Просмотров: 1451
Специалисты Института принимали участие в оценке кандидатов. На вебинаре учреждения объяснили, какие обязательные требования должны выполнить желающие получить федеральную поддержку в последующие годы
Третий вебинар ФАУ «РОСДОРНИИ» о реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» продолжилидоклады о документах транспортного планирования и о реформировании общественного транспорта. Участие приняли представители региональных проектных команд. Для максимально адресного донесения информации слушатели были разделены на 4 группы, в том числе в зависимости от того, в какой стадии находится разработка документов транспортного планирования. Для каждой из групп докладчики выступили отдельно. В общей сложности число участников составило порядка 150 человек.
Доклад о реформировании общественного транспорта городских агломераций, а также о подготовке к новому федеральному проекту «Транспорт городских агломераций» представил Владимир Пащенко – начальник Управления транспортного планирования ФАУ «РОСДОРНИИ». В начале доклада он озвучил результаты конкурса на обновление подвижного состава наземного пассажирского транспорта, который провело Министерство транспорта Российской Федерации. Напомним, мероприятие реализовывается в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Планируется, что к концу 2024 года субсидии на приобретение на условиях льготного лизинга общественного транспорта получат 20 городских агломераций. В 2020 году в федеральном бюджете на это мероприятие предусмотрено 4 миллиарда рублей. Еще 2,6 миллиарда направляет лизинговая компания. Порядокопределения победителей в конкурсе разрабатывался при активном участии ФАУ «РОСДОРНИИ». В результате были отобраны 12 агломераций: Белгородская, Екатеринбургская, Воронежская, Омская, Казанская, Нижегородская, Череповецкая, Ивановская, Кемеровская, Липецкая, Самарско-Тольяттинская, Пермская.
Всего в 2020 году автопарки названных агломераций должны пополниться 511 автобусами и троллейбусами, которые будут курсировать по 28 маршрутам, причем магистральным – это одно из условий предоставления субсидии.
Сейчас обсуждается возможность расширения задачи по обновлению подвижного состава до уровня федерального проекта в рамках нацпроекта БКАД. Спикер обратил внимание на то, что какое бы решение не было бы принято по этому вопросу, уже сейчас можно выделить основные принципы выбора адресатов федеральной поддержки.
«Само обновление подвижного состава – не самоцель. Большинство наших городов нуждается не просто в покупке новых автобусов и троллейбусов, а именно в реформе. Речь идет о построении качественно новых моделей управления общественным транспортом. И те несколько пунктов, которые я перечислю, они должны быть в каждой программе реформирования каждого города, который хочет развиваться с помощью федеральной поддержки», - подчеркнул начальник Управления транспортного планирования Владимир Пащенко.
Докладчик отметил, что агломерации должны отдавать политический и бюджетный приоритет проектам развития общественного транспорта. Необходимо изменить подход, при котором общественный транспорт финансируется по остаточному принципу. В ФАУ «РОСДОРНИИ» убеждены, что таким образом невозможно создать общественный транспорт, которым было бы не менее комфортно пользоваться, чем личным.
Также среди аспектов, озвученных докладчиком: агломерационный подход к транспортной системе (когда границы муниципальных образований не становятся препятствием для построения эффективной транспортной системы), 100% регулируемый тариф и переход на безналичную оплату, внедрение брутто-контрактов, принятие и выполнение социального стандарта транспортного обслуживания населения, развитие электротранспорта, поддержка инфраструктуры общественного транспорта, и, конечно, наличие оптимальной, научно обоснованной маршрутной сети и документов транспортного планирования.
Документам транспортного планирования была посвящена большая часть семинара. Регионам, которые еще не приступили к конкурсам на их разработку, был представлен вводный доклад.
На уровне субъектов РФ разрабатываются ПКРТИ и КСОТ.
ПКРТИ (программа комплексного развития транспортной инфраструктуры) – документ, который включает все мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры в целом (так, при разработке ПКРТИ субъектом РФ должны учитываться мероприятия и агломераций в его составе. Это прозвучало в ответе на один из вопросов от слушателей);
КСОТ (комплексная схема обслуживания населения общественным транспортом) – разрабатывается с целью обеспечения координированного развития всех видов пассажирского транспорта общего пользования, и повышения качества транспортного обслуживания населения. Т.е. включены все мероприятия по развитию всех видов транспорта.
Городские агломерации разрабатывают, кроме вышеназванных документов, КСОДД – комплексные схемы организации дорожного движения.
«Основными целями и задачами транспортного планирования и разработки, соответственно, документов транспортного планирования является создание полноценной единой транспортной системы региона либо агломерации, которая будет работать в едином комплексе, связывая все виды транспорта друг с другом», – рассказал Сергей Мокроусов, заместитель начальника Управления транспортного планирования.
