Специалисты Общеотраслевого Центра Компетенций дорожной отрасли (ОЦК) прибыли в Северную столицу по просьбе региональных руководителей отрасли. Встреча прошла в формате «вопрос-ответ», поскольку делегация научного института проводит такие встречи в Санкт-Петербурге уже не в первый раз. Ленинградская область является одним из пилотных субъектов в рамках сотрудничества с ФАУ «РОСДОРНИИ» в части внедрения новых технологий. Напомним, ОЦК оказывает консультационную поддержку, помогая регионам наиболее качественно реализовать задачи национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Совещание прошло на площадке областного Комитета по дорожному хозяйству. К нему присоединились региональные чиновники и представители компаний-заказчиков. Присутствующих поприветствовал директор по организационной деятельности ОЦК Алексей Ковров, обозначив пути дальнейшего сотрудничества:
«Необходимость перехода со смесей по устаревшему ГОСТ на современные технологии назрела, через 2 года старые методы использовать уже не получится, нужно осваивать новые. И эти технологии позволят увеличить качество дорог, межремонтные сроки, а, соответственно, уменьшить затраты. Несколько регионов этот путь уже прошли, волевым решением перейдя на новые смеси, и вы уже это делаете, поэтому у вас есть все шансы выйти в передовые регионы. Давайте вместе максимизировать эффект от национального проекта».
Представители Комитета ответили, что такое решение уже принято, и теперь регион ориентируется на максимально быструю перестройку дорожного комплекса для работы по новым технологиям.
Первый объект с применением новых технологий, а именно с использованием смеси, запроектированной объемно-функциональным методом, в регионе сдан в этом году. Речь идет о проблемном участке трассы Санкт-Петербург – Морье, знаменитой «Дороги жизни», которая в период Великой Отечественной войны была единственной транспортной магистралью, связывавшей блокадный Ленинград со страной.
Технология объемно-функционального проектирования – одна из приоритетных, о ее преимуществах эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» уже не раз рассказывали на подобных совещаниях и авторских вебинарах. Преимущество такого метода, во-первых, в том, что он позволяет запроектировать смесь по уникальному рецепту, учитывая климат, интенсивность движения, географические и ландшафтные особенности местности. А во-вторых, гираторный уплотнитель, который используется в данной технологии, может смоделировать нагрузку при укладке и эксплуатации асфальтобетона. Ликбез по этой тематике для собравшихся провела заместитель директора по организационной деятельности ОЦК ФАУ «РОСДОРНИИ», Ольга Воробьева:
«Гиратор – это и машина для испытаний, на нем можно за 3 минуты воссоздать последствия 20 лет непрерывного движения транспорта. Только так мы можем убедиться, что в ближайшие пару лет покрытие не «уйдет в колею». Вы уже познакомились с этим методом, к 2023 году АБЗ должны уйти со старых смесей. Назад пути нет».
Еще одной важной темой, которую обсудили с ленинградскими дорожниками стала работа по восстановлению основания автомобильных дорог, поскольку половина из них в регионе построена десятки лет назад, и их качество не выдерживает никакой критики. А новые методы регенерации и стабилизации позволят существенно увеличить срок службы покрытия.
Перспективы сотрудничества с Ленинградской областью в научном институте называют успешным, поскольку в этом регионе базируется немало высококвалифицированных подрядных организаций, готовых к переменам. К тому же, в их арсенале имеется передовая техника и оборудование. Но даже грамотные специалисты на стадии внедрения новых технологий сталкиваются с трудностями, и подобные совещания с экспертами отрасли позволяют найти решения возникающим проблемам. На вопросы собравшихся отвечал и советник генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ», Евгений Дамье:
«Один из местных подрядчиков на первых порах столкнулся с чувствительностью рецепта асфальтобетонной смеси. У них был «культурный шок», когда они всего лишь поменяли минеральный порошок, а смесь «полетела». Здесь важен каждый компонент. В такие моменты приходит осознание, что раньше мы делали операцию гаечным ключом. Заказчики и подрядчики должны четко понимать порядок действий. Иначе, происходит шаг влево, шаг вправо – за свой счет».
Отвечая на вопросы дорожников, рабочая группа научного института также коснулась успешного опыта внедрения новых технологий и материалов в других регионах, особенно успешные кейсы сейчас имеют Курская и Оренбургская области. Их службы заказчика смогли организовать переход дорожной отрасли региона на новые стандарты в кратчайшие сроки. И сейчас субъекты РФ делятся своим опытом с соседями. Этого ждут и от Ленинградской области, заявил Александр Тихонов, заместитель начальника управления развития научно-технического потенциала дорожной отрасли ФАУ «РОСДОРНИИ»:
«Курск и Оренбург сейчас на передовой, они первыми решились отказаться от устаревших методов и материалов. Они могут рассказать, с чем столкнулись на практике, как взаимодействовать заказчику и подрядчику, мы видим влияние областей на соседние субъекты. На Северо-Западе у нас такого региона нет, и Ленинградская область должна взять эту роль на себя. На вас смотрит Вологда, Архангельск, Мурманск... На вашем примере будут учиться».
В результате совещания эксперты научного института и представители областных властей сделали общий вывод о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития дорожной отрасли Ленинградской области, включающей план работ по внедрению новых и наилучших технологий. Ее на рассмотрение представят губернатору, а впоследствии направят в Министерство транспорта Российской Федерации.