РОСДОРНИИ 6 октября 2022 года провел вебинар на тему «Георадарные технологии по контролю качества выполнения дорожно-строительных работ». К мероприятию подключились отраслевые специалисты из разных регионов России.
Участникам вебинара рассказали об отечественном опыте использования георадаров для приемки объектов в эксплуатацию и оценки соответствия дорожно-строительных работ нормативным требованиям. Также специалисты раскрыли детали подготовки развернутых отчетов по итогам георадарных обследований и назвали ключевые документы, регламентирующие эту работу.
Начальник управления методов проектирования автомобильных дорог Александр Кулижников посвятил доклад практике применения неразрушающего георадиолокационного метода для контроля качества строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог. В России технологию освоили более 20 лет назад. Георадарное сканирование помогает получить точную информацию о состоянии дорожных конструкций и их уязвимых точках без нарушения целостности исследуемого участка.
«Чаще всего георадары используются для оценки состояния материалов слоев дорожной одежды, глубины расположения границ и толщины слоев. Также с их помощью проводится контроль качества на различных этапах жизненного цикла дороги. Начинались исследования с приемки скрытых работ при возведении земляного полотна на слабых грунтах», – отметил Александр Михайлович.
Георадары эффективны при мониторинге состояния грунтов в насыпи. Обследование позволяет выявить причины просадки земляного полотна, оценить показатели плотности и влажности грунтов. Также приборы фиксируют глубину промерзания и оттаивания грунта, наличие неоднородных включений и ослабленных зон, оценивают стабилизацию грунтов в теле насыпи.
Заместитель начальника управления методов проектирования автомобильных дорог Роман Еремин в своем докладе детально рассмотрел ОДМ 218.3.075-2016 «Рекомендации по контролю качества выполнения дорожно-строительных работ методом георадиолокации».
«Положения, закрепленные в этом документе, не только повышают эффективность строительного контроля, но и позволяют избежать необоснованного применения разрушающих методов. Таким образом, мы боремся за долговечность дорожного полотна», – уточнил эксперт.
Кроме того, ОДМ регламентирует рекомендации к георадарному оборудованию, согласно которым прибору необходимы сертификаты соответствия и прохождение регулярного технического обслуживания.
Доклад начальника отдела инновационных технологий в инженерных изысканиях Натальи Пудовой был посвящен обзору требований ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды».
«В стандарте представлены основные требования к методике измерения толщины слоев дорожной одежды методом георадиолокации. Также представлены основные этапы обработки и интерпретации георадарных данных и оформления результатов выполненных измерений толщин слоев дорожной одежды. Это первый и единственный в России документ такого высокого уровня, который устанавливает требования к георадару как средству измерения, стандартизует методику георадарных работ и фактически легитимизирует георадарные технологии в дорожном хозяйстве», – сказала Наталья Геннадьевна.
Отдельная часть ГОСТ Р касается требований к работе передвижных дорожных лабораторий и ограничений из-за погодных условий. Указано, что георадарные обследования запрещено проводить при высокой влажности, во время дождя и при снеготаянии.
Справочная информация
По оценке специалистов РОСДОРНИИ, метод георадиолокации является безальтернативным, поскольку позволяет непрерывно исследовать внутреннее строение конструкции дорожной одежды.
Георадиолокационный метод все чаще используется в диагностике, инженерных изысканиях и обследовании автомобильных дорог, а также при контроле качества выполнения дорожно-строительных работ. При этом применяются разные конструкции георадаров, методики проведения работ и различное программное обеспечение.