03.09.2020
Просмотров: 349
В августе 2020 года начались работы по запуску в эксплуатацию первой универсальной мобильной лаборатории, предназначенной для построения цифровой модели автомобильных дорог (ЦМД).
Передвижной измерительный комплекс, разработанный по заказу Российского дорожного научно-исследовательского института (ФАУ «РОСДОРНИИ»), включает большой набор инструментов для сбора первичных данных в цифровом виде и передачи в информационную Систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ). Работы ведутся в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (НП «БКАД»). К началу 2021 года в эксплуатацию будут введены еще 2 мобильных лабораторных комплекса.
ЦМД представляет собой набор взаимосвязанных данных, позволяющих сформировать пространственную модель дороги, оценить её состояние и эксплуатационные параметры.
Построения ЦМД производится путём проведения комплекса измерений на местности, осуществляемых с помощью мобильных лабораторий на базе автомобиля-фургона. В состав дорожной лаборатории входят:
– Мобильная лазерная система, позволяющая выполнять сканирование рельефа местности и дорожного полотна на скоростях транспортного потока с использованием технологии LIDAR (Light Identification, Detection and Ranging). Результатом сканирования является облако точек, содержащее объекты на местности, придорожную инфраструктуру, элементы обустройства, искусственные сооружения, наземные инженерные коммуникации и пр.;
– Георадарная система подповерхностного зондирования для сбора данных о состоянии дорожной конструкции, результатом работы которой являются радарограммы дорожной одежды и земляного полотна автомобильной дороги;
– Видеокамеры для сбора фотоматериалов (панорамные снимки);
– Оборудование для диагностики и оценки технического состояния дороги – продольной ровности и дефектов покрытия;
– Комплект геодезического оборудования для привязки пространственных данных.
Сбор и систематизация данных выполняются оператором в процессе движения лаборатории, с помощью бортового компьютера. Затем, после предварительной камеральной обработки формируется цифровая модель автомобильной дороги. После этого она выгружается в федеральную базу данных СКДФ. Установка такого комплекса оборудования на одну лабораторию и программно-аппаратная синхронизация собираемых данных позволяют значительно сократить неэффективные пробеги и повысить объективность данных об автомобильной дороге.
В настоящее время проводятся процедуры по приемке универсальной дорожной лаборатории, оснащенной оборудованием повышенной точности и адаптированной, в том числе, для выполнения научных исследований. Предполагается, что ещё четыре специализированные лаборатории будут использоваться для сбора пространственных данных с целью создания цифровой модели автомобильных дорог. Они поступят в четыре филиала РОСДОРНИИ: Северо-Кавказский, Сибирский, Уральский и Дальневосточный.
На начальном этапе эксплуатации мобильных лабораторий планируется оцифровать до 8 тысяч километров российских автодорог общего пользования федерального значения. Работы по формированию цифрой модели федерального значения будут продолжены в 2021 и 2022 годах, а с 2023 года планируется приступить к созданию цифровой модели автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Передвижной измерительный комплекс, разработанный по заказу Российского дорожного научно-исследовательского института (ФАУ «РОСДОРНИИ»), включает большой набор инструментов для сбора первичных данных в цифровом виде и передачи в информационную Систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ). Работы ведутся в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (НП «БКАД»). К началу 2021 года в эксплуатацию будут введены еще 2 мобильных лабораторных комплекса.
ЦМД представляет собой набор взаимосвязанных данных, позволяющих сформировать пространственную модель дороги, оценить её состояние и эксплуатационные параметры.
Построения ЦМД производится путём проведения комплекса измерений на местности, осуществляемых с помощью мобильных лабораторий на базе автомобиля-фургона. В состав дорожной лаборатории входят:
– Мобильная лазерная система, позволяющая выполнять сканирование рельефа местности и дорожного полотна на скоростях транспортного потока с использованием технологии LIDAR (Light Identification, Detection and Ranging). Результатом сканирования является облако точек, содержащее объекты на местности, придорожную инфраструктуру, элементы обустройства, искусственные сооружения, наземные инженерные коммуникации и пр.;
– Георадарная система подповерхностного зондирования для сбора данных о состоянии дорожной конструкции, результатом работы которой являются радарограммы дорожной одежды и земляного полотна автомобильной дороги;
– Видеокамеры для сбора фотоматериалов (панорамные снимки);
– Оборудование для диагностики и оценки технического состояния дороги – продольной ровности и дефектов покрытия;
– Комплект геодезического оборудования для привязки пространственных данных.
Сбор и систематизация данных выполняются оператором в процессе движения лаборатории, с помощью бортового компьютера. Затем, после предварительной камеральной обработки формируется цифровая модель автомобильной дороги. После этого она выгружается в федеральную базу данных СКДФ. Установка такого комплекса оборудования на одну лабораторию и программно-аппаратная синхронизация собираемых данных позволяют значительно сократить неэффективные пробеги и повысить объективность данных об автомобильной дороге.
В настоящее время проводятся процедуры по приемке универсальной дорожной лаборатории, оснащенной оборудованием повышенной точности и адаптированной, в том числе, для выполнения научных исследований. Предполагается, что ещё четыре специализированные лаборатории будут использоваться для сбора пространственных данных с целью создания цифровой модели автомобильных дорог. Они поступят в четыре филиала РОСДОРНИИ: Северо-Кавказский, Сибирский, Уральский и Дальневосточный.
На начальном этапе эксплуатации мобильных лабораторий планируется оцифровать до 8 тысяч километров российских автодорог общего пользования федерального значения. Работы по формированию цифрой модели федерального значения будут продолжены в 2021 и 2022 годах, а с 2023 года планируется приступить к созданию цифровой модели автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.