В Красноярске прошла 7-я научно-практическая конференция Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) «Современные технологии – российским дорогам: строительство, ремонт и содержание искусственных сооружений».
В работе конференции приняли участие представители Минтранса России, Федерального дорожного агентства, ФКУ «Росдормониторинг», ФКУ Упрдор «Енисей», региональных органов исполнительной власти, отраслевых научно-исследовательских институтов и дорожно-строительных организаций.
Ключевыми темами конференции стали: основные замечания и нарушения при инспектировании искусственных сооружений, применение новых технологий и материалов в разрезе основных этапов жизненного цикла искусственных сооружений, а также вопросы обеспечения транспортной безопасности.
От РОСДОРНИИ выступил начальник отделения диагностики искусственных сооружений Сибирского филиала Артем Добровидов с докладом на тему «Роль дефектов в эксплуатации сооружений». Эксперт рассказал об оценке технического состояния мостов, типах дефектов и причинах их возникновения.
РОСДОРНИИ систематически осуществляет деятельность по надзору за качеством дорожно-строительных работ в российских регионах и ведет такие направления, как: обследование искусственных сооружений и автомобильных дорог, проведение строительного контроля, лабораторные исследования, геодезические изыскания и многое другое. Для проведения работ по строительному контролю институт имеет современное лабораторное оборудование и штат квалифицированных специалистов.
С 2012 года только специалистами Сибирского филиала РОСДОРНИИ было обследовано более 600 искусственных сооружений. В рамках исследования был получен количественный показатель данных о состоянии искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения в Красноярском, Хабаровском, Забайкальском краях, Иркутской, Амурской, Магаданской, Воронежской, Белгородской областях, а также Республиках Бурятия и Саха (Якутия). Обследования проводили на сооружениях различного типа – железобетонных, металлических, смешанных, деревянных.
Специалист подчеркнул, что возраст конструкции играет ключевую роль, поскольку транспортная нагрузка на мосты со временем растет в линейной прогрессии.
«В связи с этим ужесточаются требования к вопросам проектирования искусственных сооружений, начиная от климатических условий и заканчивая принимаемой временной нагрузкой», – объяснил Артем Добровидов.
Принимая во внимание срок эксплуатации искусственных сооружений 50 лет и более, на действующих сетях автомобильных дорог существует порядка 14% сооружений, которые в настоящее время не могут выполнять пропуск транспортных средств, поскольку не отвечают современным требованиям проектирования (на основании накопленных РОСДОРНИИ данных об искусственных сооружениях за последние 12 лет).
Основными причинами ухудшения состояния сооружения можно назвать ошибки при выполнении проектно-изыскательских работ, отступление от проекта в процессе строительства, человеческий фактор. А при эксплуатации – повторное образование дефекта в конструктивном элементе сооружения в результате неправильно принятого проектного решения, отсутствие своевременного содержания, оттягивание проведения ремонтных мероприятий, влияние окружающей среды и рост грузоперевозок автомобильным транспортом.
В заключение Артем Добровидов отметил, что своевременное содержание – ключ к более продолжительной эксплуатации искусственных сооружений.