Диагностику и паспортизацию автомобильных дорог обсудили на конференции в Саратове

22.01.2025 Просмотров: 545

21-22 января в Саратове прошла 3-я научно-практическая конференция «Современные технологии – российским дорогам: диагностика и паспортизация автомобильных дорог». Организатором мероприятия выступила Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР». Конференция состоялась при поддержке Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

В ходе первого дня мероприятия участники обсудили актуальные вопросы применения современных технологий в части диагностики и паспортизации автомобильных дорог, нормативно-техническое регулирование дорожного хозяйства и разработку сметных норм.

Директор департамента проектирования и технического учета ФАУ «РОСДОРНИИ» Светлана Ковригина представила доклад на тему «Использование цифровой модели при проведении диагностики и паспортизации автомобильных дорог, при проектировании организации дорожного движения».

Эксперт рассказала, что в течение 2024 года в рамках работ по диагностике и оценке технического состояния специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ» обследовано 17,9 тыс. км автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации, при этом сформировано паспортов автомобильных дорог и проектов организации дорожного движения (ПОДД) на 5,2 тыс. км. Также выполнены работы по сбору и обработке пространственных данных с использованием технологии мобильного лазерного сканирования более чем на 2-х тыс. км региональной и федеральной сети автомобильных дорог общего пользования на о. Сахалин, в Хабаровском крае, Московской области, Донецкой и Луганской Народных Республиках.

На текущий момент при проведении диагностики и паспортизации автомобильных дорог, а также при разработке ПОДД, активно внедряются инновационные методы и технологии. Речь идет о применении цифровой модели дороги (ЦМД), созданной путем сбора и обработки пространственных данных.

«Уровень технологического развития диктует нам требования по внедрению новых методов диагностики и паспортизации автомобильных дорог, в том числе с применением мобильного лазерного сканирования. Создание цифровых моделей и их дальнейшее применение имеет значительную перспективу в контексте развития дорожно-транспортной отрасли», – отметила спикер.

На данный момент, термин «цифровая модель дороги» не закреплен в нормативном поле, однако ФАУ «РОСДОРНИИ» разработало национальный стандарт, в котором сформулировано данное определение и установлены требования к составу, структуре данных и методам сбора цифровых сведений об автомобильных дорогах. Первая редакции проекта национального стандарта прошла процедуру публичных обсуждений. Сейчас документ находится на стадии доработки.

Под ЦМД понимается совокупность взаимосвязанных структурированных цифровых данных об автомобильных дорогах, используемая для принятия решений в части планирования и осуществления дорожной деятельности на различных стадиях жизненного цикла. Целью создания ЦМД является формирование единой информационно-технологической основы для интеграции и максимально эффективного использования цифровых данных об автомобильных дорогах.

Что касается нормативно-технического регулирования, в 2023 году утверждено несколько разработанных Институтом стандартов, позволяющих выполнять подобный вид работ. ГОСТ Р 70689–2023 «Дороги автомобильные общего пользования. Лазерное сканирование. Методика выполнения измерений» и ГОСТ Р 70690–2023 «Дороги автомобильные общего пользования. Лазерное сканирование. Требования к данным лазерного сканирования на различных этапах жизненного цикла автомобильной дороги». Эти документы устанавливают требования к сбору, составу и цифровому представлению материалов, а также форматам данных, полученных в результате лазерного сканирования автомобильных дорог общего пользования.

«Знаковым событием в области паспортизации стало вступление в силу 1 июня 2024 года стандарта, который устанавливает минимальные требования к техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования и допускает использование аэрофотосъемки, спутниковой съемки и лазерного сканирования для выполнения данных задач», – рассказала Светлана Ковригина.

Также в ходе выступления эксперт представила примеры ЦМД, созданных различными методами, описала области и нюансы их применения, а также отметила ряд положительных сторон применения ЦМД на основе мобильного лазерного сканирования для разработки паспортов и ПОДД, среди которых: высокая точность и скорость измерений, сбор основных параметров дороги без выхода на проезжую часть, возможность построения ортофотопланов без использования летательных аппаратов, многократное использование данных и возможность их частичного обновления.

В продолжение мероприятия заместитель начальника отдела разработки отраслевых сметных нормативов ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бобков рассказал о разработке сметных норм для задач диагностики автомобильных дорог.

«Одно из главных направлений ценообразования – актуализация отраслевых сметных норм, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог. Кроме того, реализуется деятельность по разработке методических рекомендаций и порядку применения норм», – отметил эксперт.

Александр Бобков

Так, в течение 2024 года специалистами РОСДОРНИИ были разработаны «Методические рекомендации по определению сметной стоимости содержания автомобильных дорог» и «Методические рекомендации по определению сметной стоимости ремонта автомобильных дорог».

Кроме того, Институт сформировал проект «Сборника отраслевых элементных сметных норм на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог». Этот документ включает 674 нормы и дополнен 84 новыми отраслевыми сметными нормами (ОСН) на работы, выполняемые по диагностике автомобильных дорог – подобные нормы были разработаны впервые. Новые ОСН распространяются на выполнение работ:

1) передвижной лабораторией, оснащенной различными измерительными системами;

2) измерительными системами по видам отдельных работ;

3) транспортным средством, оборудованным мобильным измерительным комплексом;

4) ручными приборами и оборудованием.

Первые ОСН были подготовлены Институтом еще в 2013 году и на данный момент уже требуют актуализации. Также специалисты РОСДОРНИИ начали трудоемкую деятельность по доработке ОСН, которые отсутствовали в действующем сборнике.

В ходе доклада Александр Бобков подробно описал имеющиеся нормы в части диагностики автомобильных дорог, этапы разработки новых ОСН. Кроме того, специалист дал пояснения по содержанию сборника сметных норм, включающего в себя 5 разделов: автомобильные дороги, искусственные дорожные сооружения, обустройство, диагностика автомобильных дорог, погрузочно-разгрузочные работы и транспортные работы.