Камера, мотор, ОСАГО
Коммерсантъ, 21.10.2025
Президент России Владимир Путин поручил до 1 ноября принять меры по подключению дорожных камер к проверке наличия полисов ОСАГО у автомобилистов. Запуск этого эксперимента обсуждается уже более десяти лет. «Ъ-Review» разбирался, начнут ли штрафовать водителей без «автогражданки» уже в 2025 году и как именно будет работать эта система.
Сроки поджимают
В 2025 году Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину, главе МВД Владимиру Колокольцеву, председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной, а также руководителям регионов завершить работу по проекту по проверке наличия полисов ОСАГО к 1 ноября. Но будет ли он реализован к этому сроку, точного понимания пока нет. Как поясняет президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, ограничений по регионам в поручении нет, поэтому сейчас прорабатывается единый механизм для всех субъектов федерации. «Как в любом большом проекте, впоследствии может быть определена последовательность включения регионов в проект исходя, например, из готовности инфраструктуры»,— поясняет он.
После полноценного запуска проекта водители без полиса ОСАГО будут сразу получать штраф, а не просто уведомление. «Для исключения вероятности разорительных штрафов за проезд за короткое время под десятками камер в настоящее время рассматривается законопроект об ограничении периодичности штрафа одним разом в сутки»,— добавляет господин Уфимцев. Сейчас инспекторы проверяют наличие ОСАГО вручную: штраф за отсутствие полиса составляет 800 руб., за повторное нарушение — уже 3–5 тыс. руб.
Из-за доработки юридических деталей проект по выявлению водителей без полиса ОСАГО с помощью камер может стартовать пока в виде эксперимента, в рамках которого будут рассылаться только уведомления, а не сами штрафы, отмечал ранее председатель комитета Госдумы по финансовому рынку и автор этого законопроекта Анатолий Аксаков.
Первыми регионами, где запустят эксперимент по контролю за полисами ОСАГО через камеры видеофиксации, могут стать Москва, Санкт-Петербург и Чувашия, говорит вице-президент «Ренессанс страхования» Сергей Демидов.
Регионы выбраны не только с точки зрения технологической готовности, но и исходя из текущей стоимости одной аварии для водителей, поясняет заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования по моторным видам страхования «Абсолют Страхования» Михаил Мосесов. «В Петербурге эксперимент не только проверит готовность камер, но и протестирует саму гипотезу об увеличении спроса на ОСАГО через уведомления о штрафах»,— говорит он.
Как это работает
Предполагается, что после полноценного запуска проекта дорожные камеры будут фиксировать транспортные средства на дорогах общего пользования, рассказывает гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин. Отправной точкой, как и по другим нарушениям ПДД, является номерной знак автомобиля. За день один автомобиль может попасть в объектив десятки, а то и сотни раз, и каждый раз камера будет делать снимок, который затем будет передаваться в информационную систему ГИБДД «Паутина». Эта система автоматически сверяет номер машины с базой данных АИС страхования, чтобы проверить наличие действующего полиса ОСАГО на конкретную дату. Если полис найден, дальше никаких действий не предпринимается. Если же договор автострахования не находится, система делает повторный запрос на следующий день. Такой «второй шанс» нужен для исключения ошибок при загрузке данных — сейчас свыше 99,7% полисов ОСАГО оформляются в электронном виде и практически мгновенно попадают в АИС страхования, но сбои все же возможны, поясняет Николай Галушин. Если при повторной проверке полис по-прежнему не найден, информация о нарушении передается инспектору ГИБДД. Он вручную проводит третью, контрольную сверку в той же базе.
Но важно понимать, что все срабатывания камер по одной машине в течение суток считаются одним случаем фиксации. Для проверки используется одно фото — система не формирует десятки дел за один день. Если после всех трех проверок наличие полиса не подтверждается, собственнику автомобиля направляется постановление о штрафе.
При этом сейчас остаются нерешенными несколько вопросов: неясно, будет ли система внедрена сразу по всей стране или только в отдельных регионах, кто именно займется рассылкой уведомлений и по каким каналам — через почту, портал госуслуг или другим способом. «Есть и технические сомнения: готовы ли камеры к тому, чтобы “схлопывать” сотни снимков одной машины в течение 24 часов в один эпизод? Эти и другие вопросы пока остаются без ответа»,— говорит глава НСИС.
