Региональным исполнителям НП «БКАД» на вебинаре ФАУ «РОСДОРНИИ» рассказали, как организован аудит качества и на что надо обратить внимание при стройконтроле на местах
Первый вебинар для региональных исполнителей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» состоялся 20 мая. В нем приняло участие порядка 160 человек. Слушателями стали представители региональных заказчиков дорожных работ. Вебинар был посвящен вопросам обеспечения качества работ, проводимых в рамках нацпроекта. В докладах сотрудники ФАУ «РОСДОРНИИ» обозначили проблемы, которые выявил мониторинг качества дорожных работ в 2019 году, озвучили предложения по их решению, рассказали, как в связи с этим изменился подход к мониторингу качества в 2020-м.
Основной целью мониторинга качества дорожных работ является сбор, анализ и доведение информации о качестве выполнения дорожно-строительных работ до всех заинтересованных участников деятельности в рамках федерального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Задачу исполняет ФАУ «РОСДОРНИИ» как Общеотраслевой центр компетенций: Головное учреждение в Москве и 8 филиалов в регионах.
«Это только в некоторой части аудит. В первую очередь мы должны быть для регионов консультантами, помощниками. Если есть объекты, на которых есть сложности, существуют сомнения по поводу взаимоотношений с подрядчиком, мы готовы взаимодействовать с вами, оказать поддержку, чтобы нацпроект был реализован по всей стране с максимально хорошим качеством», - отметил модератор вебинара, директор по организационной деятельности ОЦК Алексей Ковров.
2019 год: результаты и выводы
В 2019 – в первый год реализации национального проекта – аудит качества осуществлялся в два этапа: анализ документов (проверка свидетельств об аттестации или аккредитации испытательных лабораторий, подборов составов смесей, ведомостей приемочного контроля и протоколов испытаний) и инструментальный аудит (отбор образцов с последующим проведением лабораторных испытаний). Аудит проводился в отношении участков с применением определенных технологий. Был ограничен и список участков, которые подлежали пробной проверке.
Запросы на предоставление информации были направлены в 63 субъекта РФ (ответили 75% регионов), инструментальный аудит качества был проведен на 41 объекте в 32 регионах, рассказал начальник Управления мониторинга качества дорожных работ ФАУ «РОСДОРНИИ» Евгений Макаров. Результат мониторинга ограниченного списка участков позволил определить риски обеспечения качества работ и подходы к проведению аудита качества в дальнейшем.
Из 92 испытательных лабораторий 75% документально подтвердили свою компетентность. Анализ подборов составов показал, что требованиям нормативной документации отвечали 52% из них. Так, в ряде случаев выявились противоречия в расчетах. Не все объекты, проверенные в рамках инструментального аудита, соответствовали требованиям нормативной документации по качеству производства и по качеству укладки асфальтобетона.
Возможными причинами такого результата специалисты назвали недостаточность контроля со стороны заказчиков за качеством работ и за проведением работ по проектированию асфальтобетонных смесей, привлечение лабораторий, не имеющих достаточной компетенции, невыполнение подрядными организациями реальных работ по проектированию смесей.
Задача ФАУ «РОСДОРНИИ» как Общеотраслевого центра компетенций – обеспечение качества дорожных работ, выполняемых в рамках национального проекта. Поэтому в Учреждении предложили повысить ответственность регионов в рамках обязательств по исполнению функций заказчиков, провести масштабную работу по оценке компетентности испытательных лабораторий, усилить контроль за качеством.
2020 год: изменения и первые результаты
Было решено значительно увеличить число участков мониторинга в 2020 году.
«Количество участков мониторинга должно быть достаточным, чтобы с большой достоверностью распространить результаты проделанной работы на весь процесс в целом. С другой стороны, количество участков не должно быть очень большим, т.к. с ростом количества участков мониторинга значительно возрастают затраты на его проведение», - отметил начальник отдела операционного аудита Павел Криушин.
