Развитие транспортного образования и науки обсудили в Государственной Думе
Министерство транспорта Российской Федерации, 24.06.2025
В Государственной Думе состоялось расширенное заседание Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры по вопросу развития транспортного образования и науки.
Открывая заседание, Председатель Комитета Евгений Москвичев подчеркнул, что транспортный комплекс сегодня является важнейшим фундаментом, обеспечивающим жизнедеятельность нашей страны во всех направлениях. Одним из приоритетов является подготовка специалистов, которые будут работать в отрасли. «Студенты технических вузов должны получать именно те знания и квалификации, которые востребованы в транспортном комплексе. Наша цель – направлять молодых специалистов на предприятия транспорта с обязательством работать там от 3 до 5 лет», – сказал он.
Заместитель Министра транспорта Константин Пашков отметил, что профессии транспортного комплекса достаточно разнообразны и распределены по ключевым направлениям. В целом отраслевая система кадрового обеспечения удовлетворяет потребности рынка, отмечается лишь около 10 % небольшого дисбаланса.
«Наша главная задача – создание единой системы подготовки кадров для транспортной отрасли. Мы гордимся, что у нас есть утвержденная Правительством Концепция транспортного образования – документ, который задает план действий и подходы для всей системы подготовки кадров. В России 28 вузов официально считаются эксплуатационными: 19 из них подведомственны Минтрансу, 4 – Минобрнауки, а 5 – Минсельхозу», – рассказал он.
Замминистра проинформировал, что в этом году планируется утвердить Концепцию развития образования в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта до 2035 года. Этот документ определит стратегию дальнейшей работы, согласованную со всеми отраслями. Методические рекомендации, касающиеся оснащения учебно-производственных аудиторий и лабораторий для подготовки специалистов, уже утверждены Минтрансом. В будущем они будут корректироваться с учетом новых технологий и изменений, которые влияют на транспортный сектор.
По словам Константина Пашкова, одним из ключевых вопросов является специфика подготовки специалистов гражданской авиации и морского флота, где обязательна значительная практическая подготовка – порой это целый год пребывания в море для получения необходимых отраслевых документов и допусков к профессии. «Здесь перед нами стоят две важные задачи, требующие поддержки депутатов Государственной Думы. Первая – законодательное закрепление медицинского освидетельствования абитуриентов еще до поступления в вуз, а также обязательное медицинское сопровождение на протяжении всего обучения. К сожалению, коллеги из медицинского блока пока не поддерживают эту инициативу, считая, что диплом – главное, однако мы убеждены, что без соответствующего медицинского состояния специалист не сможет эффективно работать – особенно в сферах, связанных с повышенной опасностью, таких как морской, речной и железнодорожный транспорт, – сказал он. – Вторая важная инициатива – законодательное закрепление казарменного положения для обучающихся, которое сейчас фактически существует у моряков и авиаторов. Студенты с первого курса проживают в общежитиях, проходят строевую подготовку и привыкают к дисциплине – а транспортная отрасль традиционно связана с уважением к единоначалию и живым традициям. Однако пока это не оформлено законодательно, и мы рассчитываем на вашу поддержку в реализации таких инициатив».
Шла речь и о включении отраслевых вузов в международные рейтинги. Например, Российский университет транспорта вошел сразу в три международных рейтинга, что подтверждает высокий уровень подготовки и научного потенциала. Это серьезное достижение, учитывая специфические требования и критерии оценки для транспортных вузов.
Заместитель Министра транспорта поблагодарил ОАО «РЖД», Совкомфлот и Атомфлот за оказанную поддержку по оснащению транспортных вузов тренажерами, учебными классами и организацию переподготовки кадров.
Важным направлением в работе Министерства является формирование духовных ценностей и исторического просвещения. Минтранс ведет активную работу в этом направлении. Создано Российское общество историков транспорта, в прошлом году выпущен учебник по истории России для транспортных вузов. Флагманским проектом стал Центр транспортного просвещения – уникальный музейный комплекс, где будет сосредоточено все, что создано в отрасли за последние 20 лет: макеты, полезные модели, приборы и наработки. Этот центр позволит гражданам России познакомиться с историей и технологическим развитием транспорта. Он будет построен на территории Российского университета транспорта, сейчас ведется проектирование.
Руководитель Росавтодора Роман Новиков рассказал, что в настоящее время профессия «дорожник» не выделяется отдельно, и около 80 % вопросов, с которыми сталкиваются специалисты, относятся к общестроительным темам, а не непосредственно к дорожной деятельности.
