Республика Казахстан
В Казахстане начали укладывать суперасфальт: насколько он долговечный
inform.kz, 26.05.2025
Технология Superpave, разработанная в США и применяемая в более чем 130 странах, обещает революцию в дорожном строительстве Казахстана. Основанная на принципах объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей, она позволяет создавать покрытия, способные выдерживать экстремальные климатические условия и высокие транспортные нагрузки.
В 2023 году Министерство транспорта РК инициировало реформу нормативно-технической базы, сделав Superpave ключевым элементом модернизации дорожной инфраструктуры.
Казахстан мог стать первой страной в СНГ, внедрившей инновационную технологию Superpave еще 20 лет назад. Однако планы так и остались на бумаге. Сегодня страна возвращается к этой идее, стремясь наверстать упущенное и вывести дорожное строительство на новый уровень.
Однако практика показывает, что с обещаниями нужно быть осторожнее. Ведь проблема казахстанских дорог — это не только устаревшие технологии. В отрасли не хватает специалистов. Несмотря на рост объемов работ и потребность рынка труда в высококвалифицированных кадрах, качество подготовки и количество выпускников остаются недостаточными. Эта ситуация обусловлена целым рядом факторов, от низкой престижности профессии до специфики географии строительных объектов. В Министерстве транспорта РК выделили пять основных мер, которые могут позволить повысить качество подготовки квалифицированных специалистов для дорожной отрасли.
Открытие отдельной группы образовательных программ по направлению «Строительство автомобильных дорог»; Увеличение объема стипендий для обучающихся по автодорожным специальностям; Увеличение количества научных сотрудников по профилю дорожного строительства; Внедрение обязательного повышения квалификации специалистов автодорожной отрасли на законодательном уровне; Поднятие престижа профессии.
— В настоящее время в транспортной сфере обучаются порядка 34 тысяч человек. Это больше, чем в прошлые годы. Это подтверждает растущий интерес молодежи к профессиям, связанным с развитием инфраструктуры, логистики и мобильности, — ответили в Министерстве транспорта.
Спасение или напрасные надежды?
С 2023 года началась разработка 10 ключевых стандартов для внедрения Superpave.
Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ) разработал и разрабатывает три ключевых стандарта, включая правила проектирования смесей и классификацию битумов по маркам PG (Performance Grade). До конца 2025 года они будут утверждены, что станет важным этапом внедрения системы Superpave в стране.
— Эти стандарты — не просто документы, это основа для системного подхода к дорожному строительству, — подчеркивают в институте.
Однако разработка оставшихся стандартов требует значительного финансирования. Без четкой координации и дополнительных ресурсов процесс может затянуться, что задержит полномасштабное внедрение технологии.
Оценку соответствия новым стандартам проводят аккредитованные лаборатории, включая АО «КаздорНИИ», РГП «НЦКДА» и НАО «ЕНУ им. Л. Н. Гумилева».
— Контроль качества — это сердце Superpave. Без современных лабораторий технология не раскроет свой потенциал, — отметили эксперты.
Проблема в том, что число таких центров ограничено. Для масштабирования Superpave на всю страну потребуется расширить сеть лабораторий и обучить персонал. Без этого регионы рискуют столкнуться с нехваткой ресурсов для тестирования смесей, что может подорвать доверие к технологии.
Суперасфальт предполагает индивидуальный подбор материалов, особенно битумного вяжущего. Казахстан разделен на 8 климатических зон, что позволяет точнее учитывать температурные перепады.
— Мы уходим от устаревшего подхода с тремя марками битума. Теперь каждая дорога проектируется с учетом ее уникальных условий, — поясняют в институте.
Обследование асфальтосмесительных-бетонных заводов (АБЗ) показало, что все предприятия в Казахстане используют импортное оборудование, но часть заводов устарела.
— Superpave требует современных технологий. Устаревшие АБЗ просто не смогут обеспечить нужное качество. Это не просто выбор марки, это инженерный расчет для каждой дороги, — подчеркивают в КаздорНИИ.
