Дайджест новостей РФ (30.01.2023)

30.01.2023 Просмотров: 343

НОСТРОЙ представил на обсуждение ГОСТ Р по лабораторному контролю

Цемент и его применение, 23.01.2023

Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) представило на публичное обсуждение проект ГОСТ Р «Организация строительного производства. Лабораторный контроль. Общие требования».

Проект ГОСТ Р по организации лабораторного контроля разработан в инициативном порядке СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» (член НОСТРОЙ) при участии самого Нацобъединения строителей.

Стандарт содержит общие требования к проведению лабораторного контроля при организации строительного производства, осуществляемый лабораторией во всех местах ее постоянного размещения, вне мест ее постоянного размещения, на временных или передвижных площадках временно используемых или мобильных объектах и на объектах заказчика в соответствии с областью деятельности лаборатории.

-       ПЗ_к_проекту_ГОСТ_Р_Лабораторный контроль. Общие требования

-       Проект_ГОСТ_Р_Лабораторный контроль. Общие требования

Технический комитет по стандартизации, ответственный за прохождение стандарта, – ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы».

Публичное обсуждение ГОСТ Р продлится до 12 марта 2023 г.

https://jcement.ru/content/news/nostroy-predstavil-na-obsuzhdenie-gost-r-po-laboratornomu-kontrolyu/


35 пилотных регионов участвуют во внедрении приоритетных наилучших технологий в дорожном хозяйстве

Росавтодор, 24.01.2023

Разработка и утверждение новых национальных стандартов, внедрение передовых отечественных технологий, развитие интеллектуальных транспортных систем и систем повышения квалификации отраслевых специалистов – эти задачи всегда были и остаются основополагающими для всего дорожного хозяйства. Минувший год стал прорывным с точки зрения цифровой трансформации дорожно-транспортного комплекса.

Так, повысилась доля объектов, на которых предусмотрено использование инноваций из Реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (РННТ). По состоянию на конец 2022 года он содержит сведения о 365 технологиях, 798 материалах, 261 конструктивном решении, а также о 165 производителях и более чем 600 регулирующих документах дорожной отрасли.

За прошлый год экспертами Общеотраслевого центра компетенций (функционирует в ФАУ «РОСДОРНИИ») было организовано более 40 совещаний, посвященных применению различных передовых технологий. Кроме того, завершен анализ порядка 500 составов асфальтобетонных смесей и 120 комплектов проектно-сметной документации с выдачей замечаний и рекомендаций по их корректировке. При этом число пилотных регионов по внедрению приоритетных новых и наилучших технологий в Российской Федерации увеличилось до 35.

Отдельное направление работы ‒ разработка нормативно-регулирующих документов. К примеру, в области проектирования вантовых, арочных и балочных систем с пролетами более 150 м Федеральным дорожным агентством в сотрудничестве с научным сообществом впервые в мире был подготовлен уникальный стандарт, четко определяющий методы и способы подтверждения аэродинамической устойчивости мостов, – ГОСТ Р 59625-2022 «ДАОП. Мостовые сооружения. Правила расчета и подтверждения аэроупругой устойчивости».

Также была завершена разработка национального стандарта по проектированию металлических гофрированных элементов (ГОСТ Р 59621-2022), который содержит ключевые конструктивные и расчетные требования, а также впервые предлагает рекомендации к конечно-элементному моделированию подобных элементов.

Что касается контроля качества сырья и строительных материалов, в 2022 году испытательно-исследовательская лаборатория ФАУ «РОСДОРНИИ» провела анализ подборов составов асфальтобетонных смесей в регионах нашей страны. В общей сложности было проанализировано порядка 500 рецептов, запроектированных в соответствии с ГОСТ Р 58401.1, ГОСТ Р 58401.2, ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2. Был исследован ряд важнейших эксплуатационных характеристик асфальтобетонов (стойкость к образованию колеи и др.), разработаны 42 программы и методики аттестации испытательного оборудования.

В минувшем году в отрасли стали активнее внедряться передовые методы испытаний дорожных конструкций, которые осуществляются с помощью симулятора колесной нагрузки (СКН) «ЦИКЛОС». Его разработка велась в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С помощью данного симулятора были проведены первые сравнительные испытания двух типов конструкций дорожных одежд в Нижегородской области на специально построенном испытательном участке четвертого этапа строительства скоростной автомобильной дороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань.

