Специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» провели вебинар, посвященный анализу отечественного и зарубежного подходов к применению золошлаков в дорожном хозяйстве.
Заместитель директора департамента научно-технического развития и стандартизации Владимир Марьев рассказал о текущей ситуации в области образования отходов в России. Так, согласно статистическим и экспертным данным, на территории государства накоплено не менее 40 млрд тонн отходов производства и потребления, при этом перерабатывается и используется не более 30 % этого объема. Оборот вторичных ресурсов является важным резервом ресурсосбережения при строительстве и ремонте автомобильных дорог, а также повышения эффективности расходования материальных, энергетических и финансовых ресурсов отрасли.
В связи с этим Росавтодором ведется планомерная целенаправленная работа по расширению практики применения вторичных ресурсов на объектах дорожного хозяйства и созданию условий для вовлечения вторичных материалов в хозяйственный оборот в сфере строительства.
«Что касается ежегодного потенциала вовлечения золошлаков угольной генерации, то, по оценкам экспертов, он составляет около 25 млн т. В настоящее время более 170 ТЭС общей мощностью 44,9 ГВт работают на угле. Всего накоплено порядка 1,5-2 млрд т (5-6 % от общего числе отходов)», – объяснил Владимир Марьев.
Текущая ситуация в области образования отходов в России
В качестве примера Владимир Марьев привел использование золошлаковых материалов на объектах дорожного строительства. Они могут применяться в качестве добавки в бетоны, при сооружении насыпей земляного полотна или строительстве укрепленных оснований дорожных одежд. В соответствии с ГОСТ 25100-2020 золошлаковый материал относится к техногенным грунтам и может быть заменой природного аналога в тех регионах, где существует дефицит природного материала или его добыча экономически невыгодна.
Эксперт рассказал, что начиная с 2018 года Институт ведет плановую работу, направленную на оценку возможности использования золошлаков на пилотных участках отдельных регионов, таких как Магаданская, Томская, Сахалинская, Кемеровская, Свердловская области, Республики Хакасия и Бурятия. Также он отметил, что Федеральное дорожное агентство подготовило и утвердило дорожную карту по расширению применения золошлаковых материалов. Кроме того, распоряжением Правительства РФ с 1 марта 2024 года устанавливается перечень видов продукции с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе (бетоны и сухие строительные смеси, укрепленные грунты).
Несмотря на высокий потенциал использования данного вторичного ресурса, до сих пор сохраняются сырьевые и системные ограничения в вовлечении золошлаков. В числе последних законодательные препятствия, логистика, неопределенность номенклатуры продукции и ее качественных характеристик, конкуренция с производителями аналогичной продукции из первичных природных материалов. Среди сырьевых ограничений Владимир Александрович выделил необходимость предварительной подготовки гидратированных золошлаков к переработке и наличие в достаточном количестве других компонентов, таких как пластифицирующие добавки при производстве аглопорита.
Вопросы переработки и увеличения объемов использования золошлаков взамен традиционных материалов природного происхождения направлены на ликвидацию накопленного экологического вреда и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. Об этом в своем докладе сообщила заместитель начальника отдела научно-технической информации Светлана Полякова.
Воздействие золошлаковых отходов на окружающую среду
По ее словам, в мировой практике уже на протяжении нескольких лет активно вводятся регуляторные меры, устанавливающие обязательность применения ресурсосберегающих технологий с золошлаковыми материалами. Данный вторичный ресурс применялся при возведении крупных бизнес-центров, мостов и плотин в Европе, США, ОАЭ.
«В России существует острая потребность в разработке новых эффективных технологий по производству различных видов золошлаковых материалов. Сегодня в области дорожного хозяйства создана ситуация, допускающая их применение при условии их стабильного качества и соответствии требованиям действующих нормативно-технических документов. Для решения вопроса максимально широкого использования золошлаков необходимо как решение технических проблем масштабного использования, так и создание административно-правовых критериев, стимулирующих широкое использование вторичных ресурсов», – резюмировала Светлана Полякова.
Справочная информация
ФАУ «РОСДОРНИИ» занимается инновационным развитием и совершенствованием качества автомобильных дорог, выполнением фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отраслевой направленности.
Филиалы Института располагают передовой лабораторной базой, позволяющей проводить полноценный комплекс испытаний дорожно-строительных материалов, полученных с использованием вторичных ресурсов.