Задавшись необходимыми критериями (доверительной вероятностью, доверительным интервалом), специалисты рассчитали минимальное необходимое количество участков проведения мониторинга, позволяющее с 95% вероятностью судить о качестве выполнения работ в целом – это 303 участка.
В каждом региональном проекте (включая отдельные проекты агломераций) были выбраны по 2 участка мониторинга – с применением новых и наилучших технологий и без. Общее число участков выборочного мониторинга составило 364 участка, это даже больше минимального необходимого количества участков. Система распределения была согласована с Минтрансом России.
В этом году проверка качества дорожных работ проводится тремя методами: документарный аудит (проверка всех необходимых документов – от проектной документации до документации о подтверждении квалификации служб), инспекционный мониторинг (мониторинг организации и выполнения дорожно-строительных работ) и инструментальный мониторинг.
Согласно Порядку проведения выборочного мониторинга (аудита) качества дорожных работ, одобренному проектным комитетом нацпроекта «БКАД», проверка осуществляется на всех этапах производства дорожно-строительных работ. Первый этап – до начала производства работ – включает как анализ документации и квалификации сотрудников служб, оценку компетентности лабораторной службы, так и отбор проб исходных материалов. Выборочный отбор проб из устроенных конструктивов и их лабораторные испытания проводится и во время производства работ (2 этап), и после (3 этап).
Также оценивается соблюдение подрядчиком графика, условий договора, требований проектной и нормативной документации, правил проведения и ограждения работ. Проводится анализ деятельности организаций стройконтроля. То есть осуществляется всесторонняя проверка.
Работа уже ведется в 29 субъектах РФ, совершены выезды на 50 участков мониторинга, проверено более 100 договоров подряда и оказания услуг строительного контроля.
Грамотная организация стройконтроля – грамотный подход к обеспечению качества работ
Усиление контроля качества, как уже указывалось выше – одно из предложений специалистов ФАУ «РОСДОРНИИ» по результатам 2019 года. И если Общеотраслевой центр компетенций проводит выборочный мониторинг, то строительный контроль на местах должен проводиться в отношении каждого объекта. Третий доклад был посвящен особенностям организации службы контроля качества регионального заказчика.
Одним из слагаемых успешной работы в этом направлении начальник Управления мониторинга качества дорожных работ Евгений Макаров назвал грамотно составленный договор подряда: «Именно там прописываются все основополагающие механизмы освидетельствования и приемки выполненных работ, которые потом играют решающую роль в формировании взаимоотношений специалистов, осуществляющих работу с представителями подрядной организации».
Также специалисты рекомендуют обязывать генерального подрядчика выделять необходимых специалистов для проведения работ по контролю качества за субподрядными организациями.
Важно уделять пристальное внимание соблюдению графика работ, срокам разработки и утверждения документации (исключить случаи, когда подрядчик откладывает предоставление документации), качеству документации и качеству производства самих работ.
Специалист службы контроля качества заказчика работ должен не только выявлять недостатки, но и находить причины того или иного несоблюдения требований стройконтроля. Это особенно актуально по отношению к работам, выполняемым по нацпроекту, ведь внедряются новые технологии, с которыми ранее и подрядчик, и заказчик, возможно, не работали. В связи с этим Евгений Макаров напомнил о другом направлении деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках дорожного нацпроекта – создание Системы повышения квалификации. Представители как заказчиков, так и подрядчиков могут пройти программы обучения и получить необходимые навыки.
Вебинар вызвал живой отклик у его слушателей. Так, многие заинтересовались результатами проверки прошлого года в своих регионах. Ответы будут высланы по адресам электронной почты обратившихся за информацией. Также были вопросы об организации лабораторий для внедрения новых технологий и о подготовке лаборантов, что показало актуальность повестки следующих вебинаров. В частности, внедрение новых технологий специалисты с региональными исполнителями нацпроекта обсудят 28 и 29 мая.