Дайджест новостей РФ (28.04.2025)

28.04.2025 Просмотров: 44

В России расширят закупку городского электротранспорта

ТАСС, 21.04.2025

Председатель правительства России Михаил Мишустин поручил предусмотреть в федеральном бюджете на следующие три года больше средств на закупку городского электрического транспорта.

«Минфину и Минтрансу до 1 сентября при формировании проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов необходимо предусмотреть дополнительные бюджетные средства на закупку городского электрического транспорта и реализацию проектов по модернизации инфраструктуры городского электрического транспорта», – говорится в сообщении правительства.

Задача поставлена по итогам отчета в Госдуме о работе кабмина. Обсуждая с депутатами достигнутые результаты, Мишустин напомнил, что в рамках комплексной программы модернизации общественного транспорта в 2020-2024 годах в регионы было поставлено 16,3 тыс. единиц общественного транспорта, в том числе в 2024 году – 8 тыс. единиц.

Сейчас такая работа продолжается при реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Всего, по словам премьера, до 2030 года планируется обновить 85% парка общественного транспорта – так, чтобы срок его эксплуатации был не выше нормативного. В первую очередь это касается пунктов с населением более 50 тыс. человек.

https://tass.ru/ekonomika/23733981

 

Россия и Оман подписали меморандум о взаимопонимании в области транспорта и транзита

Доринфо, 23.04.2025

Министр транспорта РФ Роман Старовойт принял участие во встрече Президента РФ Владимира Путина с Султаном Омана Хейсамом Бен Тареком Аль Саидом. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса России.

В рамках встречи стороны подписали меморандум о взаимопонимании в области транспорта и транзита между профильными ведомствами двух стран.

«Документ послужит реализации транзитного потенциала международного транспортного коридора «Север – Юг», повышению эффективности транспортных связей для организации перевозок грузов и пассажиров в двустороннем и транзитном сообщении», – говорится в сообщении министерства.

Также в ведомстве отмечают, что задействование портов Омана позволит привлечь дополнительные объемы грузов на международный коридор, повысить его привлекательность для перевозчиков, в том числе за счет создания условий для запуска сквозного сервиса перевозок по коридору.

Добавим, международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» – это совокупность маршрутов, обслуживающих внешнюю торговлю России со странами Закавказья и Каспийского региона с дальнейшим развитием в направлении рынков Индии, Пакистана и стран Персидского залива.

В составе МТК выделяют три основных маршрута. Первый – западный, который проходит через Дагестан и Северную Осетию автомобильным и ж/д транспортном. Второй – транскаспийский, он идет морским и речным транспортном из портов Астрахань, Оля, Махачкала, по реке Волга в иранские и туркменские порты на Каспии. И третий – восточный, который проходит через Казахстан и Туркмению автомобильным и ж/д транспортом. В целом транспортный коридор включает в себя ж/д, автомобильную и портовую инфраструктуру.

Напомним, в декабре 2024 года Россия и Азербайджан подписали соглашение о сотрудничестве по развитию транзитных грузоперевозок по коридору «Север – Юг». В марте 2025 года министры транспорта России и Казахстана обсудили возможность увеличения объемов перевозки грузов через восточный маршрут транспортного коридора.

Ранее также сообщалось, что коридор «Север – Юг» сможет пропускать в год на 8,3 млн транспортных средств больше благодаря комплексной модернизации пунктов пропуска.

https://dorinfo.ru/news/dorozhnye-proekty/rossiya-i-oman-podpisali-memorandum-o-vzaimoponimanii/

 

В России в этом году по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» построят и отремонтируют 26 тыс. км дорог

Доринфо, 24.04.2025

В 2025 году в России в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» построят, реконструируют и отремонтируют порядка 26 тыс. км федеральных, региональных и местных автодорог. Об этом 24 апреля сообщила пресс-служба Росавтодора.

«Как и прежде, особое внимание будем уделять обновлению социальных маршрутов к медицинским, образовательным, спортивным учреждениям. Еще один важный аспект работы – поэтапное обновление участков опорной сети автомобильных дорог. Все эти усилия направлены на повышение качества жизни населения и социально-экономическое развитие регионов и страны в целом», – сообщил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Работы по национальному проекту запланированы на федеральных трассах, находящихся в ведении Росавтодора и в управлении ГК «Автодор». Например, на трассах Росавтодора в этом году отремонтируют (в том числе капитально) более 4,5 тыс. км, из них около 200 км расширят до четырех полос движения, а строительство и реконструкцию завершат на участках общей длиной 150,6 км.