Сложности и препятствия
Идея использовать дорожные камеры не только для фиксации превышения скорости, но и для проверки наличия у водителей полисов ОСАГО обсуждается уже несколько лет — впервые такая дискуссия возникла в 2012 году, вспоминает советник по взаимодействию с государственными органами страховой компании «Согласие» Денис Макаров. В октябре 2018 года тогда еще заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин (ныне первый зампред ЦБ) говорил, что «ничто не должно препятствовать использовать видеокамеры, которые сегодня контролируют скоростной режим на дорогах, и для проверки наличия у водителей полисов ОСАГО» (цитата по «Российской газете»).
В декабре того же года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения под председательством вице-премьера Максима Акимова рекомендовала МВД и Российскому союзу автостраховщиков интегрировать свои базы данных. Цель — создать систему автоматической фиксации нарушений, связанных с отсутствием полиса ОСАГО, а срок исполнения определили на январь 2019 года.
Однако реализация проекта быстро столкнулась с рядом препятствий — правовых, технических и организационных. Главным юридическим барьером стало отсутствие необходимых поправок к законодательству, прежде всего к Кодексу об административных правонарушениях, отмечает старший директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Айназ Хайруллина. Нужно было закрепить возможность вынесения штрафов по данным с камер, порядок их обжалования и другие процедурные детали. Обсуждение этих поправок заняло больше времени, чем предполагалось. Споры касались прежде всего защиты прав водителей: как оспаривать ошибочные штрафы и как избежать волны судебных исков. Дополнительно возникли вопросы о защите персональных данных и сроках хранения изображений лиц водителей и пассажиров.
Организационные сложности были связаны с необходимостью выстроить взаимодействие между множеством ведомств — МВД, Минцифры, Центробанком, РСА и операторами камер.
«Основная трудность заключалась в выстраивании корректного обмена данными между базой страховщиков (НСИС) и системой ГИБДД. Речь шла о миллионах полисов, в которые регулярно вносятся изменения — при смене владельцев, номеров, оформлении машин без госзнаков. Все эти обновления должны передаваться в режиме реального времени»,— говорит гендиректор страховой компании «Астро-Волга» Ярослав Остудин. По его словам, сейчас интеграция находится в высокой степени готовности, технические ошибки сведены к минимуму. Кроме того, требовалось создать единую федеральную базу данных. Если бы система работала только на региональном уровне, информация о выявленных нарушениях в одном регионе не передавалась бы в другие и водители могли бы избежать ответственности, просто выехав за пределы субъекта федерации. Решение таких вопросов заняло годы, и сроки реализации проекта неоднократно переносились.
К настоящему моменту главный законодательный барьер снят, все необходимые поправки внесены, отмечает Айназ Хайруллина. «Несмотря на задержки, которые были обусловлены стремлением создать по-настоящему качественный и работающий инструмент, сейчас проект как никогда близок к своему запуску»,— говорят в НРА. Некоторые страховщики также отмечают, что большинство доработок уже выполнены и есть основания полагать, что к 1 ноября проект будет запущен.
Однако вероятность срыва сроков остается высокой. «Запуск может сдвинуться на несколько месяцев, что непринципиально: в таких проектах важнее надежность, чем формальное соблюдение даты»,— говорит Ярослав Остудин. «Запуск проекта на сырой технической или правовой базе не будет сопровождаться успехом. Важно исключить случаи необоснованного привлечения к ответственности тех автовладельцев, у кого есть договор ОСАГО»,— отмечает Евгений Уфимцев. Но теперь вопрос вышел на уровень поручений президента, и в РСА рассчитывают, что запуск произойдет в ближайшее время. Полноценная работа будет, вероятно, развернута в 2026 году, считают в «Согласии».
Необходимый контроль
Внедрение проверок с использованием камер необходимо осуществить как можно скорее, поскольку с 1 марта 2025 года законодательно отменена обязанность предъявления договора ОСАГО при регистрации транспортных средств и сотрудники ГАИ не проводят проверку наличия полиса, говорит директор домена ОСАГО компании «Ингосстрах» Егор Серебрянников. Это приводит к увеличению числа водителей, не застраховавших свою ответственность, что создает риски для других участников дорожного движения.
По оценкам РСА, доля автовладельцев без полиса ОСАГО в последние годы составляла примерно 7–10%.
В «Т-Страховании» считают, что рынок ОСАГО, скорее всего, увеличится на несколько процентов из-за роста числа заключенных полисов «автогражданки» на фоне более пристального внимания к водителям без договора. Соответственно, увеличится объем урегулирования страховых случаев, добавляют в «Астро-Волге».