Также в 2022 году проведена опытная эксплуатация первой в России передвижной лаборатории для сплошной безостановочной диагностики автомобильных дорог на скорости транспортного потока (до 80 км/ч) «Эскандор» (разработана по заказу ФАУ «РОСДОРНИИ»). С ее помощью было продиагностировано более 3 тыс. км дорожного покрытия в пяти пилотных регионах: Мурманской, Курской, Ростовской и Оренбургской областях, а также в Республике Татарстан.

В прошедшем дорожно-строительном сезоне впервые за последние полвека стартовала научно-исследовательская работа по переработке требований по проектированию нежестких дорожных одежд. Росавтодором организована широкомасштабная работа по мониторингу участков покрытия с применением различных материалов, модификаторов. Уже сейчас комплекс работ позволяет повысить качество выполнения дорожных работ и обеспечить соответствующие межремонтные сроки службы с максимальной эффективностью использования ресурсов.

Ведомством предусмотрена разработка отраслевого дорожного методического документа «Методические рекомендации по организации инженерно-геокриологического мониторинга и оборудованию инженерно-геокриологических мониторинговых стационарных постов в полосе отвода автомобильных дорог в криолитозоне». В минувшем году федеральными дорожниками были оборудованы два мониторинговых поста на автомобильных дорогах А-331 «Вилюй» (км 75) и Р-297 «Амур» (км 288). В 2023-м запланирована установка аналогичных систем на трассах А-360 «Лена» (км 1 050) и Р-504 «Колыма» (км 1 955 – км 1 960). Специалисты завершают сбор технической информации и ее анализ, в настоящий момент вносятся редакционные правки в методический документ на основании этих данных.

Продолжаются исследования и материалов класса «Сверхпрочные фибробетоны» для дальнейшего применения их в мостостроении. Они позволяют разрабатывать особые технические решения, как правило, со значительно облегченными конструкциями. В настоящий момент развитие этой области значительно сдерживается отсутствием нормативной базы. Ее разработкой активно занимается Росавтодор.

В 2022 году специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ» закончена разработка Концепции функционирования интеллектуальных транспортных систем (ИТС), а также подготовлены предложения по обновлению трех национальных стандартов, разработаны проекты семи национальных стандартов и проект федерального закона о национальной сети ИТС.

Для обеспечения возможности проведения экспериментов и апробации технологий создается первая в России пилотная зона на территории Республики Татарстан. Уже разработаны и согласованы технические решения по размещению специализированного оборудования и прокладке линейно-кабельных сооружений, а также подготовлена сметная документация на создание соответствующей инфраструктуры.

Не осталось без внимания и развитие профессиональных компетенций: в 2022 году была проведена масштабная работа в области обучения кадрового состава. По 19 программам повышения квалификации на площадке ФАУ «РОСДОРНИИ» прошли обучение 4 819 работников дорожного хозяйства (доля сотрудников в возрасте от 18 до 35 лет – 58,44 %). Годовой целевой показатель был перевыполнен почти в два раза. Также проведено 38 ознакомительно-информационных мероприятий по актуальным вопросам дорожного хозяйства, суммарное количество участников – 5 870 человек (еще 3 073 человека посмотрели вебинары в записи).

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/598981

 

Дороги столичного региона обновляются

Транспорт России, 24.01.2023

В Московской области отремонтировали 212 км федеральных автодорог. С такими итогами ФКУ «Центравтомагистраль» завершило дорожно-строительный сезон 2022 года, сообщается на сайте Росавтодора.

Наибольший объем работ пришелся на трассу А-108 «Московское большое кольцо». В Дмитровском городском округе, а также на участке между поселками Нудоль и Малеевка обновили отрезки общей протяженностью 28 км. Дорожники заменили нижний и верхний слои покрытия, применив высокопрочный щебеночно-мастичный асфальтобетон, укрепили обочины и нанесли термопластиковую разметку. Такие же работы были выполнены на подъездах к Назарьеву и Щелкову от А-106 и А-103 соответственно. В общей сложности ремонт провели на участках федеральных дорог протяженностью 45 км.

