Дайджест новостей стран СНГ (07.07.2025)

07.07.2025 Просмотров: 128

Республика Узбекистан

В Самарканде ежедневно перевозится до 400 тысяч пассажиров

СТВ, 30.06.2025

Благодаря обновлению автобусного парка и повышению качества транспортного обслуживания, в Самарканде ежедневно общественным транспортом пользуются до 400 тысяч пассажиров.

В рамках брутто-контракта 100 электробусов, находящихся на балансе ГУП «Самарқандйўловчи транспорти» при Самаркандском областном управлении транспорта, распределены по 9 маршрутам. По состоянию на 30 июня 2025 года услугами электробусов воспользовались более 9 миллионов пассажиров.

Кроме того, ГУП «Дирекция по эксплуатации трамвайных линий» в Самарканде обслуживает 2 маршрута: №1 «Железнодорожный вокзал – массив Сартепа» и №2 «Железнодорожный вокзал – рынок Сияб». По состоянию на конец июня текущего года этими маршрутами воспользовались 1,5 миллиона пассажиров.

В целях исполнения постановления Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2023 года «О мерах по реформированию системы общественного транспорта», удовлетворения растущих потребностей населения в качественных и удобных услугах пассажирских перевозок, а также внедрения рыночных механизмов, включая совершенствование системы финансирования и тарифной политики, на сегодняшний день заключены брутто-контракты с перевозчиками, выразившими желание обслуживать 22 автобусных маршрута города Самарканда на конкурсной основе.

В области также налажены регулярные междугородние автобусные маршруты по направлениям Ташкент–Самарканд, Ташкент–Пайарык, Ташкент–Жуш, Навои–Зиёвуддин.

С учетом туристического потенциала Самарканда создан специальный туристический маршрут, соединяющий ключевые достопримечательности города: мавзолей Амира Темура, площадь Регистан, обсерваторию Улугбека, мавзолей Ходжи Данияра, ансамбль Шохи Зинда. Обслуживание маршрута осуществляется двумя двухэтажными автобусами (Даблдаккерами). Туристы могут воспользоваться приобретенным билетом в течение всего дня.

Также большинство городских автобусных маршрутов связывают туристические объекты с различными частями города. Например, до мавзолея Амира Темура можно доехать маршрутами M2, M3, M4, M5, M15, 20, 27, 31, 60 и 74. Добраться до площади Регистан, ансамбля Шохи Зинда и туристического комплекса «Вечный город» также можно на общественном транспорте.

Все маршруты интегрированы в цифровые карты, такие как ATTO, 2GIS и Yandex Maps. Пассажиры могут в реальном времени отслеживать движение автобусов и планировать поездки.

https://stv.uz/news/newsamar/28527-v-samarkande-ezhednevno-perevozitsya-do-400-tysyach-passazhirov.html

   

Юбилейный 10-тысячный автобус «Yutong» передан Узбекистану

Газета «Янги Ўзбекистон», 01.07.2025

26 июня 2025 года в Китайской Народной Республике состоялась торжественная церемония передачи 10-тысячного автобуса, произведенного компанией Yutong Co. Ltd. для стран Центральной Азии. Обладателем юбилейного транспортного средства стало акционерное общество «Тошшахартрансхизмат».

В мероприятии приняли участие представители профильных министерств и ведомств государств Центральной Азии, а также специалисты в сфере общественного транспорта.

Узбекская делегация официально приняла автобус, приобретенный в рамках действующего партнерства с крупнейшим китайским производителем пассажирского автотранспорта.

В ближайшее время в Ташкент также планируется поставка очередной партии из 200 новых электробусов производства Yutong Co. Ltd., что является важным этапом в реализации программы по модернизации и экологизации городского автопарка.

https://yuz.uz/ru/news/yubileyny-10-tsyachny-avtobus-yutong-peredan-uzbekistanu


Республика Беларусь

В Минске прошла церемония гашения марок, посвященных электротранспорту «БКМ Холдинг»

«Беларусь сегодня», 01.07.2025

Две почтовые марки и блок из серии «Машиностроение Беларуси» Министерство связи и информатизации Беларуси выпустило в обращение сегодня, 1 июля. На марках изображены самые современные модели транспорта: троллейбус 43300D и трамвай Т811. На полях почтового блока — первый белорусский трамвай 1М и первый белорусский троллейбус модели 101. Специальное гашение почтовой продукции на конверте «Первый день» прошло в торговом объекте «Почтовый салон».

Генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич отметила, что почтовый проект, который разлетится на почтовых отправлениях в 192 страны Всемирного почтового союза, продемонстрирует достижения в данной отрасли.

«Машиностроение — ведущая отрасль Беларуси, опора и движущая сила экономики страны, фундамент всего промышленного комплекса. В стране работают сотни предприятий, которые производят автомобили, сельскохозяйственные машины и станки, оптику, бытовую технику, электронику и многое другое. Один из самых популярных видов туризма в нашей стране — промышленный. Его развитию уделяется значительное внимание на государственном уровне. Поэтому сегодня, в день рождения ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш», мы выпускаем замечательный почтовый проект, на котором изображены как первые троллейбусы и трамваи, так и новые, современные. Это показывает историю и путь становления предприятия», – добавила Светлана Юркевич.

Почтовый проект подготовлен издательским центром «Марка» РУП «Белпочта» в сотрудничестве с ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». Участие в подготовке изображений для почтового блока приняли молодые любители общественного транспорта Артемий Шишко и Михаил Малютин, а также знаменитый фотограф Ааре Оландер. Дизайн почтового проекта — Евгении Бедоник. Тираж марок — по 18 тысяч, тираж блока — 7 тысяч. К почтовым маркам также применяется приложение AR MARKA BELARUS. При наведении камеры телефона с запущенным приложением появляется специально созданный видеоролик. Заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «БКМ Холдинг» Александр Казакевич поблагодарил всех, кто участвовал в реализации проекта.

«Он смог объединить интересующихся энтузиастов и профессионалов своего дела. Коллектив нашего предприятия рад стать частью этой замечательной истории. Мы гордимся, что образы создаваемой нами продукции будут запечатлены на замечательных почтовых миниатюрах и, возможно, благодаря этому шагу станут известны еще более широкому кругу людей. Не только тем, кто интересуется именно марками, но еще большому количеству жителей различных городов и регионов как в нашей стране, так и за рубежом», – отметил Александр Казакевич.

Белорусской почтой с 1997 года подготовлено 36 почтовых марок в сотрудничестве с машиностроительными заводами: МТЗ, МАЗ, МЗКТ, БЕЛАЗ, АМКОДОР, Белкоммунмаш. Почтовые проекты технической тематики — машиностроение и транспорт — пользуются популярностью у коллекционеров и потребителей почтовых услуг.

https://www.sb.by/articles/v-minske-proshla-tseremoniya-gasheniya-marok-posvyashchennykh-elektrotransportu-bkm-kholding.html


«АМКОДОР» готов создавать сборочные производства в Ливии

БЕЛТА, 02.07.2025

«АМКОДОР» заинтересован в поставках техники в Ливию и готов организовать там сборочное производство. Об этом заявил генеральный директор ОАО «АМКОДОР» – управляющая компания холдинга» Александр Ефимов на переговорах с делегацией Ливии, передает корреспондент БЕЛТА.

Ливия заинтересована в широкой линейке выпускаемой в Беларуси техники.

Гостям представили широкую линейку производимой продукции, в том числе дорожно-строительную технику, которая хорошо зарекомендовала себя на внешних рынках, погрузчики, машины для лесной отрасли. Также им показали производственные цеха. Представитель делегации правительства национальной стабильности Ливии, министр промышленности Мухаммад Ас-Саиди выразил заинтересованность в применении продемонстрированной техники в рамках национальных проектов по улучшению инфраструктуры.