«К концу 2025 года доля автомобильных дорог федерального значения в нормативном состоянии должна составлять не менее 72,9 %», – сообщил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.

По всем программам дорожной деятельности в целях достижения показателей нацпроекта на региональной и местной дорожной сети в этом году планируют обновить, реконструировать и построить 21 тыс. км. На эти цели в рамках нацпроекта предусмотрено 586,2 млрд рублей, из которых 339,2 млрд рублей – средства федерального бюджета. В большинстве регионов, участвующих в нацпроекте, дорожные работы уже начались.

Добавим, с 2025 года в России началась реализация новых национальных проектов, в том числе «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». Инфраструктурный нацпроект включает 12 федеральных проектов, пять из которых курирует Минтранс РФ – они касаются модернизации автодорог, развития общественного транспорта и др. Национальными целями, поставленными Президентом РФ Владимиром Путиным в мае 2024 года, и задачами нацпроекта предусмотрено доведение до нормативного состояния к концу 2030 года не менее 85 % федеральных трасс, опорной дорожной сети и дорог крупнейших городских агломераций, 60 % региональных дорог, а также снижение смертности в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году и в 2 раза – к 2036-му по сравнению с 2023 годом.

Ранее сообщалось, что по итогам текущего года нормативному состоянию будет соответствовать 55 % региональных трасс, 70,5 % опорной дорожной сети и 85 % автодорог агломераций.

https://dorinfo.ru/news/natsproekt-infrastruktura-dlya-zhizni/v-etom-godu-po-natsproektu-postroyat-i...

 

В Самаре за мостами будут следить специальные устройства

ИТС Журнал, 24.04.2025

В Самаре установил комплекс для мониторинга состояния Кировского моста, который на основе технологий искусственного интеллекта позволяет круглосуточно следить за путепроводом.

Для проверки состояния моста в режиме реального времени на путепроводе были установлены специальные датчики и высокоточные приборы, измеряющие силу натяжения стальных тросов и угол наклона конструкции. Также, были установлены метеостанция, датчик состояния дорожного полотна, видеокамеры.

Комплекс помимо непрерывного мониторинга состояния позволяет выявлять угрозы повреждения несущих конструкций, оповещает дорожные службы о изменениях погодных условий, позволяет специалистам оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.

Все данные с интеллектуального оборудования поступают в центр организации дорожного движения Самары на пост дежурного оператора.

Как отметил директор по прикладным проектам самарского филиала ПАО «Ростелеком» Алексей Дукачев, прежде чем вводить новый комплекс в эксплуатацию было проведено специальное прочностное тестирование.

«В ночное время, когда движение минимально, наши специалисты частично перекрыли Кировский мост и пропустили по нему шесть полностью загруженных двадцатитонных самосвалов одновременно. Это позволило определить предельные значения нагрузки на мост и откалибровать приборы», — подчеркнул представитель компании подрядчика.

https://www.itsjournal.ru/news/v-samare-za-mostami-budut-sledit-spetsialnye-ustroystva/

 

Завершен ремонт первых 16 дорог в Подмосковье по программе ремонта 2025 года

Доринфо, 25.04.2025

Московской области в рамках ремонтного сезона 2025 года обновили первые 16 автомобильных дорог общей протяженностью более 9 км. Работы на одной из них выполнили по национальному проекту «Инфраструктура для жизни». Об этом в пятницу, 25 апреля, сообщает пресс-служба министерства транспорта и дорожной инфраструктуры региона.

Так, по нацпроекту отремонтировали 500 метров улицы Верхне-Зарецкой в Рузе. Двухполосная дорога проходит через жилые дома, а рядом находится сквер, где расположен памятник «Кладбище советских воинов № 64». В дальнейшем на участке укрепят обочины и нанесут разметку.

