22 февраля делегация АО «КаздорНИИ» посетила головной офис ФАУ «РОСДОРНИИ» в Москве. Стороны провели совещание по вопросам взаимодействия в части развития нормативно-правовой базы дорожной отрасли Республики Казахстан.
Мероприятие посетил заместитель начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Георгий Гончаров. Делегацию российского института возглавлял генеральный директор Александр Бедусенко, а представителей казахстанского учреждения – вице-президент Ерик Амирбаев.
Александр Бедусенко отметил большой опыт РОСДОРНИИ в поиске новых технических решений для продления срока службы автомобильных дорог и цифровизации дорожного хозяйства. Сегодня учреждение уделяет особое внимание разработкам в области цифровой трансформации транспортного комплекса. В 2022 году велась масштабная работа по совершенствованию Федеральной государственной информационной системы «Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов» (ФГИС СКДФ) и проекта первой в России Пилотной зоны ИТС в Республике Татарстан.
«Цифровые и интеллектуальные технические решения необходимы для модернизации и ускорения развития дорожного хозяйства любой страны. Уверен, что компетенции РОСДОРНИИ в их внедрении и гармонизации нормативных документов для эффективного использования инноваций будут крайне полезны для Казахстана», – подчеркнул Александр Бедусенко.
Ерик Амирбаев обозначил большой интерес КаздорНИИ к опыту специалистов российского института в ведении цифровых проектов для совершенствования практики администрирования Единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий Республики Казахстан.
«Усиление нашего взаимодействия позволит дорожному хозяйству России и Казахстана «шагнуть» на несколько ступеней вверх, сделать автомобильные дороги наших стран лучше и долговечнее», – отметил вице-президент КаздорНИИ.
Заместитель директора департамента научно-технического развития и стандартизации РОСДОРНИИ Алексей Домницкий выступил с докладом о перспективах сотрудничества учреждений в части развития отраслевой нормативно-технической базы.
«Системное развитие нормативно-технической базы является важнейшей основой для эффективной работы дорожного хозяйства. Наш Институт с 2017 года разработал 22 межгосударственных стандарта и шесть предварительных национальных стандартов Российской Федерации, в том числе по инновационному направлению – модифицирующим и поверхностно-активным добавкам в битум и асфальтобетонную смесь», – отметил эксперт.
В России документы стандартизации соответствуют требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), который устанавливает требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. Национальная стандартизация дорожного хозяйства Российской Федерации с учетом данного документа позволила установить единые правила для подрядных организаций страны и повысить безопасность на объектах дорожного строительства.
Вопросы, связанные с обновлением стандартов, определяющих технический уровень и эксплуатационное состояние автомобильных дорог, актуальны для Казахстана. С 2022 года КаздорНИИ начал работы по реформированию базы нормативно-технических документов в области автомобильных дорог с учетом мировой практики.
Алексей Домницкий уточнил, что первым этапом деятельности КаздорНИИ в этой области может стать структуризация и выявление разночтений в базе документов в области дорожного хозяйства. Затем будут определена форма участия РОСДОРНИИ в проведении дальнейших работ.
Начальник отдела ведения и развития реестра новых и наилучших технологий РОСДОРНИИ Илья Короваев рассказал коллегам о работе Института по созданию и ведению Реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (РННТ).
Реестр представляет собой свод готовых эффективных решений по повышению прочности дорожных одежд, технологиям энерго- и ресурсосбережения, повторному использованию материалов, внедрению цифровых технологий. На сегодняшний день в нем размещено 746 материалов, 630 регламентирующих документов, 361 технология и 262 конструктивных решения.
Заместитель начальника управления лабораторного обеспечения РОСДОРНИИ Андрей Коптев выступил с докладом о контроле качества дорожно-строительных материалов, который проводят специалисты Института во всех регионах Российской Федерации, рассказал о техническом оснащении стационарных и передвижных лабораторий учреждения, а также проводимых испытаниях по более чем 700 методикам.
Заведующий испытательно-исследовательской лабораторией РОСДОРНИИ Михаил Славуцкий подготовил доклад «Методики сопоставительного прогнозирования ожидаемых сроков наступления фактической потребности в ремонтах асфальтобетонных слоев».
По словам эксперта, разработанный Институтом подход, позволяющий прогнозировать время наступления фактической потребности в ремонте асфальтобетонных слоев при проектировании, создает дополнительные предпосылки для повышения эксплуатационных свойств асфальтобетонов и увеличения межремонтных сроков. Учреждение готово поделиться своими наблюдениями в этой области с коллегами из Казахстана.
После совещания представителям КаздорНИИ продемонстрировали оснащение испытательно-исследовательской лаборатории РОСДОРНИИ и видеостудии «Jalinga».
Справочная информация
С начала 2023 года ФАУ «РОСДОРНИИ» перешел в ведение Федерального дорожного агентства. В соответствии с нацпроектом «Безопасные качественные дороги» Институт занимается инновационным развитием
и совершенствованием качества автомобильных дорог, выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных НИОКР отраслевой направленности.
АО «КаздорНИИ» – единственный в Республике Казахстан институт дорожного профиля, полностью оснащенный оборудованием, необходимым
для диагностики автомобильных дорог и мостовых сооружений, оценки качества дорожно-строительных материалов и работ, и осуществляющий научно-технической сопровождение деятельности дорожной отрасли.