При этом для законопослушных автовладельцев ничего не изменится, все взаимодействие будет происходить на уровне двух информационных систем — ГУОБДД и НСИС, уточняет Николай Галушин. Главное — убедиться, что в договоре ОСАГО указан госномер автомобиля. Если полис оформлен без него, система может «не увидеть» страховку и посчитать машину незастрахованной. Чтобы избежать ошибок, в базу должны быть внесены все данные о транспортном средстве, включая регистрационный номер.
В 2026 году в Yandex Go появится общественный транспорт
РБК, 21.10.2025
«Яндекс Такси» планирует активнее развивать сегмент общественного транспорта в 2026 году. Сервис расширит возможности оплаты проезда в своем приложении и намерен запустить подписки на поездки несколькими видами транспорта.
«Яндекс» рассматривает общественный транспорт как одно из направлений развития сегмента «Райдтех» на 2026 год, рассказал в интервью РБК гендиректор «Яндекс Такси» Александр Аникин. Он отметил, что стратегия компании сейчас сосредоточена на росте в смежных с такси сегментах, где темпы роста выше.
«Мы уже довольно давно понимаем, что у человека нет задачи поехать на такси, задача, как правило, добраться из точки А в точку Б. Ее можно решить по-разному», — пояснил гендиректор.
Около года назад компания добавила в приложение Yandex Go функцию построения маршрутов на общественном транспорте, которую сейчас просматривают «по несколько миллионов человек в неделю», напомнил Аникин. В Yandex Go уже можно пополнить карту «Тройка», оплатить аэроэкспресс, а в Ярославле и Великом Новгороде — оплатить проезд в автобусе через Bluetooth или QR-код. «Видим, что спрос на это большой. Хотим, чтобы в любом крупном городе на популярных видах транспорта была возможность оплаты через наше приложение», — заявил глава сервиса.
К 2026 году, по его словам, в приложении планируют реализовать не только пополнение «Тройки», но и покупку проездного, точные расписания и билеты на пригородные электрички. Ключевой целью является развитие транзакционной модели, при которой пользователь сможет в рамках одного приложения найти маршрут, выбрать транспорт и оплатить поездку, не переходя в другие сервисы.
Отвечая на вопрос о монетизации, Аникин отметил, что речь идет как минимум о стоимости эквайринга. «У нас всегда философия сначала дать людям хороший продукт, ценность, а потом придумаем, что с этим делать», — уточнил он. В перспективе упрощение мультимодальных поездок (с использованием нескольких видов транспорта) позволит привлечь новую аудиторию и в другие сервисы компании — такси, каршеринг и кикшеринг. Также команда планирует экспериментировать с подписочными моделями, когда за фиксированную сумму можно использовать, например, автобус и самокат.
По данным Yandex Go, за первый квартал 2025 года 74% горожан за месяц используют как минимум два вида транспорта. Из них 54% выбирают три и более видов, 34% — четыре и более. Еще 22% населения используют только один вид транспорта. При этом в 40% случаев пассажиры сочетают такси и общественный транспорт, в 35% — такси и личный автомобиль, в 30% — общественный транспорт и маршрутки, в 28% — общественный транспорт и личный автомобиль.
https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/10/2025/68f669629a79476f07796255
Беспилотные технологии приходят в дорожную отрасль
Транспорт России, 23.10.2025
В рамках XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» состоялась демонстрационная укладка верхних слоев асфальтобетонного покрытия с использованием исключительно беспилотной техники российского производства. В укладке были задействованы отечественные асфальтоукладчик «Десна-2100» и катки «Раскат» (семи и одиннадцати тонн). Кроме того, участникам выставки продемонстрировали дистанционную укладку нижнего слоя дорожного полотна также с помощью технических средств российского производства.
Участие в мероприятии приняли заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, Министр транспорта Андрей Никитин, руководитель Росавтодора Роман Новиков, глава Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
«Традиционно организаторы подготовили насыщенную выставочную экспозицию. Здесь представлены компании-лидеры дорожной отрасли, небольшие предприятия, стенды регионов. Это уникальная площадка для обмена опытом и презентации передовых технологий. Дорожная отрасль – локомотив не только перемен в стране, но и экономики. Одним из таких факторов является повышение производительности труда и автоматизация процессов. Впечатляющая демонстрация укладки верхних слоев асфальта с помощью беспилотной отечественной техники, а также технологии удаленного управления дорожной техникой при укладке нижнего слоя дорожного полотна, наглядно доказывает, что это отличные помощники отрасли. Спасибо специалистам за разработку технологий, и участникам за то, что нашли время приехать сюда, пообщаться и обменяться опытом!», – сказал Марат Хуснуллин.