В границах Лобни подходят к концу работы по укладке 1 км нового асфальтобетонного покрытия на участке Букинского шоссе от улицы Батарейной до железнодорожного переезда. Отрезок расположен на одной из центральных улиц города и обеспечивает подъезд к аэропорту Шереметьево для порядка 20 тыс. автомобилистов. Также завершается укладка нового покрытия на отрезке длиной 1,7 км в Луковицах – между улицами Куйбышева и Октябрьской. Завершение работ здесь позволит обеспечить комфортный проезд 8 тыс. автомобилистов до микрорайонов Октябрьский, Молодежный-2, а также до села Подлесная Слобода.

Наибольшее число дорог отремонтировали в Богородском округе, где покрытие обновили на пяти объектах – улицах Лазурной, Швейной, Советской и Луначарского в Ногинске и на улице Центральной Усадьбы в селе Ямкино. Также на муниципальной сети завершили ремонт покрытия на улице Сидоренко в Озерах и на улице Строителей в Люберцах, которая ведет к медицинским учреждениям и учебным заведениям. В Реутове обновили покрытие на улицы Дзержинского – она расположена рядом со станцией МЦД-4 Реутов, рядом находятся Центральная городская клиническая больница, школа самбо и дзюдо.

«Дорожные специалисты продолжают ремонтные работы на 160 участках дорог, и уже уложили более 32 км нового покрытия. Работы ведутся на улицах в черте городов и малых населенных пунктов, а также на подъездах к ним. А полностью завершили устройство нового покрытия на 15 муниципальных и 1 региональной дороге в восьми округах», – рассказал министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Марат Сибатулин.

Всего в текущем сезоне на территории Подмосковья отремонтируют более 1,5 тыс. км покрытия на региональных и муниципальных дорогах.

https://dorinfo.ru/news/natsproekt-infrastruktura-dlya-zhizni/zavershen-remont-pervykh-16-dorog-v-po...

 

Минтранс утвердил рекомендации для программ развития общественного транспорта

TR.RU, 25.04.2025

Всё меньше времени остаётся до начала отбора участников новой программы по обновлению подвижного состава общественного транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Для участия в ней регионам, желающим получить помощь федерального бюджета при приобретении техники в лизинг, нужно заполнить немало отчётных форм и представить внушительный комплект документов в федеральный Минтранс. А для пошагового достижения к 2030 году целевых показателей регионы должны разработать программы развития (модернизации) общественного транспорта.

«Если не можете осилить все строчки, заполните и сдайте то, что успеете» — так можно охарактеризовать настрой Минтранса России по отношению к регионам, отразившийся в утверждённой версии Методических рекомендаций по разработке программ развития (модернизации) общественного транспорта в субъектах Российской Федерации.

По сравнению с разосланным в начале года проектом документ потерял жёсткую структуру и фактически ни один рекомендуемый параметр, упомянутый в нём, не является обязательным для наличия и заполнения.

В то же время можно отметить и положительные моменты, отразившиеся в утверждённых Методических рекомендациях. Так, Минтранс России склонен считать регулярным только ежедневное транспортное обслуживание населённых пунктов. А срок службы электробусов считается таким не низким, как и автобусов.

Есть чем порадовать, хоть и осторожно, пользователей городского электрического транспорта — в методических рекомендациях учтена необходимость обновления региональных трамвайного и троллейбусного парков наряду с автобусными.

Документ утверждён. Что изменилось?

Распоряжение Минтранса России от 22 апреля 2025 года № РС-84-р «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программ развития (модернизации) общественного транспорта в субъектах Российской Федерации» подписано министром транспорта РФ Романом Старовойтом. Текст документа размещён на официальном сайте Минтранса России.

Первоначальный вариант проекта рекомендаций, разосланный в регионы в начале этого года, был доработан.

Основным направлением корректировок стало то, что практически все положения документа, и без того, согласно названию, являющегося лишь рекомендациями, стали носить рекомендательный характер. По сути, и сами программы развития, и требования к ним в результате таких изменений стали напоминать конструктор, из которого можно сложить всё что угодно. Все предусмотренные проектом Методических рекомендаций конструкции вида «программа содержит:» заменены на «в программу рекомендуется включать следующие структурные элементы:» и так далее.

