Дайджест новостей стран СНГ (27.10.2025)

27.10.2025 Просмотров: 31

Республика Беларусь

Экологически чистый транспорт для курорта: Сочи продолжает закупать белорусские электробусы

«Чеснок», 21.10.2025

Российский город Сочи подтвердил намерение продолжить закупки экологически чистых транспортных средств из Беларуси. Такое заявление сделал мэр Сочи Андрей Прошунин в ходе встречи с председателем Мингорисполкома Владимиром Кухаревым.

Этот шаг направлен на улучшение экологической обстановки и повышение комфорта жителей и туристов, сообщает БЕЛТА.

Подтверждение сотрудничества

Прошунин подчеркнул важность сотрудничества двух городов в сфере пассажирского транспорта. В частности, он указал на успешный опыт эксплуатации белорусских электробусов в Сочи, отметив, что жители положительно оценивают этот вид транспорта.​‍

На сегодняшний день Сочи уже эксплуатирует девять электробусов белорусского производства и имеет три зарядные станции. Эти транспортные средства зарекомендовали себя как надежные и эффективные решения для города-курорта.​‍

Дальнейшие планы

Во время рабочей поездки делегации Сочи в Минск было подписано соглашение о дорожной карте межмуниципального сотрудничества на период 2026-2028 годов. Документ включает более 45 пунктов, среди которых особое внимание уделяется вопросам улучшения транспортной инфраструктуры и экологии.​‍

Технические характеристики новых моделей

Среди последних новинок, представленных белорусскими производителями, выделяется электробус E433 Vitovt Max Electro II. Эта модель длиной 18 метров («гармошка») была доставлена в Сочи специально для тестирования в рамках международного конкурса «Водитель года 2025». Электробус демонстрирует высокие показатели эффективности и безопасности даже на маршрутах с непростым рельефом.​‍

Таким образом, решение Сочи о продолжении закупок белорусских электробусов свидетельствует о серьезном подходе к улучшению качества жизни горожан и сохранению окружающей среды.

https://4esnok.by/novosti/ekologicheski-chistyj-transport-dlya-kurorta-sochi-prodolzhaet-zakupat-belorusskie-elektrobusy/

 

МАЗ передаст Сочи низкопольный автобус особо большой вместимости для опытной эксплуатации

«Беларусь сегодня», 21.10.2025

Минский автомобильный завод передаст российскому городу Сочи для опытной эксплуатации автобус особо большого класса МАЗ 216. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «МАЗ» по итогам посещения предприятия главой Сочи Андреем Прошуниным.

«Глава города Сочи Андрей Прошунин в сопровождении заместителя председателя Мингорисполкома Олега Корзуна ознакомился с производством Минского автомобильного завода», – проинформировали на предприятии.

 В пресс-службе отметили, что работа с российскими регионами для автозавода — это не просто направление, а прочное многолетнее сотрудничество, которое развивается уже почти 30 лет. За это время техника МАЗ стала неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры десятков субъектов Российской Федерации.

«Сочи — яркий тому пример. Муниципальный автобусный парк города сегодня на 85 процентов состоит из техники нашего производства. Первый автобус прибыл сюда еще в 2006 году, а накануне Олимпиады-2014 было поставлено 255 единиц техники», – подчеркнули на заводе.

В декабре 2020 года именно в Сочи прошла опытная эксплуатация первого в России МАЗ 303, а после — электробуса. Сегодня в городе работает порядка 400 автобусов МАЗ.

«Сейчас готовится к передаче в опытную эксплуатацию автобус особо большого класса. Это важный шаг, учитывая сложный рельеф Сочи, где требуется особая маневренность. Мы уверены, что МАЗ 216 справится с задачей и станет достойным пополнением городского парка», – проинформировал заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» по реализации пассажирской техники — начальник управления продаж пассажирской техники Владимир Дормаш.

