Дайджест новостей стран СНГ (28.04.2025)

28.04.2025 Просмотров: 36

Республика Казахстан

На Актауском заводе получена первая партия битума

Baige news, 25.04.2025

На Актауском битумном заводе Caspi Bitum достигнут важный результат в рамках проекта модернизации, реализуемого по поручению Президента РК. Получен паспорт качества на первую партию дорожного битума в 740 тонн, подтверждающий готовность обновленных мощностей к работе, передаёт BaigeNews.kz.

Проект модернизации был сфокусирован на обновлении ключевой установки первичной переработки нефти, что включало замену и установку нового основного технологического оборудования для увеличения мощности до 1,5 млн тонн нефти в год.

«Знаковым этапом стал сложнейший монтаж в марте новой вакуумной колонны Т-1102 — оборудования высотой почти 40 метров и весом около 140 тонн. Новая колонна позволяет увеличить переработку мазута и получать высококачественный гудрон — ключевое сырье для производства дорожного битума, используя передовые технологии, включая новую водокольцевую вакуумсоздающую систему. Наряду с вакуумной колонной модернизированы атмосферная часть установки, технологические печи, теплообменное и насосное оборудование, а также обновлены системы автоматизации и контроля», – говорится в сообщении.

Официальный запуск завода Caspi Bitum и выход на проектную мощность запланированы на начало мая 2025 года.

Данный проект имеет стратегическое значение для Казахстана. Увеличение производства битума с 500 до 750 тысяч тонн в год обеспечит потребности активного дорожного строительства по всей стране.

https://baigenews.kz/na-aktauskom-zavode-poluchena-pervaya-partiya-bituma_300012569/


Крупные улицы и развязки строят в Астане

Gurk.kz, 26.04.2025

В Астане ведется строительство крупных дорожных проектов. К примеру, это улица Бухар жырау от проспекта Аль-Фараби до улыцы Жошы хана; улица Кайсенова от улицы Бухар жырау до проспекта Улы Дала и др. Данные крупные проекты будут завершены в текущем году, сообщает официальный сайт столичного акимата.

К примеру, с 18 апреля текущего года Управлением транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города возобновлены строительно-монтажные работы по проекту «Строительство улицы Бухар жырау на участке от улицы № 37 (Жошы хан) до проспекта Тауелсиздик».

Масштабный проект предусматривает строительство дороги, обустройство тротуаров, уличного освещения, благоустройство прилегающей территории, а также установку светофорных объектов. Завершение проекта запланировано до конца текущего года. Выполнены работы по устройству инженерных сетей (ливневая канализация, хоз-быт канализация, водопровод, сети электроснабжения, сети связи), а также частично по благоустройству.

Кроме того, ведутся работы по строительству улицы Кайсенова - от проспекта Улы Дала до улицы Бухар жырау. В 2025 году планируется завершить все работы по инженерным сетям и обеспечить проезд.

Всего в текущем году в столице будет отремонтировано более 60 улиц. Кроме того, в текущем году планируется строительство 43 объектов протяженностью почти 15 км. Также в настоящее время ведется реализация проекта строительства транспортной развязки в двух уровнях на пересечении проспекта Тлендиева и ул. Бейсековой. Данный важный инфраструктурный объект направлен на оптимизацию транспортного потока на одной из ключевых магистралей города. Проект значительно повысит пропускную способность перекрестка, сократит время в пути.

В текущем году планируется завершить строительство металлических пролетов путепровода и съездов, что обеспечит полноценный проезд по улице Бейсековой через проспект Тлендиева. Также в городе ведется реализация проекта строительства улицы К. Мухамедханова с обеспечением проезда до конца года, что разгрузит перекресток Айтматова и Кургальжинского шоссе. Дорожные работы направлены не только на улучшение качества дорожного покрытия, но и на повышение безопасности дорожного движения и комфорта для жителей. Также в числе запланированных работ: обустройство новых тротуаров, остановочных карманов, пандусов и др.

https://gurk.kz/news/krupny-e-uliczy-i-razvyazki-stroyat-v-astane


«КАМАЗ» на выставке в Казахстане

Atyrau.newauto.kz, 28.04.2025

«Kazakhstan Machinery Fair» – это уникальная международная выставка, являющаяся главным событием в области машиностроения и металлообработки в Казахстане и Центральной Азии.