Внедрение данных технологий проходило при участии Министра транспорта Андрей Никитина. «Сегодня мы демонстрируем не просто новую технологию, а ключевой элемент будущего транспортной отрасли. Главный экономический эффект беспилотной укладки – это масштабируемость. Один оператор сможет управлять несколькими укладочными комплексами одновременно. Мы создаем высокотехнологичные рабочие места и сможем строить больше с теми же ресурсами. Крайне важно, что в основе этого прорыва лежит работа отечественных ученых, инженеров и машиностроителей. Поддерживая их, мы создаем не просто дороги, а формируем технологический суверенитет России», – подчеркнул глава Минтранса.
В течение 2025 года Росавтодор в тесном сотрудничестве с ведущими научными учреждениями и отраслевыми партнерами реализовывал амбициозный проект по разработке и испытанию системы беспилотной укладки верхних слоев асфальтобетонного покрытия, адаптированной именно к российским условиям. В ходе реализации проекта проанализированы лучшие международные практики, проведено множество полевых испытаний техники, в том числе на натурном полигоне в Смоленской области.
Уникальность проекта – в сформированной экосистеме, включающей в себя программное обеспечение, управление качеством и цифровое взаимодействие. Ключевым элементом стала цифровая платформа контроля укладки (ЦПК ВАДСТ), которая в режиме реального времени отображает каждый этап работ, обеспечивая мониторинг состояния техники и эффективное управление процессом.
Удаленное и роботизированное управление спецтехникой – технология, которая позволяет оператору контролировать работу машин на расстоянии с использованием беспроводных каналов связи.
В ходе демонстрации дистанционной укладки нижнего слоя дорожного полотна в режиме удаленного управления использовался бульдозер D14 производства «ДСТ-УРАЛ». Оператор, находясь в Минеральных Водах, управлял техникой, выполнявшей укладку нижнего слоя дорожного полотна за несколько тысяч километров от него – на специализированном полигоне в Челябинске.
Оператором дорожной машины, продемонстрировавшим новую технологию, стал Осолодков Юрий Денисович – кавалер ордена Мужества, ветеран СВО, получивший в боях тяжелое ранение в ногу, восстановившийся и вернувшийся к работе. Это стало возможным в том числе благодаря комплексной кадровой программе, которая направлена на поддержку и адаптацию ветеранов СВО и реализуется в тесном сотрудничестве с фондом «Защитники Отечества».
В будущем данные технологии лягут в основу «умных» строек по всей стране и будут способствовать дальнейшему повышению стандартов качества и эффективности в дорожном строительстве.
Хуснуллин рассказал, что строительство КАД-2 стартует в начале 2026 года
Петербургский Дневник, 23.10.2025
Строительство первого участка Кольцевой автодороги – 2 (КАД-2) в Ленинградской области планируется начать в начале 2026 года. Об этом сообщил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин на международной выставке «Дорога-2025», передает ТАСС.
По словам Хуснуллина, первый участок протяженностью 82 километра является наиболее востребованным, так как на существующей КАД в часы пик наблюдается высокая загруженность – до 200 тысяч машин. В настоящее время активно ведется проектирование этой части дороги и подготовка необходимой документации. В рамках следующего этапа планируется модернизация Южного полукольца А-120.
На встрече губернатора Ленобласти Александра Дрозденко с депутатами областного парламента были озвучены сроки второго этапа КАД-2: заключение контракта на строительство намечено на 2026 год, а завершение проектирования – на 2027 год. Власти также заверили, что Росреестр прекратил отказывать в регистрации недвижимости на участках в буферной зоне будущей дороги, и изъятие земель вдоль застроенных коттеджных поселков и природных территорий будет сведено к минимуму.
Ранее выяснилось, что на развязке КАД с Московским шоссе полностью перекроют съезд. Подробнее читайте здесь.
ГЛОНАСС и Нацпроектстрой до конца 2025г представят грунтовый каток с автопилотом
Интерфакс, 23.10.2025
АО «ГЛОНАСС» и инфраструктурный холдинг «Нацпроектстрой» ведут работу над проектом автономного грунтового катка для дорожно-строительных работ, первая машина будет готова до конца 2025 года, сообщил генеральный директор АО Алексей Райкевич.