Минский автозавод — флагман автомобилестроительной отрасли Республики Беларусь. Компания специализируется на выпуске грузовой, пассажирской, прицепной и специальной техники. Предприятие выпускает около 500 моделей и модификаций бортовых и полноприводных автомобилей, самосвалов, шасси, тягачей, лесовозов, прицепов и полуприцепов, кранов, спецтехники, около 15 моделей автобусов, троллейбусов, электробусов.

https://www.sb.by/articles/maz-gotovit-k-peredache-dlya-opytnoy-ekspluatatsii-v-sochi-avtobus-osobo-bolshogo-klassa.html

 

МАЗ поставит в Ярославскую область почти 100 единиц пассажирской техники до конца года

«Беларусь сегодня», 21.10.2025

До конца текущего года Минский автомобильный завод поставит в Ярославскую область Российской Федерации 98 единиц пассажирской техники, сообщает официальный телеграм-канал ОАО «МАЗ».

«До конца года в Ярославскую область будет поставлено 6 городских автобусов МАЗ 203, 14 междугородних машин МАЗ 257, 44 дизельных МАЗ 206 и 34 экологичных МАЗ 206 на газомоторном топливе (КПГ). Поставка осуществляется в рамках масштабной транспортной реформы»), — проинформировали на предприятии.

В пресс-службе отметили, что в Ярославской области хорошо знакомы с надежностью и комфортом техники МАЗ: в 2023 году в регион уже было поставлено порядка 140 белорусских автобусов.

«Именно проверенное качество и стабильная эксплуатация стали основой для нового этапа закупок. Мы ценим доверие партнеров и продолжаем работать на результат», — добавили на заводе.

Минский автозавод — флагман автомобилестроительной отрасли Республики Беларусь. Компания специализируется на выпуске грузовой, пассажирской, прицепной и специальной техники. Предприятие выпускает около 500 моделей и модификаций бортовых и полноприводных автомобилей, самосвалов, шасси, тягачей, лесовозов, прицепов и полуприцепов, кранов, спецтехники, около 15 моделей автобусов, троллейбусов, электробусов.

 

МАЗ поставит 220 единиц пассажирского транспорта в Санкт-Петербург до конца 2025 г

«ПРАЙМ ПРЕСС», 23.10.2025

Белорусское ОАО «МАЗ» в рамках исполнения двух крупных контрактов, находящихся сегодня в реализации, поставит 100 единиц электробусов МАЗ 303Е и 120 дизельных сочлененных автобусов МАЗ 216 в Санкт-Петербург (РФ) до конца 2025 г. Об этом сообщает пресс-служба Минского автозавода.

Как сообщается, ход исполнения указанных контрактов был обсужден в рамках переговоров генерального директора ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БелавтоМАЗ» Валерия Иванковича с делегацией Санкт-Петербурга.

«Председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев и генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин посетили Минский автомобильный завод, где ознакомились с этапами производства подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на маршрутной сети города», — говорится в сообщении.

Как отметил Енокаев, Комитет по транспорту активно сотрудничает с Минским автомобильным заводом и по другим направлениям. В частности, на базе Колпинского автобусного парка реализована концепция «монопарка», эксплуатирующего автобусы одной марки МАЗ. «Кроме того, в Пассажиравтотрансе успешно работает Учебно-практический центр МАЗ, в котором обучаются водители и контролеры. Уверен, в будущем будем и дальше развивать партнерские отношения с белорусскими коллегами с целью повышения уровня комфорта и безопасности пассажиров общественного транспорта Петербурга», — отметил он.