Ежегодно казахстанские и международные компании представляют здесь новейшие технологии и оборудование для металлообработки и машиностроения. Мероприятие объединяет производителей, поставщиков и потребителей новейшего оборудования, а также представителей государственного сектора и профильных бизнес-сообществ.

В этом году «КАМАЗ» демонстрирует на выставке несколько экспонатов. Так, вниманию посетителей представлен флагман новейшего поколения К5 – КАМАЗ-54901. Эта модель была выведена на рынок в 2020 году и за короткий срок завоевала доверие потребителей, став особенно востребованной на рынке логистических услуг. Высокий спрос на флагман К5 со стороны перевозчиков обусловлен его эксплуатационными и потребительскими свойствами. Автомобиль оснащён новым двигателем KAMAЗ-910.52-460 («Евро-5») рабочим объёмом 13 л, мощностью 482 л. с. и крутящим моментом 2403 Нм. Применение современных высокотехнологичных конструктивных решений позволило увеличить межсервисный интервал до 120 тысяч км, а ресурс двигателя до 1,5 млн км, при этом снизить расход топлива на 10% по сравнению с автомобилями предыдущего поколения. Тягач КАМАЗ-54901 оснащён новой 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач, обладающей низким уровнем шума, высоким КПД, что позволило снизить расход топлива.

Современная, просторная кабина с ровным полом и двумя спальными местами обеспечивает повышенный уровень комфорта для работы и отдыха водителя. В кабине установлена мультимедийная система с сенсорным дисплеем диагональю 15.6", с функциями навигатора, радио, системами громкой связи, воспроизведения музыки, просмотра видео online или offline, контроля параметров автомобиля, управления отопителем кабины и предпусковым подогревателем. К слову, данная модель сегодня выпускается уже на новой санкционно устойчивой компонентной базе, с улучшенными техническими характеристиками и потребительскими свойствами.

Также на стенде компании представлен автогудронатор на шасси КАМАЗ-43253 (4х2). Автогудронатор предназначен для транспортировки и равномерного распределения по поверхности битумной продукции определённой температуры и химического состава с точным дозированием до сотых долей литра на квадратный метр. Автомобиль оснащён топливным баком на 350 литров и шестиступенчатой коробкой передач. Также автогудронатор оснащается системой межколёсной блокировки и системой нейтрализации выхлопных газов, что повышает показатель экологической чистоты. Среди отличительных преимуществ машины – высокоэффективная система подогрева посредством циркуляции горячего масла, которое разогревается за счёт работы маслонагревательной станции, а также возможность использования 100% объёма ёмкости цистерны гудронатора, возможность распределять все виды битума и битумной эмульсии, а также лёгкая и удобная очистка. Вместимость цистерны – до 6000 литров.

Помимо этого, компания демонстрирует на «Kazakhstan Machinery Fair 2025» илососную машину КО-507АМ1 на шасси КАМАЗ-65115. Она предназначена для эффективной вакуумной очистки колодцев, ливневой и канализационной сетей от ила и транспортировки его к месту выгрузки. Такая спецтехника особенно востребована в коммунальной сфере и на промышленных предприятиях. Объём цистерны составляет 10 м³. Вакуумный насос центробежного типа TF-720 (производство АО «КОММАШ») с системой автоматической смазки, с корпусом, охлаждаемым жидкостью, предназначен для эксплуатации в условиях тяжёлого режима работы.

https://atyrau.newauto.kz/news/kamaz_na_vystavke_v_kazahstane


Республика Азербайджан

Алиев о стратегическом партнерстве с Пекином: Баку поддерживает «политику одного Китая»

Спутник, 26.04.2025

Азербайджан безоговорочно поддерживает «политику одного Китая», став одной из первых стран, осудивших выборы на Тайване, заявил президент АР Ильхам Алиев в интервью китайскому телеканалу CGTN.