Верхний слой покрытия заменили на 40 км трассы М-8 «Холмогоры», 24 км М-9 «Балтия» в городском округе Истра, 22 км М-5 «Урал» в районе Бронниц и Люберцах, по 14 км на А-106 и А-108, на 11 км на М-7 «Волга» и 6-километровом участке подъезда к Р-22 «Каспий» от М-4 «Дон». Всего с помощью устройства слоев износа обновлено 136 км федеральных автодорог Подмосковья. Технология позволяет восстановить изношенное покрытие, устранить дефекты, улучшить сцепление, а также продлить срок службы конструктивных слоев дорожной одежды.

Капитальный ремонт был выполнен на федеральной автодороге М-10 «Россия» на участках протяженностью 17 км на трассе М-5 «Урал» в Луховицах (14 км). Дорожники усилили дорожную одежду, отремонтировали тротуары и остановки общественного транспорта. Вне населенного пункта Луховицы обустроили разделительную полосу с барьерным ограждением для исключения самого опасного вида ДТП – лобовых столкновений.

В 2023 году ФКУ «Центравтомагистраль» планирует привести в нормативное состояние еще более 100 км подведомственных федеральных автодорог.

https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/9645-dorogi-stolichnogo-regiona-obnovlyayutsya.html

 

Марат Хуснуллин подвел итоги внедрения ИТС в регионах в 2022 году

ДорИнфо, 24.01.2023

На эти цели из федерального бюджета было выделено 7,35 млрд рублей

Заместитель Председателя Правительства России Марат Хуснуллин рассказал о первых результатах внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 49 городских агломерациях 42 регионов, которое провели в 2022 году. Об этом во вторник, 24 января, сообщается на сайте Правительства РФ.

Программа является дополнением к комплексному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. ИТС служит эффективным решением в условиях возрастающего трафика и увеличения транспортных потоков. Системы внедряют в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек с 2020 года. Каждый год в программу участников включают дополнительные субъекты. Изначально в ней принимали участие 22 региона, в 2022 году их количество возросло до 42.

«В минувшем году мероприятия по внедрению ИТС впервые начали реализовывать 18 субъектов страны», – рассказал руководитель ФДА Роман Новиков.

В Улан-Удэ (Республика Бурятия) в 2021 году создали Центр управления ИТС, который оснастили программно-аппаратным комплексом для светофорного управления. Были модернизированы и подключены первые 14 световых регулировщиков, на остановках общественного транспорта установили пять информационных табло. Сегодня на улицах модернизировано уже 54 светофора, которые ведут мониторинг дорожной обстановки и координируют движение на нескольких транспортных узлах. Также на 18 остановках установлены информационные табло, которые прогнозируют время прибытия автобусов и трамваев. Установлено 40 контроллеров, 72 обзорные камеры, 103 транспортных детектора. В 2023 году планируют модернизировать еще 24 светофора и установить 37 обзорных камер, а также 55 детекторов. Кроме того, будет усовершенствовано программное обеспечение.

В Екатеринбургской городской агломерации в 2022 году по нацпроекту установлено свыше 380 стационарных и обзорных камер видеонаблюдения с лицензиями, модернизировано 15 светофоров и программное обеспечение по управлению ими. На пересечении улиц Кирова и Токарей установлен первый метеопост.

В Волгоградской области в минувшем сезоне сосредоточились на усовершенствовании светофорной сети и создании единой платформы управления транспортным комплексом для Волгограда и Волжского. При реализации проекта применялись технологии искусственного интеллекта – электронное зрение и машинное обучение. Это позволяет адаптивно управлять транспортными потоками в зависимости от загруженности направлений.

Тюменская, Казанская, Вологодская, Тульская и Красноярская агломерации в 2022 году достигли первого уровня зрелости ИТС в соответствии с правилами и методическими рекомендациями, вступившими в силу в связи с изменениями в постановление Правительства от 21 декабря 2019 года №1762, утверждающее Правила предоставления субъектам РФ иных межбюджетных трансфертов для внедрения ИТС.