«Холдинг «АМКОДОР» готов организовать сотрудничество с вашей страной, чтобы максимально оказать помощь в получении востребованной техники для любого подразделения, будь то коммунальная служба, сельское хозяйство, строительство дорог или жилья. В том числе готовы, если есть такая потребность, вместе с вами создавать сборочные производства в Ливии для обеспечения не только внутригосударственных нужд, но и для поставок техники в соседние регионы. И, конечно, примем участие в реализации проекта, который призван выращивать пшеницу у вас в стране с использованием нашей техники. Все, что вам будет интересно, – организация производства, обучение персонала, – обеспечим», – отметил Александр Ефимов.

В свою очередь министр промышленности Андрей Кузнецов подчеркнул, что посещение белорусского предприятия стало важным шагом в укреплении деловых отношений между двумя странами и открывает новые перспективы для сотрудничества.

«В Ливии мы прилагаем все усилия, чтобы развиваться. У нас очень большая заинтересованность в технологиях, которые вы используете у себя. Мы осуществили уже некоторые поставки. На высшем уровне приняты решения о создании сборочных производств, чтобы оснастить свой рынок и экспортировать в ближайшие страны. Ожидаем, что у нас с вами будет много встреч», – отметил Мухаммад Ас-Саиди.

Стороны обсудили технические характеристики и преимущества продукции «АМКОДОР» и возможные пути совместного сотрудничества.

https://belta.by/economics/view/amkodor-gotov-sozdavat-sborochnye-proizvodstva-v-livii-724343-2025/


Беларусь представляет национальную экспозицию на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге

БЕЛТА, 07.07.2025

Площадь экспозиции Беларуси составляет 280 кв. м. По масштабам выставочных площадей экспозиция нашей страны находится на третьем месте среди национальных экспозиций других государств – гостей выставки после Саудовской Аравии и Казахстана.

В центральной части белорусской экспозиции расположен натурный образец седельного тягача МАЗ. Это флагманская модель автотехники, имеющая 90%-й уровень локализации разработки и производства, обеспечивающий импортонезависимость компонентой базы и интеллектуальной составляющей.

Макет уникального трактора-беспилотника презентует ОАО «МТЗ». Техника предназначена для выполнения сельскохозяйственных работ в соответствии с разработанным заданием оператора. Запрос отсылается в электронную систему управления трактором по каналу удаленной сети GSM либо при помощи носителей информации.

В рамках экспозиции продемонстрирован и потенциал Гомельского завода специнструмента и технологической оснастки – филиала крупнейшего производителя сельскохозяйственного оборудования и техники – холдинга «Гомсельмаш», входящего в число лидеров мирового рынка комбайнов и других сложных сельхозмашин.

На выставке «ИННОПРОМ» презентованы и разработки крупнейшего белорусского производителя электротранспорта – ОАО «УКХ «БКМ». В частности, модели низкопольного односекционного трамвая, электробусов серий Vitovt и «Ольгерд».

ОАО «Могилевлифтмаш» экспонирует лифт улучшенного уровня комфорта модели «Шмель» с контурной подсветкой и кондиционером, увеличенными габаритами кабины и дверного проема. Разработчиками опционально предусмотрено оснащение лифта системой дезинфекции кабины. В модели также возможно применение системы бесконтактного управления, позволяющей вызывать лифт при приближении к нему на первом этаже.

«Интеграл» демонстрирует разработки в сфере медицинского оборудования, включая медицинские мониторы, измерители артериального давления, а также микросхемы, предназначенные для использования в аппаратуре связи, управления, контрольно-измерительной технике.

Популярные модели серий морозильников, холодильников и стиральных машин экспонирует известный белорусский производитель ЗАО «Атлант». Предприятием также представлены фармацевтический холодильник, морозильник медицинского назначения.

С учетом актуальной повестки и развития блогинга, запроса на создание эффективного интернет-контента холдинг «Горизонт» демонстрирует планшет нового поколения, созданный для креаторов TikTok. Компания в том числе экспонирует линейку ноутбуков игровых и для работы, телевизоров H-tv.

Холдинг «Горизонт» запускает производство белорусских планшетов.

Результаты комплексных исследовательских работ, в том числе флагмана отечественной металлургии – ОАО «БМЗ» – управляющая компания холдинга «БМК», также представлены на выставке.