«Минский автомобильный завод» начал работу в 1947 г. Акционирован в 2008 г, 100% акций принадлежит государству. Предприятие выпускает порядка 500 моделей и модификаций бортовых и полноприводных автомобилей, самосвалов, шасси, тягачей, лесовозов, прицепов и полуприцепов, кранов, спецтехники, около 15 моделей автобусов.

https://primepress.by/news/kompanii/maz_postavit_220_edinits_passazhirskogo_transporta_v_sankt_peterburg_do_kontsa_2025_g-52789/

 

МАЗ передал первый белорусский электрический мусоровоз коммунальным службам

БЕЛТА, 23.10.2025

МАЗ передал первый белорусский электрический мусоровоз коммунальным службам, передает корреспондент БЕЛТА.

В присутствии министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Сергея Масляка МАЗ передал один из самых передовых образцов экологической техники – электромусоровоз MAZ-GTe – в опытную эксплуатацию белорусской компании, являющейся лидером на рынке комплексного обращения с отходами в Минске и Минской области – ОДО «Экология Города». MAZ-GTe будет обслуживать жилой комплекс «Минск-Мир», осуществляя вывоз вторичных материальных ресурсов.

Сергей Масляк отметил, что его переполняет чувство гордости за то, что это техника белорусского производства и выпущена Минским автомобильным заводом.

«Это инновационное решение реализовано намного успешнее, чем аналоги китайского производства», – считает он.

Министр смог даже проехать за рулем электромусоровоза и поделился своими эмоциями.

«Думаю, что это мечта любого мальчишки из района – проехать на такой серьезной технике производства МАЗ. Теперь мечта сбылась и у министра. У машины мягкий ход. Достаточно быстро привыкаешь к габаритам, хорошая обзорность, практически 360 градусов, удобное управление, все необходимые рычаги под рукой. С учетом тех подходов и направлений, которые принимаются в нашей стране в развитии электротранспорта, перспектива такой техники очень большая», – уверен он.

Генеральный директор ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович подчеркнул, что предприятие создало инновационный продукт.

«Это новая веха в развитии электротранспорта. И мы передаем в опытную эксплуатацию первый электрический мусоровоз. Уверен, будет и десятый, и сотый, и тысячный. Возможно, это будет глобальное направление, связанное с электрификацией машиностроения. Верю, что наш проект будет успешным», – добавил он.

Генеральный директор ОДО «Экология Города» Сергей Петросян поблагодарил сотрудников и руководство МАЗ за прекрасно проделанную работу. Он выразил надежду, что в таком союзе это будет маленький шаг в большое зеленое будущее.

MAZ-GTe выделяется рядом технологических преимуществ. Это синхронный электродвигатель мощностью 150 кВт. Батарея с запасом энергии более 250 кВт.ч обеспечивает расчетный запас хода до 200 км. Особое внимание уделено безопасности и комфорту водителя. Кабина с большой площадью остекления и система электронных зеркал. Видеокамеры бокового и заднего обзора позволяют эффективно маневрировать в ограниченных пространствах. Период опытной эксплуатации составит один год. Этого времени достаточно, чтобы оценить эффективность использования новой модели в реальных условиях, собрать технические данные и определить направления ее дальнейшего совершенствования.

Предприятием также проведена большая работа по достижению максимального уровня локализации. Все электрическое оборудование было спроектировано и установлено специалистами Минского автозавода.

«Передача MAZ-GTe – результат тесного взаимодействия между ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», Минприроды и профильным оператором. Это яркий пример того, как промышленность и государство объединяются ради общей цели – сделать процесс сортировки отходов простым, удобным и эффективным, чтобы каждый мог внести свой вклад в сохранение окружающей среды и повышение качества жизни граждан», – подчеркнули в пресс-службе.

https://belta.by/economics/view/maz-peredal-pervyj-belorusskij-elektricheskij-musorovoz-kommunalnym-sluzhbam-744629-2025/

 

Выбросы в атмосферу в Беларуси достигли исторического минимума

БЕЛТА, 23.10.2025

За последние десять лет удалось снизить выбросы в атмосферный воздух более чем на 31 тыс. т. Об этом рассказал журналистам министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк во время передачи МАЗом первого белорусского электрического мусоровоза коммунальным службам, передает корреспондент БЕЛТА.