Грамотное транспортное планирование также должно привести к повышению эффективности капитальных вложений в транспортную инфраструктуру, уменьшению потери времени из-за заторов, повышению безопасности дорожного движения, уменьшению транспортной дискриминации территории – улучшению транспортной доступности для населения. Транспортное планирование помогает определить мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, документы транспортного планирования должны быть обоснованием для инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры.
Докладчик представил нормативную базу, на которой основываются документы транспортного планирования, планы по совершенствованию нормативного обеспечения – это одна из задач, которую исполняет ФАУ «РОСДОРНИИ».
Также Сергей Мокроусов рассказал о стадиях разработки документации, среди них – построение математической модели транспортной системы, которое позволяет спрогнозировать развитие системы, определить возможные проблемные зоны и запланировать мероприятия по их устранению.
Детально о стадиях подготовки и утверждения документов транспортного планирования – для тех, кто уже начал конкурсные процедуры (или только завершил их) на выбор подрядчика – рассказал заместитель начальника отдела методического обеспечения транспортного планирования Иван Козельский.
Так, спикер обратил внимание на то, что не стоит устанавливать сжатые сроки разработки, это может привести к ошибкам. Также необходимо постоянно взаимодействовать с исполнителем, предоставить ему полный перечень актуальных исходных данных. А при проведении транспортных и социологических опросов надо соблюсти баланс: выборка должна быть достаточной и репрезентативной, но при этом не излишне большой, когда объем начинает влиять на рентабельность всего проекта (в результате экономии на других этапах).
Спикер рассказал о том, на что необходимо обратить внимание при построении транспортной модели, составлении прогноза социально-экономического развития, разработке мероприятий и оценке их стоимости.
«Ну, и самое главное – документы должны быть реализованы. На моей практике есть несколько примеров того, как документы ложились в стол, а транспортная политика городов продолжала осуществляться в неверном направлении. И в то же время есть несколько примеров того, как документы транспортного планирования были учтены и условия для населения города начали улучшаться. Реализация документов является непременным шагом к устойчивому развитию транспортных систем, а также решению наболевших проблем в этой области», - отметил Иван Козельский.
Также докладчики обсудили правомерность переноса и продления сроков в связи с пандемией коронавирусной инфекции и выразили готовность дать консультации по всем возникающим вопросам.
Третий вебинар ФАУ «РОСДОРНИИ» о реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» продолжилидоклады о документах транспортного планирования и о реформировании общественного транспорта. Участие приняли представители региональных проектных команд. Для максимально адресного донесения информации слушатели были разделены на 4 группы, в том числе в зависимости от того, в какой стадии находится разработка документов транспортного планирования. Для каждой из групп докладчики выступили отдельно. В общей сложности число участников составило порядка 150 человек.
Доклад о реформировании общественного транспорта городских агломераций, а также о подготовке к новому федеральному проекту «Транспорт городских агломераций» представил Владимир Пащенко – начальник Управления транспортного планирования ФАУ «РОСДОРНИИ». В начале доклада он озвучил результаты конкурса на обновление подвижного состава наземного пассажирского транспорта, который провело Министерство транспорта Российской Федерации. Напомним, мероприятие реализовывается в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Планируется, что к концу 2024 года субсидии на приобретение на условиях льготного лизинга общественного транспорта получат 20 городских агломераций. В 2020 году в федеральном бюджете на это мероприятие предусмотрено 4 миллиарда рублей. Еще 2,6 миллиарда направляет лизинговая компания. Порядокопределения победителей в конкурсе разрабатывался при активном участии ФАУ «РОСДОРНИИ». В результате были отобраны 12 агломераций: Белгородская, Екатеринбургская, Воронежская, Омская, Казанская, Нижегородская, Череповецкая, Ивановская, Кемеровская, Липецкая, Самарско-Тольяттинская, Пермская.
Всего в 2020 году автопарки названных агломераций должны пополниться 511 автобусами и троллейбусами, которые будут курсировать по 28 маршрутам, причем магистральным – это одно из условий предоставления субсидии.
Сейчас обсуждается возможность расширения задачи по обновлению подвижного состава до уровня федерального проекта в рамках нацпроекта БКАД. Спикер обратил внимание на то, что какое бы решение не было бы принято по этому вопросу, уже сейчас можно выделить основные принципы выбора адресатов федеральной поддержки.