Словом, основу национальной экспозиции составляют предприятия Министерства промышленности. По итогам «ИННОПРОМа» ожидается подписание предприятиями Минпрома ряда контрактов и соглашений.

«ИННОПРОМ» станет платформой для демонстрации инновационных технологий, современных решений и достижений белорусской промышленности. Участие предприятий отрасли будет способствовать укреплению международных деловых связей, обмену опытом и подписанию новых партнерских соглашений. В рамках выставки запланированы презентации новых продуктов, участие в деловых форумах и B2B-встречах, что позволит расширить экспортный потенциал и повысить конкурентоспособность белорусской промышленности. Участие в «ИННОПРОМе» станет важным шагом на пути развития национальной промышленной политики и содействия инновационному росту отрасли. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с Россией, международными партнерами и успешное представление достижений белорусских предприятий на внешних рынках», – прокомментировал министр промышленности Беларуси Андрей Кузнецов.

Также на выставке представлены научно-технические разработки для современных промышленных производств. По информации Государственного комитета по науке и технологиям, в этом году на выставке демонстрируется более 30 разработок организаций Национальной академии наук Беларуси и резидента Минского городского технопарка. Они представлены в виде натурных образцов, макетов, мультимедийных и рекламных презентаций по следующим направлениям: машино- и приборостроение, новые материалы, металлургия, металлообработка, композиционные материалы, авиакосмические технологии, метрология. В их числе оптическое зеркало из карбидной керамики со стеклопокрытием, новый композиционный магнитный материал и изделия на его основе, монокристаллы и ограненные ювелирные вставки из искусственно выращенного изумруда и др.

«ИННОПРОМ» – международная промышленная выставка в России, проводится в Екатеринбурге ежегодно с 2010 года. За годы своего существования мероприятие закрепилось в статусе ключевого события для российской и мировой промышленности. Площадка будет объединять лидеров промышленных отраслей для демонстрации передовых технологий, обсуждения актуальных тем современного индустриального развития, укрепления международного партнерства.

«ИННОПРОМ» традиционно является площадкой для представителей бизнес-сообществ и органов государственной власти. На ней налаживаются деловые контакты, обсуждаются стратегические вопросы и определяются направления развития промышленности. Главная тема «ИННОПРОМа» в этом году – «Технологическое лидерство: индустриальный прорыв». На выставке представлено свыше тысячи компаний-участников.

В рамках деловой программы в течение четрех дней будут проходить тематические панельные сессии, дискуссии и заседания. Основные треки деловой программы – «Международное сотрудничество», «Инновации в промышленности», «Цифровое производство», «Промышленные IT», «Кибербезопасность в промышленности», «Финансы и промышленность», «Промышленная инфраструктура», «Новая мобильность», «Технологии для городов», «Производительность труда», «Кадровый потенциал», «Образовательные решения для промышленности».

Беларусь принимает участие в выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге с 2012 года. Самым масштабным оно было в 2023 году в почетном статусе страны-партнера.

В этом году «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге является связующим мостом к предстоящему событию в Минске. Выставка «ИННОПРОМ. Беларусь» пройдет в Минске с 29 сентября по 1 октября 2025 года. Там будут представлены основные новинки белорусской промышленности и сопутствующих отраслей.

https://belta.by/economics/view/belarus-predstavljaet-natsionalnuju-ekspozitsiju-na-vystavke-innoprom-v-ekaterinburge-724873-2025/


Республика Казахстан

Повысить качество дорог в Казахстане планируют за счет уникальной добавки

ekaraganda.kz, 03.07.2025

Специалисты лаборатории РГП «Национальный центр качества дорожных активов» внесли в стандарт строительства дорог изменения, которые предусматривают добавление энергосберегающей добавки в асфальтобетонную смесь, передает корреспондент агентства Kazinform.

По информации директора департамента РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Куаныша Толеуханова, добавление уникального ингредиента позволяет асфальту сохранять температуру при транспортировке. А это необходимо в Казахстане, так как расстояния между заводами и населенными пунктами довольно протяженные.