В погоне за идеальным покрытием
В условиях растущей потребности в безопасных и качественных дорогах как на республиканском, так и на местном уровне, особое внимание уделяется приведению автодорог к нормативному состоянию. Этот процесс включает как масштабные строительные и ремонтные проекты, так и реформу в части содержания, диагностики и финансирования отрасли.
— К 2030 году мы планируем довести долю автомобильных дорог республиканского значения в нормативном состоянии до 100%, а местных — до 95%. Это важнейшая задача, отраженная как в Концепции развития транспортно-логистического потенциала, так и в Плане действий по реализации предвыборной программы Главы государства. Для достижения этих показателей задействуются все инструменты — от пересмотра стандартов до повышения эффективности управления бюджетными трансфертами, — сообщили в Министерстве транспорта.
В ведомстве подчеркнули, что для обеспечения устойчивого функционирования дорожной сети в долгосрочной перспективе предусмотрен переход от визуальной оценки состояния дорог к инструментальной диагностике, утверждены новые нормативы содержания, а также разрабатываются минимальные стандарты финансирования инфраструктуры.
— Реализация запланированных этапов реконструкции и ремонта 14 тысяч километров местных дорог до 2029 года позволит не только повысить уровень безопасности и комфорта для граждан, но и создаст основу для сбалансированного регионального развития, усиления логистического потенциала страны и повышения инвестиционной привлекательности Казахстана, — добавили в Министерстве.
Международный опыт: уроки и поддержка
Казахстан тесно сотрудничает с ведущими международными экспертами. Взаимодействие с разработчиками из США, России, Китая и Германии помогают адаптировать методику под наши условия.
— Мы на прямой связи с разработчиками Superpave. Это помогает избежать ошибок. Особое внимание уделяется опыту Башкортостана, где внедрение Superpave привело к впечатляющим результатам, — говорят в КаздорНИИ.
По данным института, в Башкоротстане добились следующих результатов при использовании технологии Superpave:
Срок службы покрытий вырос на 25%. Затраты на содержание дорог снизились на 30%. Дефекты сократились на 40%.
Эти показатели вдохновляют, но Казахстан адаптирует опыт под свои условия. Например, климатические зоны страны требуют более гибкого подхода к подбору материалов, чем в Башкортостане.
Казахстан стремится не повторить промахи других стран, таких как недостаточная подготовка специалистов или игнорирование климатических особенностей.
— Мы изучили все кейсы, от США до России. Пилотные проекты и обучение — наш ответ на эти риски, — заверяют в ведомстве.
Дорожная карта включает пилотные участки, консультации по оборудованию и массовое обучение. Это минимизирует сопротивление со стороны подрядчиков, многие из которых опасаются перехода на новую технологию.
В этом ключе «КаздорНИИ» выделили четыре вызова:
Финансирование модернизации АБЗ и лабораторий. Импорт PG-битумов до 2028 года. Необходимость обучения сотен специалистов. Сопротивление со стороны подрядчиков.
Профессиональное сообщество поддерживает реформу не без оговорок. Стандарты согласованы с министерствами, акиматами и ассоциациями, включая НПП «Атамекен». Однако часть инженеров и подрядчиков сопротивляется переменам.
— Многие просто привыкли к старым методам. Они не понимают, зачем усложнять, — делятся наблюдениями в институте.
Не только проекты, но и прожекты
Вопрос системных коррупционных рисков в дорожной отрасли Казахстана остается актуальным. Один из ярких примеров — строительство дороги по канадской технологии в Ойылском районе три года назад. Проект был инициирован тогдашним руководителем областного управления пассажирского транспорта и автодорог Малимбетом Ибрашевым. Несмотря на то, что лабораторные испытания показали: смесь не затвердевает, как предполагалось, а растворяется в воде, строительство все же началось. Жители с нетерпением ждали дорогу, но вскоре машины начали застревать в грязи. По словам чиновников, технология не была адаптирована к местному климату. Сегодня от дороги почти ничего не осталось.
