Дайджест новостей стран СНГ (08.07.2024)

08.07.2024 Просмотров: 49

Республика Азербайджан

Декарбонизация и перспективы экспорта: Азербайджан осваивает производство электробусов

Спутник, 07.07.2024

Сектор автомобилестроения в Азербайджане, который в последние годы переживает ренессанс, пополняется новыми проектами и инициативами, связанными в том числе с декарбонизацией экономики.

Стало известно, что в Азербайджане планируется запуск производства и экспорта электромобилей, в том числе электробусов. А на этой неделе были предприняты первые шаги в этом направлении: на встрече заместителя премьер-министра Азербайджана Шахина Мустафаева с исполнительным директором BYD Company Limited по коммерческим автомобилям Тиен Чунлон и директором ООО Electrify Azerbaijan Тариэлем Рустамовым была достигнута договоренность о запуске в следующем году в стране завода по производству электробусов.

Целью данного сотрудничества является пополнение автобусного парка Азербайджана за счет местного производства, а также развитие инфраструктуры электротранспорта, снижение вредного воздействия на окружающую среду и, соответственно, улучшение экологической ситуации.

Вклад в развитие цепочки добавленной стоимости

В рамках реализации соглашения BYD Company Limited планирует инвестировать в новые производственные мощности в Азербайджане с целью развития цепочки добавленной стоимости в экономике. Предусмотрено, что с 2026 года также будет налажено сотрудничество с азербайджанской стороной в производстве малотоннажных электрогрузовиков, электромобилей для коммунального хозяйства, легковых электромобилей, а с 2028-го – сборке аккумуляторов.

Кроме того, согласно соответствующему распоряжению президента Азербайджана, принято решение о закупке электробусов у компании, которая будет осуществлять их производство в стране. Сначала ООО BakuBus закупит у BYD 160 электробусов и 100 электрозарядных устройств. А после налаживания производства электробусов в Азербайджане спрос будет удовлетворяться за счет него.

Стоит отметить, что пайщиком проекта производства электробусов в республике выступает ОАО «Азербайджанская инвестиционная компания», партнером по проекту BYD в Азербайджане является ООО Electrify Azerbaijan.

Завод по производству электробусов будет построен на территории Сумгайытского химического промышленного парка и потребует инвестиций в объеме порядка $34 млн. С учетом внутреннего спроса и экспортных возможностей планируется производить 500 единиц в год.

Развитие не в ущерб экономике

Директор Института экономики, менеджмента и бизнеса, профессор Эльшад Мамедов считает, что развитие производственных мощностей по выпуску электробусов в Азербайджане нужно рассматривать в первую очередь в контексте всей энергетической и промышленной политики страны.

«Надо отметить, что Азербайджан в этом плане демонстрирует трезвый и адекватный подход, который основывается на научно обоснованных анализах, а не на спекуляциях и политических шоу, которые организовываются в целом ряде стран, в частности в Западной Европе. Мы развиваем альтернативную генерацию электроэнергии, пытаемся повысить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергобалансе страны. Но вместе с тем мы не забываем о наших традиционных преимуществах в энергосекторе», – сказал Мамедов Sputnik Азербайджан.

По мнению эксперта, к транспортному рынку Азербайджана должен быть такой же рациональный подход. Так, развитие производства электромобилей и электробусов должно быть в центре внимания правительства и должно получить и финансирование, и необходимые инвестиции. В этом вопросе Азербайджан не должен отставать, и важно работать с ведущими корпорациями, которые присутствуют на этом рынке с тем, чтобы повысить долю таких транспортных средств на внутреннем рынке.

«Но вместе с тем здесь должен быть научно обоснованный подход, который бы предусматривал доступность данного вида транспортных средств абсолютному большинству населения Азербайджана», – считает Мамедов.

Кроме того, добавил эксперт, нужно поддерживать и бизнес, у которого должны быть соответствующие возможности для приобретения этих транспортных средств, а также доступ к электроэнергии из ВИЭ, потому что энергетика – это стержень экономики.

«И я более чем уверен, что здравый и рациональный подход нашего государства к развитию энергетической и промышленной сферы останется неизменным, что позволит нам получать конкурентные преимущества по указанным направлениям», – резюмировал экономист.

Экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью

Доцент кафедры «Международная экономика» Азербайджанского государственного экономического университета Эмин Гарибли считает, что инвестиции в сферу производства электробусов и электромобилей означают привлечение в страну современных и новых технологий, в которых Азербайджан очень нуждается.

«Наш рынок нуждается в электробусах, и мы на данном этапе активно их закупаем. Начало производства этого вида транспорта важно с точки зрения обеспечения внутренней потребности», – отметил экономист в беседе со Sputnik Азербайджан.

По словам эксперта, производство электробусов достаточно новый и неосвоенный сектор промышленности, поэтому для экономики Азербайджана важно локализовать на территории страны выпуск высокотехнологичной продукции, отвечающей целям Баку в связи с климатическими изменениями.

В то же время, считает Гарибли, производство электробусов в Азербайджане заинтересует и страны региона, в частности государства Центральной Азии, прикаспийского региона, Грузию и РФ.