«Сегодня мы уже с нашим отраслевым партнером «Нацпроектстрой» завершили тестирование полуавтономной строительной техники. Это так называемое автовождение или траекторное управление. Мы выбрали в качестве первого типа техники для автоматизации именно грунтовый каток, потому что сегодня он выполняет примерно 85-90% строительных задач. Оставшиеся 15% приходятся на асфальтный каток. Мы сделали только первый этап, это полуавтономная работа, но (...) буквально на днях состоится подписание с «Нацпроектстроем» первого коммерческого контракта», – сказал Райкевич на пленарном заседании XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» в Минеральных Водах.
По его словам, те наработки, которые применяются в автоматизации сельхозтехники, оказались подходящими и для дорожного строительства.
«Оказалось, что задача даже проще, потому что техника двигается медленнее в дорожном строительстве. До конца года с «Нацпроектстроем» мы планируем выпустить полностью автономный грунтовый каток, который может функционировать без человека», – заявил гендиректор «ГЛОНАСС».
АО «ГЛОНАСС» является оператором системы «Эра-Глонасс». По данным на сайте компании, к системе уже подключены более 12 млн объектов. У нее более 30 тыс. корпоративных клиентов, с ней сопряжены более 1 тыс. информационных федеральных и региональных систем.
Развитием проекта ГЛОНАСС занимаются «Роскосмос», «ИСС Решетнева» и холдинг «Российские космические системы».
Холдинг «Нацпроектстрой» – крупнейший российский инфраструктурный холдинг, объединяющий более сотни компаний, которые формируют три профильных дивизиона: «Дороги и мосты», «Железные дороги» и «Энергетика и порты». Компании холдинга принимают участие в крупнейших проектах автодорожного и мостового строительства в РФ, в том числе, объектов на М-12 и других магистралях, а также занимаются развитием железнодорожной инфраструктуры, включая объекты Восточного полигона, Центрального транспортного узла, ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
На выставке «Дорога 2025» дан старт всероссийскому проекту «Дорожный класс»
Транспорт России, 23.10.2025
Всероссийский проект «Дорожный класс» представили на полях XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» в Минеральных Водах. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных дорожных министерств и ведомств, образовательных учреждений и научного сообщества. В режиме видео-конференц-связи присоединились ученики и учителя из Иркутской и Белгородской областей, а также Ставропольского края ― в этих субъектах такие классы уже открыты.
«Дорожный класс» — всероссийский проект, благодаря которому в регионах появляется возможность открывать профориентационные классы по направлению «Дорожная деятельность» в средних общеобразовательных учреждениях. По мнению заместителя Министра транспорта РФ Игоря Костюченко, факторы, которые формируют настоящего профессионала, должны развиваться еще со школьной скамьи.
«Дорожник создает инфраструктуру, благодаря которой обеспечивается связанность нашей большой страны, создается единое экономическое пространство. А развитие сети автомобильных дорог, их надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние, ― это, в первую очередь, наш с вами профессионализм. А он должен формироваться с детства! Уверен, что проект «Дорожный класс» станет основой для наращивания кадрового потенциала дорожного хозяйства России», — отметил спикер.
По словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова, старт проекта в масштабах страны ― результат большого труда отраслевого сообщества, Академии дорожного хозяйства Российского университета транспорта (МИИТ), учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства, созданного на базе РУТ (МИИТ).
«Проект «Дорожный класс» окажет положительное влияние на развитие самих регионов, потому что учебная программа четко ориентирована на региональные запросы Я хочу поблагодарить губернаторов тех субъектов, которые откликнулись на нашу инициативу, став драйвером в развитии этого проекта», ― отметил Роман Новиков.
Говоря об алгоритме реализации проекта в субъектах страны, проректор Российского университета транспорта, доцент кафедры «Теория права, гражданское право и гражданский процесс» Юридического института Татьяна Марканич отметила, что любой регион может проявить инициативу и стать участником этого проекта. На сайте Федерального дорожного агентства есть специальный раздел, где можно получить всю информацию о проекте и подать заявку в упрощенной форме. После ее одобрения будет разработан эскизный проект брендированного кабинета, а Академия дорожного хозяйства окажет методическую помощь по составлению образовательного продукта с учетом пожеланий региона.