Несмотря на масштабные бюджетные вливания жалобы населения на качество дорог не уменьшаются, что указывает на необходимость реформ не только в технической, но и в управленческой составляющей отрасли. Сегодня государство предпринимает комплексные шаги для повышения транспарентности и подотчетности на всех этапах дорожного строительства — от проектирования до эксплуатации.
— Сегодня ключевая задача — исключить человеческий фактор и закрытые процессы в дорожном строительстве. Внедрение механизма «под ключ», цифровых платформ и ужесточение ответственности надзорных органов создадут системный барьер против коррупции и обеспечат повышение качества дорог, — отметили в Министерстве транспорта РК.
Для минимизации коррупционных рисков на стадии реализации крупных проектов, таких как «Караганда — Жезказган» и «Обход г. Сарыагаш», государство внедряет формат реализации по принципу EPC (под ключ). Это означает, что подрядные организации берут на себя весь цикл работ — от проектирования и получения разрешительной документации до строительства и семилетней эксплуатации объектов. Такой подход ограничивает влияние третьих сторон и снижает вероятность нецелевого использования средств.
— Параллельно идет цифровая трансформация отрасли. Создается единая цифровая платформа «E-Joldar», которая обеспечит прозрачный и централизованный учет всех этапов строительства и содержания автомобильных дорог всех уровней. Платформа будет включать документы, акты выполненных работ, результаты проверок и дополнительные соглашения, — отметили в министерстве.
Также внедрена система «KazRoadLab» — цифровой инструмент контроля качества работ и материалов. В ведомстве отметили, что благодаря мобильному приложению, лаборатории и инженеры на местах оперативно фиксируют результаты испытаний, что упрощает сбор доказательной базы и снижает возможности для фальсификаций.
— Разработка KazRoadLab и внедрение платформы E-Joldar — это не просто цифровизация ради удобства. Это антикоррупционные барьеры, призванные устранить лазейки и скрытые договоренности между участниками проектов, — подчеркнули в Министерстве.
Сразу два законопроекта, находящихся на рассмотрении в Парламенте, направлены на реформу дорожной отрасли: один усиливает антикоррупционный контроль, приравнивая технический и авторский надзор к субъектам Закона «О противодействии коррупции», другой — упрощает административные процедуры, связанные с оформлением карьеров и земель.
— Антикоррупционной службой каждые два года проводится внешний аудит отрасли, на основе которого формируется и реализуется план по устранению выявленных коррупционных рисков, — подытожили в ведомстве.
Таким образом, предпринимаемые меры могут свидетельствовать о переходе от точечных решений к формированию более системного подхода в борьбе с коррупцией в дорожной сфере. Комбинация механизмов EPC, цифровых инструментов контроля и законодательных изменений призвана снизить риски злоупотреблений и повысить прозрачность. Однако эффективность этих инициатив во многом будет зависеть от качества реализации и реальной ответственности всех участников процесса.
https://www.inform.kz/ru/v-kazahstane-nachali-ukladivat-superasfalt-naskolko-on-dolgovechniy-36c7de
Масштабный прорыв: Sinoma Cement инвестирует 200 млн долларов в цементный завод в Актюбинской области
finance.kz, 28.05.2025
Китайская компания Sinoma Cement Co. совместно с казахстанским инвестором Pimus Capital приступили к реализации крупного промышленного проекта в Байганинском районе Актюбинской области. Сторо
Китайская компания Sinoma Cement Co. совместно с казахстанским инвестором Pimus Capital приступили к реализации крупного промышленного проекта в Байганинском районе Актюбинской области. Стороны инвестируют около 200 млн долларов в строительство современного завода по производству цементного клинкера, который станет одним из крупнейших в регионе.
Технологический прорыв для строительной отрасли Казахстана
Производственная мощность нового предприятия составит 3,5 тысячи тонн в сутки, что позволит значительно снизить зависимость казахстанского рынка от импортных поставок. Запуск завода запланирован на второе полугодие 2027 года.