«Она придает удобоукладываемость асфальтобетонной смеси. Подрядные компании при более низких температурах могут быстро добиться требуемого коэффициента уплотнения для смеси. Что дают энергосберегающие добавки? Они позволяют снизить температуру катки. Применение таких энергосберегающих добавок позволит транспортировать асфальтобетонные смеси на большие расстояния и соответственно улучшать качество самого производства работ на таких объектах», – отметил Толеуханов.

В стандарт строительства дорог внесли и другие изменения.

«С 1 июля 2025 года в Казахстане вступают в силу обновленные требования к качеству асфальтобетонных смесей. Изменения внесены в национальный стандарт СТ РК 1225-2019 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон" и направлены на повышение надежности дорожной инфраструктуры и снижение эксплуатационных рисков», — сообщили в Министерстве транспорта РК.

Разработчиком обновленного стандарта выступил Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ). Испытания и научные исследования, легшие в основу изменений, проводились учеными и специалистами Института с учетом реальных условий эксплуатации дорог и актуальных международных требований.

Из стандарта официально исключается показатель водонасыщения переформованных образцов асфальтобетона.

«Решение основано на результатах лабораторных исследований, которые показали, что: при повторном формовании асфальтобетонных образцов происходит интенсивное дробление щебня — до 18% при стандартном уплотнении. Это влияет на структуру материала и искажает результаты испытаний, делая показатель водонасыщения нерелевантным», — сообщили в «КаздорНИИ».

Обновление стандарта является важным шагом к объективной системе контроля качества и повышению эффективности дорожного строительства.

Для подрядчиков и производителей это означает:

  • внедрение современных методов контроля, адаптированных к реальным условиям;

  • минимизацию рисков некорректных испытаний;

  • четкие и предсказуемые технические требования;

  • сокращение затрат за счет повышения надёжности дорожного покрытия.

Такой подход позволяет обеспечить не только соответствие международным требованиям, но и учитывать специфические климатические и эксплуатационные условия Казахстана в реальном времени.

https://ekaraganda.kz/?mod=news_read&id=157416

 

В Алматы рисовую шелуху будут использовать для производства прочной резины

Курсив, 04.07.2025

В Алматы запустили новое производство по выпуску кремнеуглеродного композита. Как рассказали в Минпромышленности, проект уникален в использовании возобновляемого растительного сырья. Установка работает на отходах рисопереработки – рисовой шелухе. Добытый материал поможет производить более твердую и прочную резину.

Отмечается, что созданию производства предшествовал длительный этап научных исследований. Еще в 2004 году в Национальном центре по комплексной переработке минерального сырья РК сформировалось отдельное научное направление по утилизации рисовой шелухи.

За 20 лет разработчики проекта получили более 15 патентов на изобретения в области переработки многотоннажных отходов и применения кремнеуглеродного продукта в разных областях промышленности и сельского хозяйства.

Проектная мощность нового производства составит 1,5 тыс. тонн кремнеуглерода в год. Отмечается, что у композита, который планируется производить, широкий спектр применения.

«Создатели продукции делают ставку на выпуск резино-технических изделий. Кремнеуглеродный материал в качестве наполнителя обеспечивает повышение жесткости и твердости резин. Именно в этом секторе промышленности ученые планируют занять свою нишу», – заявили в Минпроме.

https://kz.kursiv.media/2025-07-04/fvfv-v-almaty-risovuyu-sheluhu-budut-ispolzovat-dlya-proizvodstva-prochnoy-reziny/

   

BYD планирует выпускать автобусы в Алматы

Власть, 04.07.2025

Китайский автопроизводитель BYD может организовать производство автобусов на базе завода Astana Motors в Алматы, объявлено на встрече акима города Дархана Сатыбалды с управляющим директором BYD по Центральной Азии Айваном Цао, сообщила пресс-служба акимата.

«Проект предусматривает поэтапную локализацию — от сборки до изготовления компонентов, что поможет модернизировать городской транспорт с акцентом на экологичность и развитие местной промышленности», – говорится в сообщении. В нем не приводится данных о предполагаемой сумме инвестиций и объемах производства.

