В 2020-м году в стационарных лабораториях ФАУ «РОСДОРНИИ» проходит масштабное обновление оборудования в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Новое оснащение используется в рамках проводимых исследовательских работ и может быть использовано для экспертиз особо сложных вопросов мониторинга (аудита) качества дорожно-строительных материалов. Рассказываем об установках и приборах в деталях.
Динамическая испытательная система — это испытательная установка с серво-гидравлическим приводом. Такие машины могут использоваться в режиме нагрузки на растяжение, динамической нагрузки на сжатие и подходят для испытания асфальтобетонов и цементобетонов, а также несвязных минеральных материалов.
Динамическим испытаниям подвергают образцы как созданные в лаборатории, так и отобранные из дорожных покрытий. Результаты используют для определения свойств материалов с дальнейшим использованием их при проектировании дорожных одежд и конструкций, а также прогнозирования жизненного цикла покрытия.
Управление высокоэффективным сервоклапаном – цифровое, обеспечиваются точные формы волн сунусоидальной нагрузки с частотой до 100 Гц. Серво-гидравлические машины на 30 кН и на 130 кН имеют привод, встроенный в жесткую нагружающую раму, и комплектуются термокамерами. Встроенное программное обеспечение содержит полный комплект предустановленных методов испытаний по всем основным мировым стандартам и пошаговые подсказки для пользователя при выполнении испытаний в соответствии со стандартными методами.
Различные типы испытаний проводятся с помощью съемных комплектов приспособлений. Так, с помощью приспособления для 4-точечного изгиба определяется усталостная прочность балочки асфальтобетона. Испытание проводится в соответствии с ГОСТ Р 58401.11-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения усталостной прочности при многократном изгибе». К образцу прямоугольного сечения прикладывается многократная синусоидальная нагрузка с постоянной деформацией (при многократном изгибе). Нагрузка прикладывается с частотой от 1 до 10 Гц до момента, при котором начальная жесткость испытуемого образца снижается на 50%. Этот метод характеризует усталостную прочность асфальтобетона.
Для определения низкотемпературной прочности и оценки характеристик при одноосном растяжении используются возможности термокамеры. Зафиксированную на концах балочку прямоугольного сечения или цилиндр охлаждают в температурной камере до момента разрушения за счет термического сжатия. Специальные приспособления регистрируют изменение длины образца, фиксируют изменение усилия.
Также возможно определение ползучести, прочности на растяжение и коэффициента Пуассона асфальтобетона; динамического модуля упругости асфальтобетона и фазового угла в определенных диапазонах температур и нагрузочных частот; динамического модуля упругости и числа текучести, характеризующих устойчивость к пластичному колееобразованию и динамическим нагрузкам. Кроме того, проводится испытание при трехосном сжатии несвязных материалов, моделирующее условия нагружения грунта, находящегося под дорожным полотном при воздействии колеса автотранспорта для оценки модуля упругости; дается оценка усталостных характеристик асфальтобетона при непрямом растяжении цилиндрических образцов, определяется устойчивость асфальтобетонных смесей к трещиностойкости при изгибе полуцилиндра (SCB).