Он заявил, что необходимость возрождения дорожной специальности требует разработки новых стандартов и учебных материалов. «В 2022 году была создана Академия дорожного хозяйства для подготовки специалистов. Мы уже набрали 89 студентов в первый год и 119 студентов – во второй, с конкурсом 12 человек на место. Мы начали работать над Концепцией дорожного образования, учитывая утвержденную Концепцию транспортного образования, с участием всего отраслевого сообщества», – сообщил глава Росавтодора.
Также был разработана система кураторства, помогающая студентам определиться с будущей профессией. В отрасли создаются рабочие места для практики – около 600 мест приходится на стройотряды и 4800 мест – на федеральные казенные учреждения и подрядные организации.
https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11951?ysclid=mcispiuzc340878999
Одобрен проект реконструкции автомобильного пункта пропуска «Ташанта» в Республике Алтай
Доринфо, 24.06.2025
Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции автомобильного пункта пропуска «Ташанта» на 943-м км федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт» в Республике Алтай на границе с Монголией. Его модернизацию проведут в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система». Об этом во вторник, 24 июня, сообщила пресс-служба ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Погранпереход обеспечивает транспортные связи с Монголией через сопредельный пункт пропуска «Цагааннуур», примыкающий к специально созданной на этом маршруте свободной экономической зоне «Цагааннуур». Через «Ташанту» также проходит новый, более короткий, транзитный коридор для грузообмена между Россией и Китаем.
Модернизация пункта пропуска с устройством новой инфраструктуры и современной системы досмотра повысят качество и скорость пропуска пассажирского и грузового транспорта в направлении Монголии и Китая.
«Проектные решения по реконструкции и строительству новых зданий на погранпереходе в конце «Чуйского тракта» предполагают увеличение его пропускной способности до 1020 автомобилей в сутки или 372 300 в год. В том числе планируется пропуск или пересечение 600 легковых и 400 грузовых автомобилей в сутки или, соответственно, 219 000 и 146 000 единиц в год», – сообщил главный эксперт проекта Дмитрий Придатченко.
На территории пункта планируют разместить ряд модульных блоков, включая помещения для въездного-выездного контроля, углубленного досмотра грузовиков. Также построят здания для служб Роспотребнадзора, включая оборудование для санитарно-карантинного контроля.
Ранее сообщалось, что всего в рамках программы модернизации пунктов пропуска через госграницу до 2030 года в России планируют реконструировать 87 наиболее востребованных погранпереходов и увеличить их пропускную способность более чем в 2 раза. На ремонт и техническое перевооружение пунктов пропуска Правительство страны направит почти 1 млрд рублей.
Также отметим, что Президентом России Владимиром Путиным поставлена цель – в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» к 2030 году увеличить в 1,5 раза объем перевозок по международным транспортным коридорам (относительно 2021 года), а также сократить время пропуска грузовиков через госграницу до 10 минут.
В Подмосковье по нацпроекту отремонтируют около 200 км дорог к медицинским учреждениям
Доринфо, 24.06.2025
В Московской области в 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» отремонтируют порядка около 200 км региональных дорог, ведущих к медицинским учреждениям: больницам, поликлиникам, госпиталям, медпунктам. Об этом во вторник, 24 июня, сообщает пресс-служба министерства транспорта и дорожной инфраструктуры области.
Работы запланированы почти на 70 участках в 26 городских и муниципальных округах. На данный момент покрытие уже обновлено на 23 отрезках, на 15 – ведутся активные работы.
Так, ремонт уже завершен на улице Советской в Королеве рядом с Первомайским филиалом Королевской больницы и на улице Октябрьской в городе Талдоме, которая ведет к Талдомской ЦРБ. Кроме того, обновлены объекты и в малых населенных пунктах: участки, ведущие к амбулатории в селе Косяково городского округа Воскресенск, к ФАПам в деревне Зименки-1 и в деревне Авдеево городского округа Зарайск. Также обновили Новинское шоссе, ведущее к Монинской больнице в поселке Монино городского округа Щелково и улицу Институтскую в рабочем поселке Нахабино в Красногорске, где находится хоспис.