Так, недавно такой класс появился в Ставропольском крае, в МБОУ СОШ №7 Железноводска. Глава региона Владимир Владимиров, обращаясь к будущим дорожникам, выразил уверенность в том, что получение профессиональных навыков в школьном возрасте позволит подготовить достойную смену тем специалистам, которые сегодня развивают дорожное дело в крае и стране. В свою очередь директор учебного заведения Светлана Кочкаева рассказала, что учебная программа построена с учетом приоритетных направлений развития дорожного хозяйства Ставропольского края. И это не только теоретические знания, но и практические навыки участия в реальных проектах с посещением объектов дорожных работ.
«Наша задача ― познакомить ребят с современной дорожной техникой, с направлениями дорожного хозяйства, с перспективами, которые открываются перед молодыми специалистами. Уверена, что выпускники дорожного класса в дальнейшем свяжут свою судьбу с инженерными специальностями и пойдут работать в дорожную хозяйство Ставропольского края», ― отметила Светлана Кочкаева.
В Белгородской области пилотными площадками проекта стали сразу два образовательных учреждения: школа №48 в Белгороде и МОУ СОШ «Моя школа» села Репное, где учится восьмиклассник Илья Никитин. Молодой человек считает, что обучение в таком классе не только интересно, но и почетно: «Вместе с наставниками Белгородского университета мы изучаем то, что действительно важно: особенности местных дорог, климатические условия, которые приходится учитывать инженерам в проектах, связанных с дорогами. Думаю, знания, полученные здесь, станут прочной основой для моей будущей карьеры», ― рассказал Илья Никитин.
Первый дорожный класс в Иркутской области открыт по инициативе первого заместителя председателя Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Тена. Пилотной площадкой стала МБОУ СОШ №18 города Иркутска.
Сергей Тен рассказал, что в регионе активно реализуются профориентационные мероприятия, и проект «Дорожный класс» ― еще одно звено в цепочке профессиональной подготовки будущих специалистов.
«В проекте активно участвуют губернатор региона, мэр города, подведомственное Росавтодору ФКУ «Прибайкалье» и подрядные организации. Убежден, что это первый, но не последний дорожный класс в Иркутской области», ― отметил Сергей Тен.
Также в рамках мероприятия состоялась церемония подписания Дополнительного соглашения к Соглашению о сотрудничестве между Федеральным дорожным агентством и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Российский университет транспорта». Свои подписи под документом поставили заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников и проректор Российского университета транспорта, доцент кафедры «Теория права, гражданское право и гражданский процесс» Юридического института Татьяна Марканич.
Соглашение определяет основные направления сотрудничества сторон в реализации проекта и установлении показателей его эффективности.
ГТЛК поставила в семь регионов более 150 автобусов за неделю
Прайм, 24.10.2025
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) поставила в семь регионов России свыше 150 автобусов за неделю по программе льготного лизинга, сообщили в компании.
«За прошедшую неделю ГТЛК передала в лизинг 153 новых автобуса для семи регионов России. Поставки новой техники проведены в рамках программы льготного лизинга, реализуемой Минпромторгом России, и нацпроекта «Инфраструктура для жизни» (ИДЖ) по линии Минтранса России», – говорится в сообщении.
За пять дней по программе Минпромторга России было поставлено 33 автобуса ЛиАЗ для Санкт-Петербурга, 29 автобусов НЕФАЗ для Республики Татарстан, восемь автобусов ПАЗ для Ивановской области.
По проекту ИДЖ ГТЛК выдала 25 автобусов НЕФАЗ для Кировской области, 20 автобусов LOTOS для Самарской области и 14 автобусов «Симаз» для Оренбургской области.
А для Курганской области компания поставила 19 автобусов КАВЗ и пять автобусов НЕФАЗ, из них 22 машины по программе Минпромторга России и две по ИДЖ.
В 2025 году скидка на общественный транспорт по программе льготного лизинга Минпромторга России увеличена с 10% до 40%. Всего в текущем году планируется направить до 15 миллиардов рублей на обновление парков в рамках программы.
https://1prime.ru/20251024/gtlk-863907955.html?ysclid=mh8uttzqo980302130
Предлагается предоставить беременным женщинам право на бесплатный проезд на городском транспорте
Транспорт России, 24.10.2025
Платить не надо?