Отдельным приложением к Методическим рекомендациям включены методики расчёта показателей программы развития (модернизации) общественного транспорта (в проекте документа их не было):

  • доля парка общественного транспорта в субъекте Российской Федерации, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного;

  • доля населённых пунктов, имеющих регулярное транспортное сообщение;

  • годовой объем перевозок пассажиров одним транспортным средством.

Ранее распоряжением Минтранса России от 28.12.2024 № ВИ-296Р уже были утверждены методики расчёта показателей «доля парка общественного транспорта в агломерациях и городах, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного» и «доля протяженности трамвайной и троллейбусной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта в городах и городских агломерациях в нормативном состоянии».

Также из принятой редакции документа убрано положение, что программа развития (модернизации) общественного транспорта утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ. Регионы могут по своему желанию направить проект программ в Минтранс России для рассмотрения и получения обратной связи.

Статус программ развития (модернизации) для выделения целевого бюджетного финансирования претерпел изменения в худшую сторону. Если ранее предполагалось, что программа служит непосредственным основанием для финансового обеспечения реализации мероприятий, то теперь она лишь учитывается при планировании финансового обеспечения.

Область применения программ развития (модернизации) общественного транспорта расширена. Если «по умолчанию» они охватывали только автобус, электробус, трамвай и троллейбус, то теперь по решению субъекта РФ в программу могут быть включены положения в отношении иных видов общественного транспорта (внеуличный транспорт, морской и речной пассажирский транспорт).

Следуя букве Указа о национальных целях Российской Федерации целевые показатель программ развития (модернизации) общественного транспорта, который надлежит достичь к 2030 году, переформулирован с «доля парка автобусов, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, эксплуатирующихся в границах агломераций и городов, в том числе относящихся к опорным населённым пунктам с населением не менее 50 тыс. чел.» на «Доля парка общественного транспорта в агломерациях и городах, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного», распространившись на другие виды транспорта, помимо автобусного. Цель осталась прежней — 85%.

К срокам действия программ развития (модернизации) разрешено подходить более гибко — их не обязательно разрабатывать на срок 2030 года, а лишь рекомендуется, как и опционально проводить её ежегодную актуализацию в срок до 1 марта каждого года.

Утвержденная программа развития (модернизации) общественного транспорта согласно распоряжению Минтранса России должна размещаться на официальном сайте высшего исполнительного органа субъекта РФ или на сайте исполнительного органа, ответственного за его разработку.

С учётом планирования и оценки эффектов от реализации разных по своему составу программ федеральной поддержки обновления подвижного состава в состав характеристик отдельных параметров транспортного обслуживания населения решено включать не просто доли транспортных средств, имеющих срок службы не старше нормативного, а отдельно:

  • доли парка общественного транспорта, имеющего срок службы не старше нормативного;

  • доли автобусов в агломерациях и городах, имеющих срок службы не старше нормативного;

  • доли протяженности трамвайной и троллейбусной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта в городах и городских агломерациях в нормативном состоянии.

Составление дорожной карты по итогам формирования мероприятий по развитию (модернизации) общественного транспорта для всех муниципальных образований субъекта РФ тоже носит рекомендательный характер.

В значимые характеристики параметров транспортного обслуживания населения решили не включать процент покрытия билетной выручкой расходов на транспортное обслуживание населения общественным транспортом.

Типовая форма программ развития (модернизации) общественного транспорта также стала рекомендуемой формой.

Электробус – это не «безрогий» троллейбус, а автобус с электродвигателем

Из утверждённой рекомендуемой методики расчёта показателя «доля парка общественного транспорта в субъекте Российской Федерации, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного» следует, что Минтранс России отнёс автобусы с электрическим двигателем (электробусы) в одну категорию с автобусами других типов. Они имеют наименьший рекомендуемый нормативный срок эксплуатации – всего 10 лет, в то время как для троллейбусов предусматривается 15 лет активной жизни, а для трамваев — 25.

При расчете показателя Минтранс рекомендует учитывать все транспортные средства, которые совершили не менее одного рейса по регулярным маршрутам в муниципальном и (или) межмуниципальном сообщении в отчётном периоде, а также находящиеся в резерве. Порядок определения резервного количества транспортных средств каждого класса определён приказом Минтранса России от 04.05.2018. № 172.