Добавим, в Ярославской агломерации внедрение ИТС завершится в 2024 году. На дорогах установят адаптивные светофоры и детекторы транспортного потока, обеспечивающие максимально комфортное движение. Первый этап внедрения ИТС завершен в Кирове. На эти цели из федерального бюджета выделено 122 млн рублей. Специалисты модернизировали 98 светофорных объектов, на которых заменили 393 светофора, установили 83 дорожных контроллера, 161 детектор транспорта и 41 обзорную камеру.

Напомним, в декабре 2022 года Правительство РФ расширило программу внедрения ИТС в регионах. На эти цели в федеральном бюджете на 2023 год будет предусмотрено более 5 млрд рублей.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=140994

 

Марат Хуснуллин: Благодаря опережающему финансированию в Санкт-Петербурге на год раньше начинается реконструкция развязки КАД и Кронштадтского шоссе

Правительство России, 24.01.2023

В Санкт-Петербурге начинается реконструкция путепроводной развязки Комплекса защитных сооружений (КЗС) и Кронштадтского шоссе. Строители получили разрешение на обновление развязки в месте пересечения Кольцевой автодороги и Кронштадтского шоссе, а также на его реконструкцию. Начало работ запланировано на ближайшие недели. Проект позволит устранить пробки на въезде и выезде из Кронштадта и увеличить пропускную способность трассы. Проблема загруженности этой дороги существует давно и сдерживает развитие города. Катализатором для скорейшего ее решения стала реализация в Кронштадте проекта «Остров фортов», который привлекает все больше туристов.

«Начало реконструкции развязки было запланировано на 2024 год, но благодаря механизму опережающего финансирования, который мы активно применяем для ускорения строительства, работы начнутся на год раньше. В конце прошлого года Правительством было принято решение из запланированных 3 млрд рублей бюджетных инвестиций досрочно выделить 466,5 млн рублей. Средства будут направлены и на реконструкцию Кронштадтского шоссе – к 2025 году его примыкание к развязке будет расширено до четырех полос, и на строительство новой развязки со съездами по всем направлениям движения. Проектом предусмотрено 10 таких съездов с шириной проезжей части от 4,5 м, а также два новых путепровода, один из которых будет с выделенной полосой для общественного или спецтранспорта. Уже пройдены все конкурсные процедуры и определен генеральный подрядчик, полностью завершено проектирование и получено разрешение на строительство, – заявил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин. – Этот проект – один из примеров того, как мы развиваем дорожную и транспортную инфраструктуру для туристско-рекреационных кластеров в разных уголках страны. Такие проекты рассчитаны на кумулятивный эффект – мы обеспечиваем доступ граждан к уникальным культурным, историческим и природным объектам, разгружаем дороги и снижаем трафик для местного населения, а также повышаем качество дорог, делаем их более безопасными и улучшаем экологическую обстановку».

Повышение пропускной способности обеспечит и сокращение количества точек пересечения траекторий транспорта за счет того, что съезды развязки будут обособленными. Также проектом учитывается создание условий для комфортного и безопасного передвижения пешеходов, для которых будет построен надземный переход длиной около 50 м с возможностью для перемещения маломобильных граждан.

«Количество людей, желающих посетить Кронштадт, с каждым годом становится все больше. С введением всех объектов кластера “Остров фортов” в эксплуатацию, согласно прогнозам, к 2026 году туристический поток возрастет до 3 миллионов человек. В соответствии с выводами проведенных в 2022 году инженерно-экономических изысканий, прогнозируется ежегодный прирост интенсивности движения транспортных потоков по развязке. Путепроводная развязка федеральной трассы А-118, проходящей по Комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, и Кронштадтского шоссе является воротами на остров Котлин, обеспечивает въезд и выезд. Это крайне важно для развития туристической привлекательности Кронштадта, развития современного культурно-рекреационного кластера “Остров фортов”», – отметил глава Минстроя Ирек Файзуллин.

В период проведения работ движение общественного транспорта на участке продолжится в штатном режиме, не планируется и долговременное перекрытие движения по направлениям. В случае необходимости остановки движения работы будут проводиться в часы наименее интенсивного трафика с заблаговременным оповещением населения.

