Эксперты РОСДОРНИИ рассказали о разработке стандарта по устройству линейно-кабельных сооружений вдоль автомобильных дорог

12.10.2022 Просмотров: 783

Начальник управления методов проектирования автомобильных дорог РОСДОРНИИ Александр Кулижников и начальник отдела методов проектирования Марина Михайленко приняли участие в работе семинара «Совет главных инженеров органов управления дорожного хозяйства. Второе заседание в 2022 году», организованном Федеральным дорожным агентством. 

Представители Института подготовили доклад об особенностях стандартизации по устройству линейно-кабельных сооружений транспортной многоканальной связи (ЛКС ТМС) вдоль автомобильных дорог. В настоящий момент РОСДОРНИИ разрабатывает ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Линейно-кабельные сооружения транспортной многоканальной связи. Общие технические условия». Документ устанавливает требования к размещению ЛКС в полосе отвода и придорожной полосе. 

«Устройство линейно-кабельных сооружений в конструктивных элементах автомобильной дороги может привести к снижению прочности дорожной одежды и сокращению сроков службы дорожного сооружения. Предложения в новый стандарт позволят исключить эти риски при проектировании ЛКС с оптическими и электрическими кабелями при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог», – подчеркнул Александр Кулижников. 

На сегодняшний день актуализирована структура разрабатываемого ГОСТ Р, детализируются требования к размещению ЛКС ТМС транспортного комплекса вне земляного полотна автомобильной дороги, в границах полосы отвода и только в исключительных случаях (в стесненных условиях, по результатам ТЭО) в конструктивных элементах автомобильной дороги. Предложены решения по прокладке ЛСК транспортного комплекса через препятствия при пересечении дорог, в том числе по искусственным сооружениям и тоннелям.

Продольная прокладка кабелей, а также размещение кабельных колодцев под проезжей частью и в обочине не допускаются. Транзитные и клиентские линии связи, не имеющие отношения к транспортному комплексу, предложено вынести за пределы земляного полотна автомобильной дороги и полосы отвода в придорожную полосу. 

Специалисты РОСДОРНИИ проанализировали отечественный опыт по прокладке ЛКС в обочинах автомобильных дорог, чтобы определить их влияние на уложенные дорожные конструкции. Сотрудники Института обследовали пять участков федеральных и региональных дорог, в обочины которых ЛКС были уложены в 2018 году. Речь идет об автомобильных дорогах Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск», Р-229 Обводная г. Самары от «Урал» до «Самара-Волгоград», М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск, «Урал» – Челно-Вершины – Шентала» в Самарской области и участке федеральной трассы М-3 «Украина». 

«Мы провели обследования обочин в местах укладки ЛКС и оценку прочности конструкций. Инструментальные измерения показали, что обочины автомобильных дорог с уложенными ЛКС имеют значительно большее количество дефектов», – рассказала Марина Михайленко. 

Обочина, в которую «встроены» линейно-кабельные сооружения, менее прочная, в ней скапливается вода, образовываются просадки и неровности. Негативно сказывается на состоянии дорожной конструкции и размещение колодцев в обочине – развиваются деформации в грунтах земляного полотна, снижается прочность кромки проезжей части. 

В ходе обсуждения предложения РОСДОРНИИ были поддержаны участниками семинара. 

Отметим, что проект первой редакции стандарта по обустройству ЛКС с данными рекомендациями планируют подготовить до конца 2022 года. В этот же период документ направят на публичное обсуждение. 

Справочная информация 

РОСДОРНИИ ведет работу по развитию научно-технической политики в области дорожного хозяйства. Институт является действующим членом во многих технических комитетах по стандартизации Российской Федерации – ТК 418, ТК 465, ТК 278, ТК 400, ТК 57 и др. В рамках работы данных комитетов РОСДОРНИИ на постоянной основе разрабатывает и рецензирует межгосударственные стандарты, национальные стандарты Российской Федерации, а также стандарты организаций.

В 2021 году в рамках государственного задания специалисты РОСДОРНИИ провели мониторинг применения стандартов, входящих в сферу действия Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Всего мониторингом было охвачено 1973 объекта дорожной деятельности.