В Сочи прошла VIII Всероссийская научно-практическая конференция специалистов строительного комплекса России по теме «Основные изменения в сфере строительного ценообразования. Итоги реформы. Государственный контракт на строительство, реконструкция объектов капитального строительства и транспортной инфраструктуры».
На мероприятии обсудили цели и задачи реформирования системы ценообразования в дорожном хозяйстве и строительстве, повышение уровня компетенции соответствующих специалистов в условиях современного ценообразования.
Начальник отдела разработки нормативов Департамента ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ» Надежда Поливанова выступила с докладом «Опыт разработки сметных норм, включенных в План утверждения (актуализации) сметных нормативов Минстроя России». Она рассказала о сметных нормах, которые Институт разрабатывает для включения в федеральную сметную нормативную базу (ФСНБ-2022) для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного хозяйства.
«Ежегодно приказом Министерства строительства Российской Федерации утверждается План разработки сметных норм. В целях совершенствования ФНСБ-2022 ФАУ «РОСДОРНИИ», начиная с 2022 года, по плану Минстроя России и по инициативе Минтранса России и Росавтодора выполняет актуализацию сметных нормативов, применяемых именно при определении сметной стоимости строительства и реконструкции, капитального ремонта, благоустройства дорожных сооружений», – рассказала Надежда Поливанова.
Планом на 2022 год была предусмотрена разработка 128 сметных норм по 57 технологиям, на 2023-й– 51 сметная норма по 26 технологиям, на текущий год – 80 сметных норм по 41 технологии, включая предложения и неразработанные планы за прошлые два года.
Планы утверждения сметных нормативов публикуются на официальном сайте Минстроя России. В настоящее время к плану 2024 года вышло два дополнения.
Начиная с 2022 года по настоящее время ФАУ «РОСДОРНИИ» разработал и включил в ФСНБ-2022 64 сметные нормы по 24 технологиям, в том числе были добавлены 28 новых материальных ресурсов и две машины: ресайклеры-стабилизаторы грунта навесные и машины для удаления дорожной разметки гидравлическим методом на шасси автомобильного типа.
Среди новых материальных ресурсов, включенных в данную базу можно выделить блоки железобетонных лотков для защиты спиральновитых труб, защитные ограждения для животных с антипоткопом и без, комплекс материалов для устройства гидроизоляции плит проезжей части мостовых сооружений полимерными мастиками, быстротоки их композитных материалов для водоотвода воды с проезжей части в откосах насыпи, комплекс материалов для устройства полимерного тонкослойного покрытия.
В ходе выполнения работ по плану на 2022-2024 годы Институтом разработаны и ожидают включения в ФСНБ-2022 три сметные нормы по двум технологиям: устройство железобетонных лотков в гофрированных трубах на болтовом соединении и установка комплекса уличного светильника с автономным питанием с антивандальным ограждением и без него.
Кроме того, находятся на доработке после замечаний ФАУ «Главгосэкспертиза России» три технологии: монтаж автоматического пункта весогабаритного контроля на автомобильных дорогах, монтаж металлического подвесного лотка на железобетонном пролетном строении мостов и путепроводов, устройство металлических оцинкованных служебных лестничных сходов на винтовых сваях.
Основными технологиями, которые в настоящее время находятся в разработке по плану на этот год, являются: устройство противофильтрационного экрана для водопропускных металлических гофрированных труб на автомобильных дорогах из цементно-грунтовой смеси, устройство переходной зоны деформационного шва из многокомпонентных композиционных материалов, устройство защитных лотков в водопропускных металлических гофрированных трубах из монолитного бетона, устройство металлических гофрированных водопропускных труб из составных листов на болтовых соединениях.
Надежда Поливанова рассказала о том, как происходит разработка проектов сметных норм: «Сначала подготавливаются исходные данные, включающие в себя получение и систематизацию объектов по наименованию технологий, формирование графика проведения хронометражных работ, подготовку к выезду на объект и проведение наблюдений».
Вторым этапом работ является разработка первой редакции проекта сметных норм, которая рассматривается и согласовывается на рабочей группе «Экономика и ценообразование». После этого готовится вторая редакция документа. Далее проект направляется в ФАУ «Главгосэкспертиза России», дорабатывается по замечаниям от них и направляется на рассмотрение на НЭС Минстроя России и при их положительном заключении уже включается в ФСНБ-2022.