«Важная часть президентского проекта масштабной модернизации Кронштадта – повышение транспортной доступности острова Котлин, – подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. – Мы действуем синхронно. Город модернизирует улично-дорожную сеть Кронштадта, федеральный центр берет на себя расширение стыковки с Кольцевой автодорогой и Комплексом защитных сооружений. Правительство Петербурга утвердило проект модернизации Кронштадтского шоссе. К обновленной развязке будет подходить дорога, насчитывающая не две, а четыре полосы».

Большую роль взаимодействия всех сторон при реализации задачи модернизации дорог Котлина отметила и руководитель проекта по развитию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу. «Свободное движение на дорогах Котлина очень важно для комфортной жизни кронштадтцев, для развития экономики Кронштадта, для раскрытия потенциала города как яркой точки на культурной карте нашей страны. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности проекта “Остров фортов” с самого начала его реализации стало взаимодействие с федеральными и региональными властями, в чьих полномочиях находятся вопросы развития транспортной инфраструктуры, – сказала она. – Мы очень признательны за поддержку и конструктивное сотрудничество всем, благодаря кому развязка КЗС и Кронштадтского шоссе наконец будет реконструирована. В первую очередь Заместителю Председателя Правительства Марату Шакирзяновичу Хуснуллину и главе Минстроя Иреку Энваровичу Файзуллину».

На Петербургском международном экономическом форуме 2021 года Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин, губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов и руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу подписали Протокол о реализации мероприятий по созданию в Кронштадте объектов транспортной инфраструктуры, в котором были предусмотрены мероприятия по расширению и модернизации развязки КЗС и Кронштадтского шоссе. Правительством выделено 3 млрд рублей на выполнение работ и проектирование, проведена экспертиза. В соответствии с условиями государственного контракта строительно-монтажные работы должны быть завершены не позднее декабря 2025 года.

http://government.ru/news/47608/

 

Перспективы развития дорожно-строительной техники и оборудования обсудили на конференции ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ»

Росавтодор, 24.01.2023

24 января в Москве состоялась конференция и выставка «Дорожное строительство в России. Дорожно-строительная техника и оборудование: импортозамещение, перспективы развития». В программной части мероприятия приняла участие делегация Федерального дорожного агентства во главе с руководителем ведомства Романом Новиковым.

Конференция прошла при поддержке и участии Минтранса РФ, Росавтодора, Минпромторга РФ, Минстроя РФ, Государственной Думы РФ, а также профильных учреждений и институтов. Организатором выступила Ассоциация производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ».

Мероприятие стало обширной дискуссионной площадкой для представителей федеральных и региональных органов власти, проектных, строительных и подрядных организаций, экспертного и научного сообществ, инжиниринговых и производственных компаний в дорожно-строительном комплексе, которые создают технику и оборудование, а также внедряют инновационные материалы и технологии для строительства и содержания дорог.

На повестке были вопросы импортозамещения в дорожно-строительном комплексе, в частности особенности создания современных отечественных асфальтобетонных заводов, использование лабораторного оборудования и совершенствование передовых технологий и новейших материалов для строительства российских дорог.

Ключевым мероприятием стала пленарная дискуссия. По словам президента Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председателя Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николая Быстрова большое количество представителей органов исполнительной власти в данной конференции указывает на заинтересованность ведомств и государственных учреждений в конструктивном и всестороннем диалоге: «Импортозамещение и локализация производств – основополагающие вопросы сегодняшнего дня. И перспективы развития этих вопросов довольно хорошие. Минтранс России и Росавтодор уделяют им большое внимание, за что им огромная благодарность. Уже сделаны ряд важных шагов. Например, в Башкирии на одном из линейных объектов строительства будут использованы асфальтобетонные смеси, произведенные исключительно на российских АБЗ. И подобные решения, я уверен, станут подспорьем для отечественных производителей».

В своем приветственном слове Роман Новиков также акцентировал внимание участников дискуссии на важности развития отечественной дорожно-строительной техники.