При этом указывается, что планируется выпуск электробуса BYD B12 с инновационной батареей Blade, которая обеспечивает безопасность, увеличенный запас хода и энергоэффективность.

https://vlast.kz/novosti/65589-byd-planiruet-vypuskat-avtobusy-v-almaty.html


Под наблюдением: в общественном транспорте устанавливают камеры, направленные на водителей

Телеканал Almaty TV, 04.07.2025

Почти в 3 раза возросло количество ДТП с автобусами в столице. С начала года зарегистрировано уже 33 дорожно-транспортных происшествия. Тогда как за тот же период прошлого года – всего 11. Для борьбы с участившимися случаями в общественном транспорте устанавливают специальные камеры, которые следят за водителями. Усиливаются и другие меры контроля, – передает корреспондент Almaty.tv.

Сейчас более половины подвижного состава автопарков Астаны уже оборудованы системой слежения. Устройства фиксируют конфликты и другие нарушения, за которые водители и пассажиры привлекаются к административной ответственности. В столице действует маршрутная сеть из 105 направлений, ежедневно на линию выходят 1 225 автобусов. Как отметили в Департаменте полиции, до конца года планируется оснастить камерами весь общественный транспорт.

«Реализация данного мероприятия лежит все-таки за акиматом, но со стороны департамента ведется контроль за проведением работы. При утреннем выпуске с автопарков проводится проверка технического состояния. В случае неисправности технического состояния автобусов либо камер - автобус возвращается в автопарк. То есть, к линии не допускается. К перевозке пассажиров не допускается», – отметил старший инспектор отдела дорожно-технической инспекции Управления административной полиции ДП Максат Имашов.

В Департаменте полиции уточнили, что с начала года с помощью этих камер было зафиксировано более 50 нарушений правил дорожного движения. Большинство из них – это отвлечение водителей на мобильные устройства. Такие действия напрямую влияют на безопасность движения и могут привести к авариям.

«Водители большое внимание уделяют именно разговору по сотовой связи. Я даже один раз делала ему замечание, но он грубо ответил, что это мое личное, телефон якобы, поэтому я и разговариваю», – рассказала жительница Астаны Айман Кудекова.

«Водители, кажется, устают, немного напряженные всегда. Они ведь встают в 4 утра, а пока вечером сдадут автобус - бывает и 12, и час ночи, а то и 2-3. Спят по два часа всего», – говорит житель Астаны Бекжан Шатенов.

Причиной аварий, по словам полицейских, становятся не только действия водителей автобусов, но и поведение пассажиров и других участников дорожного движения. Легковые автомобили нередко подрезают автобусы, а пешеходы переходят дорогу в неустановленных местах. Всё это создаёт аварийные ситуации.

«Водители легковых машин не понимают, не пропускают. Мы ведь тоже спешим, должны ездить по графику. Нам нужно вовремя доставить людей. Бывает застреваем в пробке, а пассажиры начинают грубить, мол «Почему не едешь? Я на работу опаздываю». А мы ведь не виноваты», – объяснил водитель автобуса Дастанбек Найманов.

«Легковые машины ведут себя нагло, есть такие, кто вырывается вперёд, тормозит прямо перед нами, создаёт помехи на дороге. Таких случаев хватает. Особенно в часы пробок. Сейчас, из-за нехватки водителей работаем по графику: три дня работаем - один день отдыхаем», – рассказал водитель автобуса Бауыржан Айтембек.

К слову, в Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города подтвердили нехватку водителей. Потребность составляет более 3 300 таких специалистов, а работает сейчас около 2 300. Дефицит превышает тысячу человек. Несмотря на упрощённые требования и высокие зарплаты, профессия остаётся малопривлекательной – график напряжённый, смены по 15-17 часов. Тем не менее, новых водителей принимают только с опытом и после обязательного обучения в Центре квалификации.

https://almaty.tv/ru/news/obschestvo/pod-nabliudeniem-v-obshchestvennom-transporte-ustanavlivaiut-kamery-napravlennye-na-voditelei