«Казахстан является перспективным рынком для производства и потребления цемента, а также других строительных материалов. Экономика страны демонстрирует стабильный рост. Наша компания выступает международной платформой для зарубежных инвестиций в строительные материалы, и это наш первый проект в Центральной Азии», — отметил Ли Пинг, исполняющий обязанности генерального директора инвестиционного департамента Sinoma Cement.
Экономический эффект и создание рабочих мест
Проект имеет стратегическое значение для региона, где в настоящее время функционирует только один цементный завод мощностью 800 тысяч тонн в год, не способный удовлетворить растущий спрос. Сейчас строительные компании вынуждены закупать цемент из России, Ирана и других регионов республики.
Реализация проекта предусматривает создание 1260 новых рабочих мест, причем большинство специалистов планируется нанимать из числа местных жителей. Это существенно повлияет на социально-экономическое развитие Байганинского района.
«Мы с самого начала оказывали всю необходимую помощь для ускорения запуска проекта. Выделен земельный участок, решаются другие вопросы совместно с инвестором, в том числе по строительству дороги. С надеждой ждём успешного завершения строительства и начала работы завода», — подчеркнул Айбек Купенов, аким Байганинского района.
Инновации и экологическая составляющая проекта
Особое внимание в проекте уделяется инновационным технологиям и экологическим стандартам. Завод будет оснащен современными системами снижения выбросов углерода, что соответствует глобальному тренду на экологизацию промышленности.
В рамках подготовительного этапа уже получена лицензия недропользования на добычу мела, глины и мергеля, проведены геолого-разведочные работы для подтверждения запасов и качества сырья. Лабораторные исследования выполнены китайской корпорацией China National Building Materials Resources and Environment Co., Ltd. (CNBR).
Комплексное развитие инфраструктуры
Помимо производственных мощностей, проект предусматривает создание рабочего городка с развитой инфраструктурой, включая строительство железнодорожных путей для транспортировки готовой продукции.
«Как известно, инвестиции — это локомотив экономики. По нашим прогнозам, данный завод будет построен в течение двух лет. Для этого есть все возможности, в том числе финансовые. Проект будет под нашим контролем, при необходимости готовы оказать всяческую поддержку», — сообщил Марат Есенов, руководитель регионального блока АО «Kazakh Invest».
Перспективы дальнейшего сотрудничества
Для Sinoma Cement Co., входящей в состав китайского государственного конгломерата China National Building Material Group (CNBM), казахстанский проект открывает двери на рынок Центральной Азии. Компания уже реализовала более 20 крупных проектов в странах Африки и Ближнего Востока и рассматривает возможность дальнейших инвестиций в Казахстане.
«После запуска этого проекта мы планируем осуществить ещё больше инвестиций в Казахстане, включая Астану, Алматы и южные регионы республики», — подчеркнул представитель Sinoma Cement.
Стоит отметить, что CNBM является мировым лидером в производстве строительных материалов, 14 лет подряд входит в список Fortune Global 500 и занимает 307-е место в рейтинге 2024 года. Семь предприятий конгломерата являются крупнейшими в мире в своих сегментах.
Реализация этого масштабного проекта станет важным шагом в развитии строительной отрасли Казахстана и укреплении экономических связей между Казахстаном и Китаем.
Республика Беларусь
МАЗ презентовал в Санкт-Петербурге новинки из своей линейки автобусов третьего поколения
Беларусь сегодня (sb.by), 26.05.2025
МАЗ презентовал в Санкт-Петербурге новинки из своей линейки автобусов третьего поколения
На прошедшем в российском Санкт-Петербурге VI Международном транспортном фестивале «ТранспортФест» Минский автомобильный завод презентовал россиянам свои новинки из линейки белорусских автобусов третьего поколения, сообщает корпоративный телеграм-канал ОАО «МТЗ» «Автозаводец МАЗ».
