Ведущий инженер Дальневосточного филиала РОСДОРНИИ Владимир Журбин принял участие во всероссийской научно-практической конференции «Искровые технологии в транспортном строительстве», которая состоялась в Военной академии материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулёва (Санкт-Петербург).
Эксперт РОСДОРНИИ представил доклад на тему «Исследование возможности пропуска тяжеловесных крупногабаритных транспортных средств по мостовым сооружениям», в котором рассматривается определение коэффициентов загружения мостовых сооружений относительно нормативных и расчетных нагрузок.
Владимир Олегович объяснил, что по запросу грузоперевозчиков производится оценка возможности пропуска тяжеловесных крупногабаритных транспортных средств. На первом этапе работ проводятся полевые обследования мостовых сооружений с выявлением возможных дефектов, влияющих на грузоподъемность, составляется конструктивная схема. Одновременно изучается предоставленная управлением дорог документация.
Возможность проезда тяжеловесного крупногабаритного транспортного средства по мостовым сооружениям определяется величиной коэффициента загружения несущих элементов моста. Коэффициент рассчитывают как соотношение изгибающих моментов и поперечных сил в сечениях элементов моста от заявленной нагрузки и нагрузок, соответствующих фактической грузоподъемности мостов. Фактическая грузоподъёмность — это показатель, установленный с учётом фактического состояния сооружения по результатам диагностики, а также дополнительного обследования на пути движения при пропуске тяжеловесного крупногабаритного транспортного средства.
В докладе также шла речь о рекомендациях по осуществлению безопасной перевозки тяжеловесного груза. По мостовым сооружениям допускается пропуск транспортного средства с заявленной нагрузкой при условии проезда по оси сооружения в одиночном порядке со скоростью до 10 км/час и отсутствии других нагрузок на сооружение.
Для обеспечения указанных условий движения автотранспортное средство должно сопровождаться автомобилем прикрытия. При ширине транспортного средства более 4 метров его движение должно сопровождаться патрульным автомобилем ГИБДД. Если высота заявленного автотранспортного средства с грузом больше 4 метров, грузоперевозчик обязан проводить контрольные промеры высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями, а также коммуникациями на маршруте перевозки.
Справочная информация
РОСДОРНИИ имеет значительный опыт работ по направлениям, связанным с движением тяжеловесных транспортных средств по дорогам Российской Федерации. С 2000 года институт проводит разработку специальных проектов перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации. Число данных проектов превышает 800 научно обоснованных работ, описывающих возможность проезда и особые условия.
Для разработки специальных проектов научно-исследовательский институт имеет возможность проводить оценку технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений, разрабатывать мероприятия по их укреплению или принятию специальных мер по обустройству для обеспечения проезда тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Также РОСДОРНИИ является разработчиком Методики возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам, которая описана в Постановлении Правительства Российской Федерации № 67 от 31.01.2020.
Аналогично в рамках Государственного задания командой института были разработаны научно обоснованные требования по допустимым полным массам и допустимым осевым нагрузкам, нашедшие отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации № 2200 от 21.12.2020.