18 июня на площадке выставки-форума «Россия» на ВДНХ состоялась лекция «Ускоренные методы испытаний дорожных одежд в России и зарубежных странах, опыт применения и направления исследований», организованная ФАУ «РОСДОРНИИ».
Заместитель начальника управления перспективных методов исследований и испытаний ФАУ «РОСДОРНИИ» Евгений Ерёменко рассказал про мировой опыт выполнения научно-исследовательских работ в рамках ускоренных испытаний дорожных одежд с использованием специализированных установок и инфраструктуры, а также про первый в России симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС» и проводимые с помощью него испытания.
Ускоренные испытания дорожных одежд – это метод контролируемого приложения циклической нагрузки колесом к поверхности исследуемой дорожной одежды для определения параметров деформативности. Испытания проводятся в уменьшенный срок по сравнению с реальными условиями эксплуатации автомобильной дороги.
«Ускоренные методы испытаний дорожных одежд в настоящее время наиболее полно описывают работоспособность материалов дорожной конструкции, максимально приближаясь к реальным условиям эксплуатации. Данные испытания позволяют решить первоочередные задачи продления срока службы дорожных одежд и обеспечения их межремонтных сроков», – отметил Евгений Ерёменко.
В развитии исследовательских программ ускоренных методов испытаний участвуют мировые научно-исследовательские институты, однако в России подобная установка только одна. Она разработана ФАУ «РОСДОРНИИ».
СКН «ЦИКЛОС» имитирует однонаправленный трафик путем циклического перемещения четырех нагрузочных тележек, оснащенных односкатным или двускатным полноразмерным грузовым колесом с возможностью регулирования уровня нагрузки. В дополнение для СКН «ЦИКЛОС» была разработана специализированная система линейного перемещения, предназначенная для приближения условий проезда нагрузочной тележки к реальным нагрузкам от движущихся транспортных средств на автомобильных дорогах.
С целью апробации методики были проведены тестовые испытания СКН «ЦИКЛОС» на экспериментальной площадке, расположенной вблизи скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток». На ПК 2620 была организована производственная площадка и минимальная для испытаний инфраструктура с обеспечением заездов, размещения операторской и т.д. В соответствии с программой исследования испытания проводились на двух вариантах дорожных одежд: классической, утвержденной проектом в качестве основной на М-12 (4 этап), и экспериментальной, где в качестве слоёв основания выступал местный грунт, укрепленный минеральным вяжущим. Для наиболее полного анализа результатов испытаний в дорожных одеждах размещались датчики влажности, горизонтальных напряжений, температуры, вертикального давления, ускорения, остаточных деформаций, каждый из которых являлся источником уникальных данных для анализа. Кроме того, проводились работы по снятию отпечатка колеса СКН «ЦИКЛОС» при статическом нагружении и разных нагрузках для учёта давления на поверхность от спаренной шины установки. На основании полученных данных начата проработка математических моделей исследуемой дорожной одежды с уточненными параметрами напряженно-деформированного состояния.
В настоящее время ускоренные испытания дорожных одежд проводятся на территории дорожно-испытательного комплекса – полигоне «ЦИКЛОС» в Голицыно, многоэтапные работы по строительству специальной инфраструктуры которого выполнены ФАУ «РОСДОРНИИ». Полигон «Циклос» разработан для единого методологического обеспечения проводимых испытаний и исследований, учитывающего комплексный подход для получения качественного результата.
«Применение ускоренных методов обеспечит развитие различных направлений дорожной науки, причем как фундаментальных, так и прикладных: разработку новых методов расчета и развитие численного моделирования дорожных конструкций, а также детальное изучение процессов разрушения дорожного полотна», – заключил спикер.