При этом возможность эксплуатации транспортных средств за пределами нормативного срока эксплуатации определяется исходя из технического состояния таких транспортных средств.

Регулярно — значит ежедневно

Другой интересный вывод следует из рекомендуемой методики расчёта показателя «доля населённых пунктов, имеющих регулярное транспортное сообщение». Он разбивает в пух и прах усилия многих регионов, где автобусное (и другое) сообщение с сельскими населёнными пунктами имеет номинальное значение — например, один раз в неделю или даже один раз в месяц («третья среда каждого месяца» и т.д.).

Регулярно обслуживаемыми признаются только населённые пункты с численностью постоянного населения 100 и более человек, на расстоянии не более 1 км от границ которых располагается остановочный пункт (станция, пристань, перрон и т.п.). Он должен являться начальным, конечным или промежуточным остановочным пунктом для регулярных маршрутов общественного транспорта. Через остановку должно проходить не менее двух рейсов в сутки и не менее чем одного маршрута общественного транспорта.

Логика Минтранса понятна: пассажир должен иметь возможность каждый день уехать из населённого пункта, или приехать в него. Понятно, что не для каждого населённого пункта это экономически и технически реализуемо, но и в зачёт такое призрачное транспортное обслуживание идти не будет.

https://tr.ru/news/5871-mintrans-utverdil-rekomendacii-dlya-programm-razvitiya-obshchestvennogo-transporta

   

Минтранс предложил запретить парковку электросамокатов на тротуаре

РБК, 28.04.2025

Пользователям электросамокатов могут запретить парковаться на тротуаре и в других местах без специального разрешающего знака. Ранее Минтранс предложил ввести регистрацию СИМ по аналогии с автомобилями.

Минтранс разрабатывает поправки в Правила дорожного движения (ПДД), которые предусматривают запрет на стоянку средств индивидуальной мобильности (СИМ) на тротуаре, пешеходной, велосипедной и велопешеходной дорожках и в других местах, где отсутствуют специальный знак или разметка, разрешающие парковку, передает «РИА Новости» со ссылкой на замглавы ведомства Виктора Тимофеева.

По данным агентства, соответствующий ответ Тимофеева последовал на обращение в правительство депутатов Госдумы Сергея Колунова и Ильи Вольфсона («Единая Россия»), призвавших к введению специальных мест парковки для СИМ и привлечению к ответственности за нарушение этих норм.

В Минтрансе сочли излишним закрепление за муниципалитетами права на определение таких мест парковки и введение штрафов за нарушение ПДД. Гражданско-правовой договор и положения Гражданского кодекса уже наделили этими полномочиями юрлиц, сдающих в аренду СИМ, отметили в ведомстве.

Ранее Минтранс предложил ввести регистрацию всех СИМ в федеральном реестре, получение «учетного знака» (аналога автомобильного госномера) и «учетной метки» (QR-кода) с 1 сентября 2026 года. Помимо прочего, власти обсуждают запрет на их передвижение по тротуарам, повышение разрешенного возраста пользователей с 14 до 16 лет и ограничение скорости движения до 10 км/ч. Как уточняли источники РБК, в качестве альтернативы рассматривается введение приоритета движения для электросамокатов и электровелосипедов по велодорожкам или правому краю дороги. В Совфеде, в свою очередь, подготовили штрафы для водителей СИМ, в том числе за езду в состоянии алкогольного опьянения.

В последние несколько лет аренда электросамокатов получила широкое распространение. Это также привело к росту числа аварий с их участием и обсуждению мер безопасности. Только за девять месяцев 2024 года зарегистрировали 3,8 тыс. ДТП с СИМ, что на 47,2% больше показателей аналогичного периода 2023-го, сообщал председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, в таких авариях погибли 44 человека, в том числе шестеро несовершеннолетних, еще более 4 тыс. пострадали.

В Москве были введены так называемые медленные зоны, где действует автоматическое ограничение скорости электросамокатов до 5–15 км/ч. Помимо прочего, между Третьим транспортным кольцом и МКАД установили лимит на уровне 20 км/ч, в остальных районах столицы он остался прежним — 25 км/ч.

https://www.rbc.ru/society/26/04/2025/680ce3109a79478c971ba274