Добавим, всего за сезон 2025 года в Московской области отремонтируют более 1,5 тыс. км покрытия на региональных и муниципальных автодорогах. В рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» обновят более 320 участков региональных трасс суммарной длиной около 840 км. На прошлой неделе сообщалось, что уже отремонтированы 100 автодорог протяженностью 240 км.
ГИБДД по итогам медосмотра сможет аннулировать водительские права
Транспорт России, 24.06.2025
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях правительственный законопроект, расширяющий возможности ГИБДД по аннулированию уже выданных водительских прав, передает ТАСС. Теперь это будет возможно в случае обнаружения противопоказаний к вождению при внеочередном медосмотре.
Сейчас водители обязаны проходить медицинские осмотры с разной периодичностью в зависимости от типа транспортного средства и условий работы: раз в 10 лет при получении или продлении водительского удостоверения, раз в 2 года для периодических медосмотров, а для некоторых категорий водителей (например, перевозящих пассажиров или опасные грузы) также ежедневно перед рейсом (предрейсовые) и после рейса (послерейсовые).
«Водителю транспортного средства, получившему уведомление о необходимости прохождения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, необходимо в течение трех месяцев пройти указанное медицинское освидетельствование», – говорится в законе.
Неявка на медосвидетельствование также приведет к аннулированию прав. Информация о медицинском заключении водителя передается в МВД России, после чего принимается решение по поводу аннулирования прав.
В России в день строят 6,5 км автодорог – глава Росавтодора
Доринфо, 25.06.2025
Председатель Правительства России Михаил Мишустин провел встречу с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым. Об этом сообщается на сайте Кабмина 25 июня.
Глава Федерального дорожного агентства сообщил, что в 2019 году, когда из приоритетного в национальный переходил проект «Безопасные качественные дороги», в стране в день строилось 5 км дорог, ремонтировалось – 75 км. По состоянию на 2024 год (завершение реализации нацпроекта БКД) дорожники вышли на новые показатели: 6,5 км в день строится и 167 км ремонтируется. За эти годы в стране построили и отремонтировали 150 тыс. км автодорог, уложено более 1 млрд кв. метров асфальта. В нормативное состояние приведено 85 % дорог в 105 крупнейших городских агломерациях (на начало нацпроекта БКД было 49 %) и 54,9 % региональных трасс (было 43,6 %).
«Мы получили возможность, имея эти инструменты, перейти в национальный проект «Инфраструктура для жизни». Новые задачи появились в национальном проекте и в дорожной деятельности, которые установлены Президентом», – отметил Роман Новиков.
Так, продолжается развитие опорной дорожной сети, поддержание нормативного состояния дорог в городских агломерациях, решается задача по доведению до нормативов 60 % региональных автодорог. Кроме того, предусмотрено развитие улично-дорожной сети в опорных населенных пунктах на 30 % к 2030 году и на 60 % к 2036-му. Также реализуется задача главы государства по строительству 50 автодорожных обходов. По словам руководителя Росавтодора, за счет опережающего финансирования 14 объектов уже реализованы.
Кроме того, на встрече обсуждался вопрос кадрового потенциала дорожной отрасли. Роман Новиков сообщил, что сейчас высшее образование по дорожным специальностям преподается в 50 вузах страны. Кроме того, в Российском университете транспорта создана дорожная академия – учебно-методический центр, который разрабатывает программы дорожного образования с участием отраслевой общественности и отраслевой науки. Также уже три года создаются учебно-производственные кластеры в колледжах и техникумах, где обучают дорожным специальностям. Помимо этого, за шесть лет на платформе РОСДОРНИИ прошли обучение 23 тыс. региональных дорожника – они повысили квалификацию или переквалифицировались на новые виды работ. Развитие кадрового потенциала также будет продолжено.
Напомним, с 2025 года в России началась реализация новых нацпроектов, задачи по развитию дорожно-транспортной отрасли решаются в рамках проектов «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система». Инфраструктурный нацпроект включает в себя 12 федеральных проектов, в том числе – по развитию автодорог. Национальными целями, поставленными Президентом РФ Владимиром Путиным в мае 2024 года, и задачами нацпроекта предусмотрено доведение до нормативного состояния к концу 2030 года не менее 85 % федеральных трасс и опорной дорожной сети, а также 60 % региональных дорог.
Минтранс создал рабочую группу по внедрению беспилотных транспортных средств
ТАСС, 25.06.2025
Министр транспорта РФ Роман Старовойт подписал распоряжение о создании рабочей группы по внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на дорогах общего пользования. Об этом говорится в сообщении министерства.