По его мнению, вопросы загрязнения атмосферного воздуха актуальны во всем мире. Особо актуальны они для Беларуси.

«По статистическим данным суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2024 год составили 865 тыс. т. За последние пять лет это исторический минимум. Всего же за последние десять лет благодаря усилиям государства, бизнеса, предприятий, организаций нам удалось снизить выбросы в атмосферный воздух на более чем 31 тыс. т. Большая часть - выбросы от автомобилей. И для такого мегаполиса, как Минск, проблема выбросов особо актуальна. В городе большое количество автотранспорта, и только от него выбросы составляют порядка 82% от общего количества», – отметил Сергей Масляк.

Актуальным направлением развития он считает электротранспорт.

«Ежегодно все больше пассажирского электротранспорта появляется на улицах наших городов. Не исключение и электромобили. Если в 2017 году количество электромобилей составляло всего лишь 70 единиц, то к концу 2024 года эта цифра выросла до 24 тыс. А по оперативным данным, к концу 2025 года - началу 2026 года их количество возрастет до 50 тыс. И то, что сегодня электротранспорт врывается в сферу жилищно-коммунального хозяйства, тому подтверждение», – подчеркнул он.

https://belta.by/society/view/vybrosy-v-atmosferu-v-belarusi-dostigli-istoricheskogo-minimuma-744654-2025/

 

Республика Кыргызстан

В Бишкек прибыли свыше 1 тысячи 300 экологичных автобусов и 120 электробусов

for.kg, 21.10.2025

В Бишкеке состоялся многосторонний диалог «Борьба с транспортным загрязнением воздуха в Кыргызстане: к чистому воздуху в городах круглый год». Мероприятие открыл министр природных ресурсов, экологии и технического надзора Медер Машиев. Об этом сообщила пресс-служба Минприроды.

Чиновник отметил актуальность темы и подчеркнул, что транспортное загрязнение стало одной из ключевых причин ухудшения качества воздуха в городах.

Если раньше основное внимание уделялось загрязнению воздуха в отопительный сезон, то последние исследования, включая анализ качества воздуха в Бишкеке Всемирного банка и оценку ЮНЕП, показали, что значительный вклад в загрязнение вносит транспорт, как летом, так и зимой.

По данным министерства, к 2024 году в республике зарегистрировано 1 миллион 674 тысячи 85 автомобилей, из которых 83 процента, это 1 миллион 392 тысячи 737, старше 15 лет. В столице зарегистрировано 426 тысяч 946 машин, из них 333 тысячи 801 – так же старше 15 лет.

По информации мэрии, ежедневно в городе находится свыше 750 тысяч авто при пропускной способности дорог около 350 тысяч, что значительно превышает допустимую нагрузку на транспортную инфраструктуру.

Министр подчеркнул, что низкое качество топлива и ограниченные альтернативы личному транспорту делают загрязнение воздуха системной проблемой, требующей комплексных мер. Он напомнил, что в соответствии с Указом президента Садыра Жапарова «О мерах по обеспечению экологической безопасности и климатической устойчивости КР» реализуются конкретные меры по улучшению состояния окружающей среды.

Также сформирован новый состав межведомственной комиссии по улучшению качества воздуха, в которую вошли представители 25 министерств и ведомств, а также 8 депутатов Жогорку Кенеша. Комиссия проводит комплексную работу по снижению загрязнения атмосферного воздуха и формированию системного подхода к решению экологических проблем.

«Переход на экологичный транспорт. В Бишкек прибыли свыше 1 тысячи 300 экологичных автобусов и 120 электробусов, что позволило сократить потребление дизельного топлива на 100 тонн в день. Ежедневно на линии выходят 1 тысяча 14 экологических и электрических автобусов. В 2024 году зарегистрировано 3 тысячи 535 электромобилей, установлено 44 зарядные станции», – рассказал Медер Машиев о ряде практических мер, реализуемых в стране.

