальность данной темы», – отметил спикер.
Для того чтобы иметь возможность целенаправленно контролировать качество исполнения пришовных зон, необходимо выделить этот конструктивный элемент в самостоятельную конструкцию, подлежащую приемке. Вносить изменения в действующие межгосударственные стандарты достаточно сложно, поэтому решить этот вопрос возможно через разработку самостоятельного национального стандарта, регламентирующего требования к переходным зонам деформационных швов из полимербетона. В соответствующем разделе данного стандарта следует указать, что пришовную зону необходимо принимать отдельным актом приемки скрытых работ. Таким образом, данная зона приобретет в части ее оценки значение самостоятельного элемента.
Кроме того, эксперт рассказал о возможности использования полимербетона в качестве материала для организации пришовных зон. Институтом проведен ряд физико-механических испытаний, в результате которых был сделан вывод о том, что полимербетон обладает как прочностными характеристиками цементобетона, так и упругими свойствами асфальтобетона, что позволяет использовать его в пришовных зонах. Данная работа, в том числе, имеет прикладное значение – на основе полученных результатов есть возможность разработки документа по стандартизации в части переходной зоны деформационного шва из полимербетона.
«На сегодняшний день стоит задача автоматизировать большинство методов исследований, и в том числе при осуществлении строительного контроля. Есть необходимость с помощью современных технологий оперативно оценивать, насколько качественно устроен конструктив. РОСДОРНИИ применил метод георадиолокационного обследования в пришовных зонах, получив необходимые результаты», – подытожил свое выступление Владимир Мартинсон.
В продолжение работы подсекции заместитель начальника управления перспективных технологий и стандартизации РОСДОРНИИ Игорь Болячевец рассказал о совершенствовании методов инструментального контроля деформационной устойчивости уплотняемых грунтовых слоев на подходах к мостовым сооружениям.
«Проблемы деформационной устойчивости насыпи конусов и подходов к мостовым сооружениям продолжают оставаться актуальными. Если локальную эрозионную устойчивость насыпи конусов мостов научились предупреждать, то вертикальные просадки насыпи подходов к мостовым сооружениям вызваны в основном недостатками, связанными с уплотнением. В дальнейшем это приводит к потере несущей способности конструкции насыпи земляного полотна на подходах к мостовым сооружениям. В 2024 году в рамках разработки национального стандарта, регламентирующего требования к георадиолокационным методам обследования земляного полотна, РОСДОРНИИ проведены исследования земляного полотна из крупнообломочных грунтов на участке строящейся автомобильной дороги», – отметил эксперт.
Целью проведенных исследований являлось обоснование требований разрабатываемого проекта национального стандарта в части методики операционного георадиолокационного контроля при устройстве слоев земляного полотна, а также определение зависимости между результатами георадиолокационных исследований и штамповых испытаний по ГОСТ Р 59866-2022.
Игорь Болячевец представил аудитории итоги исследований на пяти типовых участках строящейся автомобильной дороги и подробно описал результаты, полученные в ходе измерений двумя методами. Так, наивысшие значения модуля деформации при динамическом нагружении достигнуты на участках завершенных работ, которые по результатам количественной оценки георадарных данных характеризуются преимущественно высокой интенсивностью отражения и уверенной прослеживаемостью границы подошвы насыпи земляного полотна. Таким образом, обнаружена связь в 80% модуля деформации грунта земляного полотна с амплитудой отраженного сигнала георадара.
Кроме того, в подсекции изысканий и проектирования дорог заместитель начальника отдела проектирования организации дорожного движения и паспортизации РОСДОРНИИ Юлиана Кострыкина представила доклад на тему: «Основные принципы формирования паспорта объекта дорожного хозяйства населенного пункта».
В рамках научно-исследовательской работы в 2024 году Институт разработал ПНСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Паспорт объекта дорожного хозяйства населенного пункта. Общие требования», устанавливающий требования к паспортизации автомобильных дорог и объектов дорожного хозяйства населенного пункта и порядок выполнения работ по паспортизации.
Юлиана Кострыкина отметила, что главная задача при создании документа – определение основных отличий автомобильной дороги, проходящей по территории населенного пункта, от автомобильной дороги, не являющейся частью городской инфраструктуры.
«В ходе проведенных мероприятий были проработаны параметры и разработаны формы для новых элементов обустройства и малых архитектурных форм, объектов капитального и некапитального строительства, инфраструктуры электрических видов транспорта и прочих инженерных сооружений, которые должны учитываться при разработке паспорта объекта дорожного хозяйства в населённом пункте», – резюмировала эксперт.
В ближайшее время стандарт будет направлен в технический комитет по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» для прохождения процедуры публичных обсуждений.
В свою очередь специалисты управления развития технологий информационного моделирования РОСДОРНИИ: заместитель начальника управления Игорь Мелехов и начальник отдела разработки нормативных документов Александр Анненков выступили с докладом на тему: «ТИМ в дорожном хозяйстве: трансформация подходов и практические решения».
«Институт проводит работу в области разработки методических рекомендаций по формированию и ведению информационной модели, включающей цифровую информационную модель и инженерную цифровую модель местности, в дорожном хозяйстве на этапах инженерных изысканий, проектирования и строительства. Сводная цифровая модель представляет из себя единственный источник информации для всех участников проекта на всех этапах жизненного цикла объектов», – отметил Александр Анненков.
Методические документы включают цели и задачи, рекомендации к участникам проекта, программно-техническим средствам, применяющимся при формировании и ведении информационной модели, а также общие правила взаимодействия и обмена информацией при реализации проектов. Рекомендации на этапах изысканий и проектирования содержат правила классификации элементов цифровой информационной модели, описание уровней геометрической детализации и атрибутивного наполнения компонентов, а на этапе строительства – применение сводной цифровой модели при проектной подготовке строительства, подготовке проектов производства работ, инженерной подготовке площадки, производстве строительно-монтажных работ, строительном контроле, авторском надзоре и отчетности.
Спикеры подчеркнули важность совместной работы с профессиональным сообществом, отраслевыми ВУЗами, саморегулируемыми организациями и ассоциациями, такими как Союз дорожных и изыскательских организаций «РОДОС», которые вносили свои предложения в разработанные методические документы.
«Полученный опыт ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» позволяет масштабировать правила работы с информационными моделями объектов казенных заказчиков в области дорожного хозяйства, а разработанные ФАУ «РОСДОРНИИ» методические документы – первый и необходимый шаг при внедрении технологий информационного моделирования», – завершил выступление Игорь Мелехов.