«Министр транспорта Роман Старовойт подписал распоряжение о создании рабочей группы в целях реализации плана мероприятий по внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования», – сказано в сообщении.
Рабочую группу возглавит директор департамента цифрового развития Минтранса России Артем Юренков. В состав группы вошли представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минцифры, МВД, правительства Москвы, ПАО «Камаз», ООО «Автотех», ООО «Яндекс», АО «Национальный перевозчик», Научный центр Минтранса России, ФГУП «НАМИ», Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», Московский метрополитен, Центр организации дорожного движения.
Главная задача группы – разработка нормативных инициатив, включая технические требования, стандарты безопасности и правила эксплуатации ВАТС. Кроме того, участники изучат отечественный и международный опыт и подготовят рекомендации по мониторингу, диспетчеризации и эксплуатации автономного транспорта.
«Создание рабочей группы – важный шаг на пути к внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств в России. Мы разрабатываем федеральный закон о ВАТС, который установит четкие правила и требования для всех участников рынка, и планируем внести его в правительство до конца 2025 года. Принятие закона и его вступление в силу в 2027 году позволят уже в 2028 году вывести беспилотный транспорт на дороги общего пользования», – отметил Роман Старовойт, слова которого приводятся в сообщении.
https://tass.ru/ekonomika/24349529
РЭО и СГК планируют расширить применение золошлаков в строительстве
ТАСС, 25.06.2025
Российский экологический оператор (РЭО) и энергохолдинг «Сибирская генерирующая компания» (СГК) договорились о развитии применения золошлаковых отходов в строительстве и промышленности. Стороны подписали соответствующее соглашение, сообщила пресс-служба РЭО.
Проблема утилизации золошлаковых отходов поднимается в России уже несколько лет, объемы таких отходов растут ежегодно. В июне 2022 года правительство утвердило комплексный план по повышению объемов утилизации таких отходов V класса опасности, которые образуются в результате сжигания угля, торфа и их смесей в энергетических целях. В концепции Энергетической стратегии РФ поставлена задача достичь к 2035 году 50% утилизации золошлаков от годового объема их образования.
«РЭО подписал соглашение с крупнейшим производителем золошлаковых отходов в России – СГК. Наше сотрудничество позволит превратить золошлаковые отходы в источник стабильных поставок техногенного грунта для дорожной отрасли и производителей стройматериалов», – цитирует пресс-служба генерального директора РЭО Ирину Тарасову.
По данным РЭО, в России ежегодно образуется 19 млн тонн золошлаковых отходов. При этом утилизируется их малая часть. Компании договорились о повышении доли утилизации золошлаков в регионах, поиске технологических решений и усилении инвестиционной привлекательности проектов с использованием отходов. В РЭО уточнили, что такая работа соответствует целям федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» и отраслевых программ.
Ранее власти Новосибирской области утвердили программу по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности. Предполагается доведение доли утилизированных и обезвреженных таких отходов до 100% к 2036 году. Проекты с использованием золошлаков только начинают развиваться. Так, отходы используют для производства товаров, выполнения работ, извлечения полезных компонентов для повторного применения. Зола-унос (тонкодиспернсый материал), применяется при производстве стройматериалов и в сельском хозяйстве. В то же время золошлаковые материалы полезны при рекультивации земель, засыпке карьеров и болот, используются на мусорных полигонах и в дорожном строительстве.
О компаниях
РЭО создана в 2019 году. Основная задача оператора заключается в формировании комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами в РФ.
СГК – один из крупнейших энергохолдингов России. В объединенной энергосистеме Сибири компания занимает первое место по объему установленной тепловой мощности – на долю станций СГК приходится порядка 23-25% выработки тепла и электроэнергии макрорегиона. Холдинг работает на территории Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской и Свердловской областей, республик Хакасия и Тува.
О золошлаках
Золошлаки – минеральная несгорающая часть угля. Отходы требуют специального хранения, а их опасные свойства для окружающей среды связаны в том числе с возможным пылением при условии несвоевременного обслуживания. Тем не менее, большая часть золошлаков относится к V классу опасности, то есть считается практически неопасной.
https://tass.ru/ekonomika/24348817
В Подмосковье открылся полигон для тестирования «умных» дорог
Известия, 25.06.2025
На базе компании «М-Телематика» в подмосковном Раменском открылся новый испытательный полигон для тестирования инновационных технологий, призванных улучшить дорожную инфраструктуру страны. Об этом говорится в сообщении концерна «Телематика», которое поступило «Известиям» 25 июня.