Совершенствование системы мониторинга. Совместно с Гидрометеорологической службой при поддержке Всемирного банка модернизируют 11 автоматических станций в Бишкеке, Оше, Кара-Балте, Токмаке и Чолпон-Ате, а также обновляются 8 ручных и полуавтоматических станций.

Обновление нормативно-правовой базы, направленное на совершенствование регулирования и контроля выбросов.

«Сегодняшний диалог – это очередной шаг в нашей последовательной работе. Мы намерены предпринять конкретные действия, направленные на сокращение выбросов от транспорта не только в Бишкеке, но и в Оше, Манасе и других крупных городах республик», – подчеркнул глава Минприроды.

https://for.kg/news-894582-ru.html

 

Республика Узбекистан

Авторынок в сентябре: узбекистанцы все чаще пересаживаются на электротягу

«Курсив», 23.10.2025

В сентябре в Узбекистане зафиксирован заметный рост интереса к электромобилям. По данным Центра экономических исследований и реформ, продажи электротранспорта увеличились на 21,6%, несмотря на общее снижение активности на авторынке.

Всего за месяц реализовано 84,6 тыс. легковых автомобилей, что на 6,4% меньше, чем в августе. Наибольшее падение наблюдается в Сурхандарьинской, Навоийской областях и Ташкенте, тогда как в Сырдарьинской и Ташкентской областях продажи, напротив, выросли.

Первичный рынок снизился на 15,2% — продано 31,9 тыс. новых машин, из которых 27,4 тыс. произведены в Узбекистане. Импортные модели составили 4,5 тыс. единиц, что на 8,9% меньше, чем месяцем ранее.

Вторичный рынок остался практически без изменений — 52,6 тыс. продаж (−0,1%).

При этом сегмент электромобилей продолжает демонстрировать динамичный рост: за девять месяцев 2025 года в стране реализовано 20,7 тыс. электрокаров, что в 2,2 раза превышает показатель прошлого года. Лидерами по росту стали Ташкент, Самаркандская и Ташкентская области.

Напомним, что, по прогнозам, до 2030 года число электромашин в столице Узбекистана достигнет 100 тыс.

https://uz.kursiv.media/2025-10-23/avtorynok-v-sentyabre-uzbekistanczy-vse-chashhe-peresazhivayutsya-na-elektrotyagu/

 

Республика Казахстан

В Атырау планируют внедрить метод проектирования асфальтобетонного покрытия

ATYRAY PRESS, 24.10.2025

Областной филиал РГП «Национальный центр качества дорожных активов» намерен применять новые технологии для повышения качества дорог в регионе. С начала года лаборатория протестировала более 2 200 образцов материалов, используемых в дорожном строительстве, сообщает Региональная служба коммуникаций.

Центральная дорожная лаборатория аккредитована по международному стандарту ISO-17025 и оснащена современным оборудованием нового поколения.

По словам руководителя лаборатории Даурена Кенжешова, в филиальной лаборатории материалы проверяются комплексно. Здесь проводят полное исследование — от состава щебня до качества асфальтобетонной смеси.

Сейчас в городской черте используется асфальтобетон с мастикой и мелким щебнем — это высокопрочный материал.

В ближайшее время планируется внедрить метод проектирования «superfape», который повышает морозоустойчивость и прочность покрытия при движении тяжёлого транспорта.

Особое внимание в лаборатории уделяется качеству битума. Проверяются растяжимость, температура хрупкости и устойчивость к старению.

Кроме контроля качества дорог, филиал участвует и в подготовке кадров. В рамках проекта «2000 школ» регулярно проводятся Дни открытых дверей для школьников и студентов.

https://atpress.kz/ru/news/v-atyrau/v-atyrau-planiruyut-vnedrit-metod-proektirovaniya-asfaltobetonnogo-pokrytiya