— Минский автозавод совместно с официальным дистрибьютором в Москве и регионах «МАЗ-РУС» и официальным дилером «Автотехком» принял участие в VI Международном транспортном фестивале «ТранспортФест» в Санкт-Петербурге, — проинформировали на предприятии. — Здесь были представлены новинки — низкопольный автобус МАЗ 303 на газомоторном топливе и низкопольный электробус большого класса МАЗ 303Е, разработанный специально под требования Северной столицы России, больше известный как «союзный». Кроме того, был показан мусоровоз МАЗ-6903C5 с задней загрузкой.
Экспозицию МАЗа посетили вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков, генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Сергей Карпов, председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев и генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин.
— Кстати, «союзный» МАЗ 303Е сейчас проходит подконтрольную эксплуатацию в Санкт-Петербурге, которая позволит понять, что еще усовершенствовать, чтобы улучшить потребительские свойства, — отметили на предприятии. — Автобус уже прошел обкатку, в том числе на маршруте с пассажирами. «Пассажиравтотранс» высоко оценивает автономность хода, удобство салона, разгон. Преимуществом является и наличие мультисервисной транспортной платформы, которая была интегрирована в рамках заводской сборки впервые.
Представители белорусского предприятия обсудили новые планы сотрудничества не только с нынешними деловыми партнерами, но и с потенциальными покупателями автотехники МАЗ и компаниями, заинтересованными в сотрудничестве.
По итогам работы на фестивале «ТранспортФест» Минский автозавод был удостоен диплома «За перспективные конструкторские разработки и уникальность». Кроме того, совместная работа МАЗа, «МАЗ-РУС» и «Автотехкома» отмечена дипломами за активное участие в мероприятии.
VI Международный транспортный фестиваль «ТранспортФест», приуроченный к празднованию Дня города — дня основания Санкт-Петербурга, — проходил с 22 по 24 мая. В рамках этого мероприятия прошли международный конкурс профессионального мастерства водителей автобусов, выставка инновационного транспорта, парад и выставка раритетов, а также деловая и культурная программа.
Перспективные направления сотрудничества с Чечней обсудили на МАЗе
Беларусь сегодня (sb.by), 26.05.2025
Перспективы сотрудничества Минского автомобильного завода и Чеченской Республики обсуждены на прошедшей в Минске встрече руководства белорусского предприятия и делегации российского региона, сообщили в медиацентре ОАО «МАЗ».
— На Минский автомобильный завод приехала делегация Чеченской Республики во главе с мэром города Аргун Илесом Масаевым, — проинформировали в медиацентре. — В числе гостей были и представители ООО «Аргунспецмаш» — корпоративного партнера ОАО «МАЗ», реализующего совместно с участием ООО «Пожснаб» кооперационный проект по производству пожарной техники на шасси МАЗ. В апреле текущего года в рамках проекта была собрана первая партия автомобилей. В ходе визита участники делегации ознакомились с технологией производства автомобилей МАЗ, а за столом переговоров обсудили итоги и перспективы взаимного сотрудничества.
Машиностроительный завод ООО «Аргун Специальные Машины» — резидент промышленного кластера «Юг-Авто», одно из ведущих предприятий на территории Чеченской Республики и Северо-Кавказского федерального округа РФ в сфере производства и доработки автомобилей специального назначения, микроавтобусов, автогидроподъемников, пожарной и аварийно-спасательной техники, сельскохозяйственной техники. Продукция создается на современных производственных мощностях, оборудованных с использованием передовых технологий, и в сотрудничестве с крупнейшими предприятиями Российской Федерации и Республики Беларусь.
Минский автозавод — флагман автомобилестроительной отрасли Республики Беларусь. Компания специализируется на выпуске грузовой, пассажирской, прицепной и специальной техники. Предприятие выпускает около 500 моделей и модификаций бортовых и полноприводных автомобилей, самосвалов, шасси, тягачей, лесовозов, прицепов и полуприцепов, кранов, спецтехники, около 15 моделей автобусов, троллейбусов, электробусов.