«Названные объемы производства, которое планируется запустить на территории завода в Азербайджане, помогут стране повысить свой экспортный потенциал в сфере поставок продукции с высокой добавленной стоимостью», – подчеркнул экономист.

https://az.sputniknews.ru/20240707/dekarbonizatsiya-i-perspektivy-eksporta-azerbaydzhan-osvaivaet-proizvodstvo-elektrobusov-465805442.html


Республика Кыргызстан

В приложении для аренды самокатов будут блокировать нарушителей ПДД

Спутник, 03.07.2024

Самокатчиков, нарушивших Правила дорожного движения, теперь можно будет заблокировать в приложении для аренды, сообщает Управление патрульной службы милиции Бишкека.

Ведомство поставило перед арендодателями средств индивидуальной мобильности (СИМ — самокаты, гироскутеры, сигвеи и т.д.) следующие задачи:

·        нанести на СИМ светоотражающие элементы;

·        внести в договор изменения, предусматривающие штрафы и блокировку аккаунта пользователя, нарушившего ПДД;

·        обозначить в приложении красные зоны, где запрещено управлять самокатом;

·        рассмотреть вопрос ограничения скорости.

Ранее в Кыргызстане был принят закон, предусматривающий штрафы для нарушителей ПДД на самокатах.

https://ru.sputnik.kg/20240703/bishkek-samokat-blokirovka-1086627745.html


Айбек Джунушалиев: В Бишкеке полностью уберут троллейбусы

Кабар, 08.07.2024

В Бишкеке полностью уберут троллейбусы. Об этом в интервью агентству «Кабар» рассказал мэр города Бишкек Айбек Джунушалиев.

По его словам, таким образом, город будет очищен от троллейбусных линий, будут запущены современные, мобильные автобусы.

«Мы делаем все для того, чтобы создать комфортные условия для горожан. Мы убираем не только рекламные щиты, но и троллейбусные линии. Все линии электропередач, кабели прокладываются под землей. Троллейбусы могут ездить только по одному маршруту, и мы не можем их временно перенаправлять на другие улицы. То есть, они могут только ездить по своим линиям, а во время каких-то перекрытий, их маршрут поменять невозможно. Электробусы и другой общественный транспорт более мобильные, и в решении проблем с пробками в городе их маршрут можно изменить, с троллейбусами такое решение невозможно», – сказал градоначальник.

Джунушалиев отметил, что каждый год уменьшается количество пассажиров, которые ездят на троллейбусах. Если в 2023 году на троллейбусах ездили 8 млн человек, то в 2024 году уже на три миллиона меньше. «Также обслуживание троллейбусов обходится втридорога. Более 200 млн сомов субсидируем на троллейбусы», – подчеркнул мэр.

Напомним, маршруты двух троллейбусов изменены в связи с ремонтом дорог. В данный момент, временно приостановлено движение троллейбусов, которые следовали по маршрутам № 2, № 4 и № 7. Сейчас курсируют только троллейбусы №11 и №14.

https://kabar.kg/news/aibek-dzhunushaliev-v-bishkeke-polnost-iu-uberut-trolleibusy/


Республика Казахстан

Ученые будут вести научно-техническое сопровождение дорог в ЗКО

КаздорНИИ, 05.07.2024

Научный подход будет применен при строительстве и содержании дорог в Западно-Казахстанской области (ЗКО). Важный шаг в этом направлении был сделан с подписанием меморандума о сотрудничестве между акиматом ЗКО и Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом (КаздорНИИ). Это соглашение обещает привести к значительным изменениям в сфере дорожного строительства и обслуживания в регионе, внедряя передовые научные достижения и повышая квалификацию специалистов.

Сотрудничество с КаздорНИИ включает в себя развитие научно-исследовательской деятельности, что позволит внедрять новейшие технологии и методы строительства дорог. Ученые будут учитывать уникальные свойства местного грунта и применять новые научные разработки для укрепления дорожного пирога, что позволит существенно улучшить качество дорог и их долговечность.

Повышение квалификации специалистов станет еще одним ключевым аспектом соглашения. Будут разработаны и реализованы специализированные программы, подготовлены учебные пособия и проведены семинары. Это позволит местным специалистам быть в курсе последних достижений и методик в области дорожного строительства и обслуживания, обеспечивая высокий уровень профессиональной подготовки.

Кроме того, планируется проведение семинаров и конференций, которые обеспечат консультационную поддержку в рамках научных проектов и оценки состояния дорог. Эти мероприятия создадут платформу для обсуждения актуальных вопросов и обмена опытом между специалистами, что будет способствовать дальнейшему развитию дорожной инфраструктуры региона.

Цель этого сотрудничества — улучшение качества дорог в ЗКО, внедрение передовых технологий и повышение квалификации специалистов. Это важный шаг на пути к созданию современной и безопасной дорожной сети, которая будет служить интересам региона и его жителей.

https://qazjolgzi.kz/ru/novost/uchenye-budut-vesti-nauchno-tehnicheskoe-soprovozhdenie-dorog-v-zko