«Само обновление подвижного состава – не самоцель. Большинство наших городов нуждается не просто в покупке новых автобусов и троллейбусов, а именно в реформе. Речь идет о построении качественно новых моделей управления общественным транспортом. И те несколько пунктов, которые я перечислю, они должны быть в каждой программе реформирования каждого города, который хочет развиваться с помощью федеральной поддержки», - подчеркнул начальник Управления транспортного планирования Владимир Пащенко.
Докладчик отметил, что агломерации должны отдавать политический и бюджетный приоритет проектам развития общественного транспорта. Необходимо изменить подход, при котором общественный транспорт финансируется по остаточному принципу. В ФАУ «РОСДОРНИИ» убеждены, что таким образом невозможно создать общественный транспорт, которым было бы не менее комфортно пользоваться, чем личным.
Также среди аспектов, озвученных докладчиком: агломерационный подход к транспортной системе (когда границы муниципальных образований не становятся препятствием для построения эффективной транспортной системы), 100% регулируемый тариф и переход на безналичную оплату, внедрение брутто-контрактов, принятие и выполнение социального стандарта транспортного обслуживания населения, развитие электротранспорта, поддержка инфраструктуры общественного транспорта, и, конечно, наличие оптимальной, научно обоснованной маршрутной сети и документов транспортного планирования.
Документам транспортного планирования была посвящена большая часть семинара. Регионам, которые еще не приступили к конкурсам на их разработку, был представлен вводный доклад.
На уровне субъектов РФ разрабатываются ПКРТИ и КСОТ.
ПКРТИ (программа комплексного развития транспортной инфраструктуры) – документ, который включает все мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры в целом (так, при разработке ПКРТИ субъектом РФ должны учитываться мероприятия и агломераций в его составе. Это прозвучало в ответе на один из вопросов от слушателей);
КСОТ (комплексная схема обслуживания населения общественным транспортом) – разрабатывается с целью обеспечения координированного развития всех видов пассажирского транспорта общего пользования, и повышения качества транспортного обслуживания населения. Т.е. включены все мероприятия по развитию всех видов транспорта.
Городские агломерации разрабатывают, кроме вышеназванных документов, КСОДД – комплексные схемы организации дорожного движения.
«Основными целями и задачами транспортного планирования и разработки, соответственно, документов транспортного планирования является создание полноценной единой транспортной системы региона либо агломерации, которая будет работать в едином комплексе, связывая все виды транспорта друг с другом», – рассказал Сергей Мокроусов, заместитель начальника Управления транспортного планирования.
Грамотное транспортное планирование также должно привести к повышению эффективности капитальных вложений в транспортную инфраструктуру, уменьшению потери времени из-за заторов, повышению безопасности дорожного движения, уменьшению транспортной дискриминации территории – улучшению транспортной доступности для населения. Транспортное планирование помогает определить мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, документы транспортного планирования должны быть обоснованием для инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры.
Докладчик представил нормативную базу, на которой основываются документы транспортного планирования, планы по совершенствованию нормативного обеспечения – это одна из задач, которую исполняет ФАУ «РОСДОРНИИ».
Также Сергей Мокроусов рассказал о стадиях разработки документации, среди них – построение математической модели транспортной системы, которое позволяет спрогнозировать развитие системы, определить возможные проблемные зоны и запланировать мероприятия по их устранению.
Детально о стадиях подготовки и утверждения документов транспортного планирования – для тех, кто уже начал конкурсные процедуры (или только завершил их) на выбор подрядчика – рассказал заместитель начальника отдела методического обеспечения транспортного планирования Иван Козельский.
Так, спикер обратил внимание на то, что не стоит устанавливать сжатые сроки разработки, это может привести к ошибкам. Также необходимо постоянно взаимодействовать с исполнителем, предоставить ему полный перечень актуальных исходных данных. А при проведении транспортных и социологических опросов надо соблюсти баланс: выборка должна быть достаточной и репрезентативной, но при этом не излишне большой, когда объем начинает влиять на рентабельность всего проекта (в результате экономии на других этапах).
Спикер рассказал о том, на что необходимо обратить внимание при построении транспортной модели, составлении прогноза социально-экономического развития, разработке мероприятий и оценке их стоимости.
«Ну, и самое главное – документы должны быть реализованы. На моей практике есть несколько примеров того, как документы ложились в стол, а транспортная политика городов продолжала осуществляться в неверном направлении. И в то же время есть несколько примеров того, как документы транспортного планирования были учтены и условия для населения города начали улучшаться. Реализация документов является непременным шагом к устойчивому развитию транспортных систем, а также решению наболевших проблем в этой области», - отметил Иван Козельский.
Также докладчики обсудили правомерность переноса и продления сроков в связи с пандемией коронавирусной инфекции и выразили готовность дать консультации по всем возникающим вопросам.