Республика Узбекистан
Узбекистан и Республика Корея обсудили развитие интеллектуального транспорта в Ташкенте
uzdaily.com, 26.05.2025
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В Министерстве транспорта Узбекистана состоялась встреча с делегацией Министерства земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта Республики Корея (MOLIT).
Стороны подробно обсудили текущее состояние и перспективы двустороннего сотрудничества в сфере транспорта. Особое внимание было уделено возможному участию южнокорейских компаний в реализации проектов, направленных на модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры Узбекистана, а также вопросам финансирования таких инициатив.
Корейская делегация представила «Генеральный план по разработке интеллектуальной транспортной системы города Ташкента», в котором изложены предложения по совершенствованию системы общественного транспорта столицы.
Одним из ключевых направлений стало внедрение проекта «умного автобуса» (Smart Bus), реализацию которого в период 2026–2029 годов планирует взять на себя Корейская международная ассоциация подрядчиков (ICAK).
В дополнение к этому, в целях повышения привлекательности общественного транспорта в Ташкенте в 2027–2032 годах планируется внедрение системы Bus Rapid Transit (BRT) — выделенных автобусных полос, что позволит существенно повысить скорость и удобство перемещений по городу.
Заместитель директора MOLIT госпожа Ган Ин Сук сообщила, что на реализацию соответствующих проектов планируется выделение грантовых средств в размере 40 миллионов долларов США.
Малазийская компания поможет Узбекистану в проектировании и строительстве дорог
uz.sputniknews.ru, 27.05.2025
Посол Узбекистана Каромиддин Гадоев встретился с исполнительным директором малазийской компании "Protasco Berhad" Чонгом Тхер Верном и директором ее дочерней компании "HCM Engineering" Мохдом Фаузи бин Якубом.
ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. Малазийская компания намерена создать базу данных о состоянии автомобильных дорог Узбекистана, а также предоставить современные решения по их ремонту и содержанию, сообщает Информагентство "Дунё" Посол Узбекистана Каромиддин Гадоев встретился с исполнительным директором малазийской компании "Protasco Berhad" Чонгом Тхер Верном и директором ее дочерней компании "HCM Engineering" Мохдом Фаузи бин Якубом. © ИА "Дунё" Посол Узбекистана встретился с исполнительным директором малазийской компании. Посол Узбекистана встретился с исполнительным директором малазийской компании. © ИА "Дунё" Участники встречи рассмотрели ход реализации вопросов, обсуждавшихся в апреле этого года в ходе визита делегации хокимията Ташкентской области в Малайзию. "Малазийская сторона заявила о готовности создать базу данных о состоянии автомобильных дорог республики, предоставить современные решения по их ремонту и содержанию, а также реализовать проект производства инновационного продукта, созданного компанией, – биобитума из различных растительных остатков", – отметили в агентстве. Вместе с тем малазийская сторона выразила заинтересованность в реализации перспективных проектов в Ташкентской области, включая выращивание фруктов и их переработку – производство фруктовых концентратов и сокосодержащих напитков, а также проекты в горнодобывающей промышленности. Узбекистан и Малайзия обсуждают развитие паломнического туризма в республике. Была достигнута договоренность об организации работы на основе Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в сферах сельского хозяйства, недвижимости, телекоммуникаций, проектирования, строительства, содержания и ремонта дорог, подписанного между хокимиятом Ташкентской области и компанией "Protasco Berhad". Малайзия планирует инвестировать в "зеленую" энергетику Узбекистана. В июне запланирован визит руководства и специалистов компании в Узбекистан и проведение встреч по вопросам сотрудничества. Компания "Protasco Berhad" была основана в 2001 году. Основными видами деятельности являются ремонт и содержание дорог, строительство жилья и инфраструктуры, развитие недвижимости, инжиниринговые и консалтинговые услуги, торговля, управление гостиницами, "зеленая" энергетика, переработка фруктов и образование.