«Мы решительно поддерживаем суверенитет и территориальную целостность друг друга. Мы решительно поддерживаем "политику одного Китая". Азербайджан был одной из первых стран, которая публично и открыто осудила незаконные выборы на Тайване», – сказал Алиев.

По его словам, Баку и Пекин демонстрируют солидарность в вопросах, представляющих обоюдный национальный интерес.

Азербайджанский лидер подчеркнул, что текст Совместного заявления о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами охватывает широкую программу действий в двусторонних отношениях. Также документ включает вопросы торговли, транспорта, межличностных контактов и гуманитарного партнерства.

Глава государства отметил, что Азербайджан подписал декларации о стратегическом партнерстве со многими странами региона и рядом европейских государств, однако Китай занимает среди них особое место как самая мощная держава, что придает документу особую значимость.

По его словам, Китай занимает среди внешнеполитических приоритетов особое место.

«Безусловно, за последние двадцать лет мир изменился. Изменился и Азербайджан. Но приоритеты не изменились», – подчеркнул президент.

Алиев указал, что для Азербайджана Китай является лидером Глобального Юга, в том числе и в вопросе климатических угроз.

«Так что это особая роль, которую, как мы думаем, играет Китай, объединяя страны, в частности, вокруг тех принципов», – отметил глава государства.

Президент добавил, что Азербайджан – активный участник Глобального Юга, который доказал это не только председательством в Движении неприсоединения, но и во главе климатической конференции ООН (COP).

Взаимодействие в зеленой энергетике

Алиев рассказал, что на данный момент ряд китайских компаний работает в Азербайджане в качестве подрядчиков или партнеров инвесторов в секторе зеленой энергетики.

«На данный момент контракты, которые мы подписали и которые сейчас находятся на стадии реализации, дадут нам к 2030 году 6500 мегаватт возобновляемой энергии. Просто для сравнения: общая установленная мощность Азербайджана составляет 8000 мегаватт. Таким образом, через пять лет мы почти удвоим сегодняшний объем производства электроэнергии», – пояснил он.

Президент уточнил, что 6 тыс. мегаватт будет обеспечивать солнечная и ветровая энергетика, а 500 мегаватт – гидроэнергетика. По его словам, это будет иметь решающее значение для Азербайджана, поскольку позволит отказаться от использования природного газа в производстве электроэнергии. Это, добавил Алиев, даст возможность экспортировать газ на международные рынки и экономить энергоресурсы для внутренних нужд.

Развитие зеленого транспорта

Азербайджан уже приобрел 160 электробусов, которые курсируют по улицам Баку. Кроме того, как сообщил президент, заключен контракт на поставку еще 200 таких автобусов.

«И самое главное, в этом году мы, надеюсь, начнем совместное производство электробусов BYD в Азербайджане в объеме 500 автобусов в год. Таким образом мы планируем полностью перевести общественный транспорт Баку на зеленый режим. В дальнейшем этот процесс затронет и все остальные города страны», – рассказал Алиев.

По его мнению, у Азербайджана и Китая есть уникальная возможность для развития двусторонних отношений в сфере возобновляемых источников энергии, поскольку это соответствует как стратегии Баку, так и повестке дня Пекина.

https://az.sputniknews.ru/20250426/aliev-o-strategicheskom-partnerstve-s-pekinom-baku-podderzhivaet-politiku-odnogo-kitaya-471106120.html

 

Республика Беларусь

Электротранспорт, биотехнологии, умные города: как в Беларуси реализуют проекты будущего

SB.BY, 27.04.2025

В Беларуси продолжается реализация шести комплексных «проектов будущего»: «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Точное земледелие», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси». «Многого удалось достичь в сфере электротранспорта. ОАО «БЕЛАЗ» изготовлен опытный образец карьерного электросамосвала, проведены предварительные испытания, получен комплект системы термостатирования. Разработана конструкторская документация на тяговый асинхронный электродвигатель и синхронный генератор для карьерных самосвалов грузоподъемностью 240 т. ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» провел процедуру сертификации электроскутера. Изготовлены аккумуляторные батареи для Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра и РУП «Белтаможсервис». Разработан опытный образец электромотоцикла на базе бензинового МINSK D4 125 с новой компоновкой аккумуляторных батарей», — рассказал Сергей Шлычков.