Заявлено, что полигон должен ускорить разработку и внедрение технологий для преобразований транспортной отрасли. Он располагается на территории площадью 1 Га, там создана зона с участками с современной дорожной инфраструктурой, которая трансформируется под различные тестовые сценарии.
В условиях реального транспортного потока на полигоне планируется проверять «взаимодействие интеллектуальных транспортных решений» и автомобилей на разных скоростях на различной дистанции при меняющихся погодных условиях.
Также на площадке специалисты собираются тестировать прототипы новейших устройств для «умных» дорог, использующих технологии обмена данными, ранее не применявшиеся в транспортной отрасли. Преимуществом технологии называется возможность передачи информации даже при отсутствии мобильной и спутниковой связи.
Другим направлением станут испытания новых технологий для систем взимания платы с применением технологии искусственного интеллекта, которые будут бороться с нарушителями, скрывающими номера и подавляющими GPS-сигналы.
16 июня стало известно, что на дорогах России снизилось число погибших в ДТП при росте количества аварий. Так, с января по май 2025 года в России произошло 44,4 тыс. ДТП с погибшими или пострадавшими, что на 0,7% больше к аналогичному периоду прошлого года. Количество погибших в них составило 4,6 тыс. человек (–1,9%), а раненых — 55,7 тыс. человек (+0,5%).
https://iz.ru/1910509/2025-06-25/v-podmoskove-otkrylsia-poligon-dlia-testirovaniia-umnykh-dorog
Беспилотные машины на общие дороги в России планируют вывести в 2028 году
Доринфо, 26.06.2025
Министр транспорта России Роман Старовойт подписал распоряжение о создании рабочей группы по внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на дорогах общего пользования. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса РФ.
«Создание рабочей группы – важный шаг на пути к внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств в России. Мы разрабатываем федеральный закон о ВАТС, который установит четкие правила и требования для всех участников рынка, и планируем внести его в Правительство до конца 2025 года. Принятие закона и его вступление в силу в 2027 году позволят уже в 2028 году вывести беспилотный транспорт на дороги общего пользования», – отметил министр транспорта РФ.
Рабочая группа будет координировать усилия по нормативному и техническому регулированию внедрения беспилотных машин на автодорогах. Возглавляет группу директор Департамента цифрового развития Минтранса России Артем Юренков. В состав группы входят представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минцифры, МВД, правительства Москвы, ПАО «КАМАЗ», ООО «Автотех», ООО «Яндекс», АО «ГЛОНАСС», АО «Национальный перевозчик», Научного центра Минтранса России, ФГУП «НАМИ», Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», Московского метрополитена и Центра организации дорожного движения.
Основное направление деятельности группы – подготовка предложений по совершенствованию законодательства, включая технические требования, стандарты безопасности и правила эксплуатации беспилотников. Важным вопросом станет формирование требований по безопасности к таким авто, определение субъектов административной, уголовной и иной ответственности. Также рабочая группа проанализирует отечественный и международный опыт внедрения ВАТС, рассмотрит вопросы мониторинга, диспетчеризации, связи, эксплуатации ВАТС и выработает рекомендации по их внедрению.
Напомним, летом 2021 года Минтранс РФ приступил к работе над запуском беспилотных грузовых машин на трассе М-11 «Нева». В марте 2022-го Правительство РФ утвердило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотного транспорта (ЭПР), который ввели на магистрали М-11 в октябре 2022 года. В начале лета 2023-го на трассе «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом запустили движение беспилотных грузовиков в рамках ЭПР. На тот момент еще не был открыт Северный обход Твери, и водитель на въезде в город должен был находиться за рулем. В августе 2024 года Правительство РФ расширило ЭПР на трассу М-12 «Восток» и ЦКАД. Осенью 2024 года (после открытия обхода Твери летом того же года) был запущен первый беспилотный логистический коридор между двумя столицами по М-11. На ЦКАД в Московской области движение беспилотных грузовиков запустили в начале апреля 2025 года. На трассе М-12 «Восток» автономные грузовики планируют запустить в 2026 году.
Добавим, в январе этого года сообщалось, что Минтранс России подготовил законопроект, по которому предусмотрены пять уровней автоматизации транспортных средств.