Специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» с 24 по 27 апреля в г. Майкопе Республики Адыгея и в г. Новошахтинске Ростовской области провели сопоставительные испытания диагностического дорожного оборудования. В мероприятии, организованном ФГБУ «Росдортехнология», также приняли участие представители ООО ВПО «РЕГИОН», МАДИ, ООО «Спецдортехника», ОАО СНПЦ «РОСДОРТЕХ», НПО «Регион», ООО «Автодор-Инжиниринг», ООО «РАСТОМ», ООО «МосИнжПроект».
Исследования были проведены на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» и А-270 (М-4 «Дон» - Новошахтинск – граница с Украиной). Работы выполнены в целях сравнения результатов измерений разного оборудования. Участники обследования измеряли продольную и поперечную ровности, сцепные свойства дорожного покрытия, прочность дорожной конструкции.
При оценке продольной ровности специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» применили собственные разработки – автоматизированные дорожные комплексы АДК-М и АДК-М-НТ. Они созданы на базе отечественных и импортных автомобилей. В настоящее время в парке Института насчитывается порядка 20 комплексов. АДК внесен в реестр средств измерений и используется при диагностике состояния сети федеральных, региональных и муниципальных автомобильных дорог России.
Комплексы предназначены для измерения геометрических и транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог. Речь идет о показателях продольных и поперечных уклонов проезжей части, ровности, колейности, толщины и коэффициента сцепления дорожного покрытия. С помощью АДК во время движения автомобиля регистрируются основные объекты дорожной обстановки, радиусы кривых в плане и продольном профиле. Также при измерениях с помощью комплексов фиксируются прочностные свойства дорожных одежд, конструкция и состояние слоев дорожной одежды, осуществляется видеосъемка автомобильной дороги с привязкой видеокадров к пройденному расстоянию. Полученная информация обрабатывается программным обеспечением АДК.
Кроме того, в сопоставительных испытаниях для измерения прочностных показателей дорожных конструкций эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» использовали установку типа FWD, соответствующую ГОСТ Р 59918-2021. Испытания проводятся неразрушающим ударным методом динамического нагружения. Главным достоинством установок данного типа является возможность регистрации чаши прогиба на поверхности дорожной конструкции на удалении от точки приложения ударного воздействия. Данные испытания позволяют определить фактические модули упругости конструктивных слоев дорожной одежды и конструкции в целом. В настоящее время Институт ведет работы, направленные на разработку методики эффективного способа управления состоянием нежесткой дорожной одежды, в том числе с использованием этой установки.
По результатам испытаний предусмотрена подготовка аналитического отчета и рекомендаций по использованию оборудований в полевых условиях.
Справочная информация
Сотрудники ФАУ «РОСДОРНИИ» регулярно проводят испытания специального оборудования, предназначенных для исследования состояния автомобильных дорог и мостовых сооружений. Кроме того, с помощью мобильных дорожных лабораторий, оснащенных современным оборудованием, осуществляют диагностику. По ее результатам разрабатываются паспорт автомобильной дороги и проект организации дорожного движения автомобильной дороги (ПОДД).
Институт располагает тремя мобильными дорожными лабораториями для проведения работ по лазерному сканированию, 41 комплексом передвижных дорожных лабораторий и четырьмя мобильными автономными комплексами, предназначенными для диагностики дорог.