ОАО «БЕЛЛИС» продолжена работа по согласованию и утверждению технических заданий на разработку государственных стандартов в области электротранспорта, его компонентов и инфраструктуры, гармонизированных с международными и европейскими стандартами и документами. РУП «ПО «Белоруснефть» с привлечением организаций малого и среднего предпринимательства обеспечило финансирование для сервисного обслуживания объектов зарядной инфраструктуры. Собственные зарядные сети созданы ОАО «Витязь» (сеть ISKRA), ООО «Энергометсистем» (ByCharge), ООО «Е-Пауэр» (E-power), ООО «Нэробелстрой» (Charge&GO).

«В области биотехнологий в АПК созданы сорта мягкой озимой пшеницы «Доминика» и «Эллина», мягкой яровой пшеницы «Инновация», которые проходят госсортоиспытание. Разработаны методические рекомендации по оценке уровня экспрессии CBF-генов, вовлеченных в стрессовый ответ на воздействие низких температур у ячменя. Выделены сортообразцы ячменя, обладающих зимостойкостью и высокой урожайностью», — отметил председатель ГКНТ.

Что касается биотехнологий для фармацевтики, Институт биоорганической химии НАН Беларуси получил функциональные химерные антигенные рецепторы против нейробластомы и разработал технологию CAR-T терапии нейробластомы, позволяющую достичь ремиссии у пациентов высокой группы риска, для которых не существует альтернативных вариантов консервативной терапии или иммунотерапии. Закуплено оборудование для организации производства рекомбинантных антител и библиотек синтетических генов.

Институт биофизики и клеточной инженерии НАН разработал 9 инновационных биомедицинских клеточных продуктов, которые проходят процедуру государственной регистрации. Успешно завершено 10 клинических испытаний методов клеточной терапии с их использованием для лечения пациентов с онкологическими, аутоиммунными, аллергическими и иными заболеваниями (сахарный диабет 1-го типа, рак мочевого пузыря, рак почки, метастатический рак толстого кишечника, бесплодие, гипопаратиреоз, тяжелые ожоги, системный склероз, аллергический ринит, хронический полипозный риносинусит, макулярная дегенерация сетчатки глаз, аллопеция, дефекты костной ткани).

«Кроме того, в стране продолжается внедрение элементов системы точного земледелия. В каждой области определены базовые сельскохозяйственные организации, в которых будет проведена апробация разрабатываемой информационно-аналитической системы «Цифровая платформа точного земледелия». Проведен комплексный анализ их материально-технической базы, разработаны индивидуальные планы мероприятий по подготовке и реализации технологии точного земледелия в этих хозяйствах», — проинформировал Сергей Шлычков.

В сфере инновационного здравоохранения он отметил новый корпус гибридной кардиохирургии в РНПЦ «Кардиология», оснащение которого позволяет выполнять новый вид высокотехнологичной инновационной продукции — гибридные кардиохирургические вмешательства. «Но это далеко не единственный значимый новый объект. Кроме того, в стране создается централизованная информационная система здравоохранения», — добавил председатель ГКНТ.

В Беларуси также создана типовая региональная государственная цифровая платформа «Умный город». Запланировано ее внедрение в Минске, областных центрах и 11 региональных городах с более чем 80 тыс. жителей.

https://www.sb.by/articles/elektrotransport-biotekhnologii-umnye-goroda-kak-v-belarusi-realizuyut-pr...