Группа депутатов внесла в Госдуму проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается обязать субъекты Российской Федерации ввести бесплатный проезд в общественном транспорте для беременных, что позволит снизить финансовую нагрузку на многодетные и малообеспеченные семьи, а также будет способствовать созданию комфортных условий для роста рождаемости, охраны материнства и детства и укреплению института семьи.
Вопрос, из каких источников будет финансироваться данная социальная льгота? В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414–ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» организация транспортного обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. То есть регионы должны будут взять на себя дополнительную социальную нагрузку либо предусмотреть финансирование данной льготы из других статей бюджета.
В отдельных регионах России предусмотрены льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте для ряда уязвимых категорий граждан, однако ни в одном из регионов право на бесплатный проезд для беременных женщин не установлено. Это создает социальную несправедливость, поскольку беременные женщины, являясь уязвимой категорией граждан, не получают достаточной поддержки в плане транспортной доступности.
Бесплатный проезд будет предоставляться на основании документа медицинской организации, на учете которой стоит беременная женщина, что позволит избежать возможных злоупотреблений, считают авторы законодательной инициативы.
Принятие законопроекта позволит разгрузить дорожную сеть и оптимально использовать выделенную полосу для общественного транспорта.
На выделенке станет теснее
Транспорт России, 24.10.2025
Предлагается дать право движения по выделенной полосе мотоциклам, мопедам и автомобилям со знаком «инвалид».
Группа депутатов разработала и внесла в Госдуму соответствующий проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Выделенная полоса – это участок дороги, который предназначен для городского наземного транспорта и автомобилей экстренных служб.
Перемещение транспорта по выделенной полосе движения регулируется Правилами дорожного движения.
В соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ выезд на выделенную полосу в нарушение правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа или лишение права управления транспортными средствами.
Согласно правилам дорожного движения по выделенной полосе также разрешено движение транспортным средствам, которые используются в качестве такси (с лицензией), автобусам, перевозящим детей, а также велосипедистам при условии, что полоса находится с правой стороны.
При этом мотоциклам и мопедам передвигаться по выделенной полосе запрещено.
Выделенные полосы не так загружены по сравнению с обычными полосами, при этом их ширина достигает четырех метров. В то же время мотоциклы и мопеды, занимая объективно небольшую долю в общем транспортном потоке, часто вынуждены лавировать в общем плотном потоке, что повышает вероятность ДТП.
Предоставление мотоциклам и мопедам права передвигаться по выделенной полосе позволит им безопасно объехать пробку на дороге, то есть снизить аварийность на дорогах, считают авторы законодательной инициативы.
Также необходимо предоставить право передвигаться по выделенной полосе транспортным средствам, перевозящим инвалидов и (или) детей–инвалидов, поскольку длительное нахождение в пробках может крайне негативно отразиться на состоянии их здоровья.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в ст. 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив ее приложением, согласно которому от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, освобождаются водители мотоциклов, мопедов, а также транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация о которых размещена в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».
Принятие законопроекта позволит разгрузить дорожную сеть и оптимально использовать выделенную полосу для общественного транспорта.
https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnyj-transport/13880-na-vydelenke-stanet-tesnee.html
Важнейшие элементы развития Крыма и всего Южного федерального округа
Транспорт России, 24.10.2025
В условиях текущей геополитической ситуации федеральная дорожная сеть ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей имеет стратегически важное значение.
С момента воссоединения в 2022 году Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей с Россией дорожная сеть этих субъектов Федерации претерпела большие изменения. По их территориям пролегает сухопутный маршрут в Крым в составе Азовского транспортного кольца.
С 2022 года федеральная трасса Р–280 «Новороссия» является ключевым сухопутным транспортным коридором в Республику Крым и важным звеном маршрута «Азовское кольцо».
В 2024 году эта автомагистраль расширена до четырех полос от границы Ростовской области до Мариуполя.
Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2025 № 2590–р в 2025 году на капитальный ремонт автодороги федерального значения Р–280 «Новороссия»: Ростов–на–Дону – Мариуполь – Мелитополь – Симферополь будет дополнительно выделено порядка 10 млрд руб. В частности, будут капитально отремонтированы участки с 187–го по 219–й км в ДНР, а также с 219–го по 255–й км (первый этап) в Запорожской области.
В текущем году развитие транспортного маршрута вокруг Азовского моря развернулось с еще большим масштабом.
Так, весной 2025 года начато строительство обхода г. Мариуполь – важнейшего объекта протяженностью 31 км. Будущий обход реализуется в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Он войдет в состав существующей федеральной трассы Р–280 «Новороссия», которая на сегодняшний день прерывается в зоне городской агломерации г. Мариуполь. Это позволит вывести транзитный транспорт из города и разгрузить его улично–дорожную сеть.
