15 февраля заместитель начальника управления строительного контроля и мониторинга качества дорожных работ РОСДОРНИИ Алексей Торощин выступил с докладом на совещании по вопросу развития сети автомобильных дорог регионального значения и реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Мероприятие организовала Ассоциация «РАДОР» в Великом Новгороде.
Представитель Института отметил необходимость качественного строительного контроля дорожных объектов для достижения плановых показателей нацпроекта. Также эксперт рассказал об особенностях формирования стоимости контроля качества дорожных работ и последних изменениях по этому направлению.
«Результат реализации нацпроекта должен быть максимально эффективным, а построенные и отремонтированные автомобильные дороги – надежными и долговечными. Поэтому оценку соответствия выполненных работ и применяемых материалов должны проводить непредвзятые организации с соответствующей квалификацией», – подчеркнул Алексей Торощин.
Изначально формирование стоимости строительного контроля регламентировало Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468. Однако после вступления в силу в октябре 2020 года Приказа Минстроя России № 421/пр был установлен новый порядок расчета, что привело к фактическому снижению начальной цены контракта по контролю качества на 45% из-за разницы между индексами изменения сметной стоимости для строительно-монтажных работ и прочих затрат по отрасли «Транспорт».
В плане мероприятий «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты», утвержденном заместителем председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным 22 января 2022 года, предусмотрен пункт для уточнения требований к порядку проведения строительного контроля, объемам и нормативам затрат на его выполнение. Кроме того, возможность дополнительного расчета строительного контроля описана в методике, утвержденной Приказом Минстроя России от 7 июля 2022 года № 557/пр.
«Теперь у нас появилось основание для приведения в соответствие объема и стоимости работ по строительному контролю. К сожалению, мне не известны случаи, когда заказчик воспользовался бы этим правом. В результате мы имеем контракты с высокими требованиями к набору мероприятий строительного контроля и стоимость, которая им не соответствует», – уточнил эксперт.
Алексей Торощин напомнил, что исполнители работ по строительному контролю могут оспорить техническое задание на строительный контроль в случае несоответствия объема и стоимости работ.
В конце января нынешнего года в РОСДОРНИИ поступил на рассмотрение проект Постановления Правительства «Об утверждении Правил проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468».
Документ закрепляет необходимость указания объема и перечня лабораторных и инструментальных испытаний в проектной документации по строительному контролю. Это позволит решить проблему несоответствия объема и стоимости контрольных мероприятий. В настоящий момент проект находится на утверждении.
Справочная информация
12 филиалов РОСДОРНИИ, имеющие в своем составе подразделения строительного контроля и обеспеченные необходимым оборудованием и квалифицированными специалистами, осуществляют оказание услуг по контролю за качеством дорожно-строительных работ на инфраструктурных объектах в регионах Российской Федерации.
Качество работ по строительному контролю обеспечивают 10 стационарных лабораторий, 17 передвижных лабораторных постов на базе контейнера, 36 передвижных постов на базе автомобиля, геодезическое оборудование. Лабораторные мощности Института способны обеспечить бесперебойный контроль качества и соблюдение нормативных требований, в том числе ТР ТС 014/2011.
В начале 2023 года РОСДОРНИИ перешел в ведение Федерального дорожного агентства.