Также ведутся работы по реконструкции дороги Р–280 «Новороссия» в районе города Новоазовск (ДНР). На отрезке с 131–го по 135–й км устраивается насыпь земляного полотна, нижних слоев основания и органоминеральной смеси. На отдельных участках начато устройство первых слоев дорожной одежды из асфальтобетона общей площадью более 63 тыс. кв. м.
Начат капитальный ремонт федеральной трассы «Новороссия» на участках от города Мариуполя до границы с Запорожской областью протяженностью порядка 32 км, и далее – до города Бердянска еще 35,6 км.
Расширение проезжей части до четырех полос движения с разделением встречных потоков автотранспорта является одной из главных задач дорожных строителей, поскольку востребованность данного направления повлекла значительное увеличение интенсивности движения – за прошедшие три года количество автомобилей на трассе «Новороссия» увеличилось более чем в 2,5 раза.
Важнейший элемент развития Крыма и всего Южного федерального округа – трасса А–291 «Таврида».
Пять лет назад, 27 августа 2020 года, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт движению по одной из самых крупных и значимых федеральных автодорог в Крыму – трассе А–291 «Таврида». Эта современная четырехполосная магистраль протяженностью более 256 км стала техническим и инфраструктурным прорывом для полуострова, связав город Керчь на востоке с Севастополем на западе через Феодосию, Белогорск, Симферополь и Бахчисарай.
О востребованности «Тавриды» говорят цифры: за пять лет по ней проехали более 27,6 млн автомобилей.
Строительство «Тавриды» стало важной частью федеральных целевых программ и национальных проектов, направленных на повышение качества жизни крымчан и экономическое развитие полуострова в целом.
Правительство РФ приняло концепцию новой транспортной стратегии юга России, в нее вошла и новая трасса «Таврида». Реконструкция дороги со строительством совершенно новых участков в обход Феодосии, Белогорска, Симферополя, Бахчисарая вплоть до объездной дороги города–героя Севастополя включена в Федеральную целевую программу «Социально–экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь».
Сейчас «Таврида» – это современная четырехполосная дорога технической категории IВ с пропускной способностью до 40 тыс. автомобилей в сутки.
Федеральный участок трассы протяженностью 256,1 км (без восьмого этапа, который на сегодняшний день входит в состав республиканской сети дорог) включает в себя 98 искусственных сооружений, 21 многоуровневую развязку, 30 надземных пешеходных переходов, 59 оборудованных автобусных остановок, более 681 км барьерного ограждения, а также системы уличного освещения и шумозащиты. Вдоль трассы расположены 42 объекта дорожного сервиса, включая многофункциональные зоны с заправками, кафе, магазинами, детскими площадками и зарядными станциями для электромобилей.
В соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в 2025–2030 годах в ближайших планах подведомственного Рос-автодору ФКУ Упрдор «Тамань» намечено поэтапное устройство современного стационарного электрического освещения на автомобильной дороге А–291 «Таврида».
Эта работа будет проведена в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Первый участок освещения протяженностью 78 км проходит от г. Керчь до пгт Приморский, здесь будут смонтированы порядка 3700 опор для светодиодных светильников.
В Москве запустили сразу восемь электробусных маршрутов
ТАСС, 27.10.2025
Еще восемь электробусных маршрутов начали работать в Москве. Как сообщается на портале столичной мэрии, таким образом, общее число электробусных маршрутов достигло 248 - более чем 25% от всех маршрутов наземного транспорта.
«Впервые в этом году экологичный транспорт вышел сразу на восемь направлений, которые соединили 18 районов города. Пассажиров перевозят современные электробусы российского производства от ПАО «Камаз» и завода «ЛиАЗ». Общее число электробусных маршрутов достигло 248 — это более чем 25% от всех маршрутов наземного транспорта», – приводятся на портале слова заммэра столицы Максима Ликсутова.
По его словам, около 50 современных машин вышли на маршруты №477, 524, 238, с482, 457, т29, с543, 451.
В 2025 году Москва заключила контракты с ПАО «Камаз» на поставку 1,1 тыс. электробусов нового поколения в 2025-2027 годах. Все машины соответствуют самым строгим стандартам безопасности и уровня сервиса.
https://tass.ru/obschestvo/25461887