«Мы должны сделать так, чтобы у нас были все возможности для использования собственных ресурсов, собственной техники и собственных материалов в дорожном хозяйстве. Недавно была представлена аналитика Ассоциации «Росспецмаш», согласно которой в 2022 году на 38 % выросло потребление отечественной дорожно-строительной техники. На сегодняшний день дорожные предприятия все чаще приобретают отечественную технику и стабильно выполняют госзаказы с теми показателями по темпу и качеству, которые установлены контрактами. И это важный положительный момент. Скажу еще о перспективах. В настоящий момент заказчики уже законтрактовали дорожные работы на сумму более 1 трлн рублей. Еще около 2 трлн рублей в процессе контрактации – это касается тех задач, что ставит перед нами государство в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и региональных проектов. Данный объем, безусловно, должен быть поддержан технологиями, а также необходимой техникой. Поэтому мы продолжаем деятельность по развитию этого вопроса, и приятно осознавать, что появляются новые участники этого процесса», – отметил руководитель Росавтодора.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен остановился на текущих мерах поддержки производителей российских материалов и оборудования: «Сейчас активно работает Фонд развития промышленности, предлагаются льготные условия финансирования российских проектов, лизинг производственного оборудования. Фонд предоставляет по низким ставкам целевые займы – до 3 % годовых сроком до 10 лет в объеме от 5 млн рублей. И теперь производителям нужно серьезно поработать, чтобы эти возможности и условия, которые предоставляет государство, приобрели конкретный качественный результат. При этом важно, чтобы успешные отечественные проекты, в которых будут применяться новейшие технологии, были обеспечены должным уровнем информационного сопровождения. Чтобы ключевые отраслевые игроки имели четкое представление, как внедряются технологии, как это работает и реализуется на практике. Поэтому представляется необходимой разработка общего порядка апробации и применения новых усовершенствованных продуктов в дорожном хозяйстве».

Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов отметил, что качественных шагов в области импортозамещения удалось достичь благодаря деятельности межведомственной рабочей группы. На многочисленных совещаниях активно обсуждаются вопросы выделения субсидий для отечественных производителей, а также создания опытных образцов дорожно-строительной техники, которые до этого в нашей стране не производились.

В свою очередь директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Мария Елкина напомнила, что важно не просто производить отечественную технику, но и добиться ее высокой востребованности у покупателей. Для этого необходимо наладить диалог с конечными потребителями, чтобы понимать их запросы. Именно поэтому на уровне двух министерств – Минпромторга и Минтранса – разработана программа стандартизации дорожно-строительной техники, которая должна быть качественной и отвечать всем современным вызовам, стоящим перед отраслью.

По словам заместителя директора Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России Евгения Мухина, именно для выстраивания успешного диалога и повышения уровня информированности был создан специальный электронный каталог. Ознакомиться с ним можно на сайте Минстроя РФ. Любой желающий может узнать о тех или иных позициях на рынке дорожно-строительной техники, о наличии отечественных аналогов, их характеристиках, а также принять участие в наполнении данного каталога.

О комплексной работе Росавтодора в области импортозамещения дорожно-строительной техники, оборудования и материалов рассказал заместитель руководителя ведомства Олег Ступников. В частности, было отмечено, что ключевыми требованиями, предъявляемыми подрядными организациями к дорожно-строительной технике, являются ее технологические и технические возможности, а также надежность и долговечность.

«Важно повысить конкурентоспособность выпускаемой отечественной техники. В рамках этой работы на площадке Росавтодора в 2022 году были проведены совещания с производителями техники и подрядными организациями, где озвучивались предложения по доработке техники, а также сведения о выпускаемой продукции. На основании этих данных производители вносят изменения в конструкции отдельных узлов и агрегатов, а также ведут работу по исключению поставки некачественных комплектующих. Такая работа будет организована и в этом году с участием уже подрядных организаций, входящих в Ассоциацию «Р.О.С.АСФАЛЬТ»», – озвучил Олег Ступников.

Кроме того, спикер напомнил, что для ознакомления с передовыми отечественными разработками в 2022 году был успешно проведен ряд совместных мероприятий с участием представителей Минтранса России, Минпромторга России, Росавтодора, производителей и потребителей дорожно-строительной техники. Так, на международной выставке «Дорога 2022», прошедшей в Казани, было представлено порядка 226 экспонентов, среди которых – отечественные производители дорожно-строительных материалов, электронного оборудования и программного обеспечения для ИТС, обеспечения БДД, автоматизированного содержания мостовых сооружений в зимний период, отечественные производители лабораторного оборудования. В отдельном выставочном павильоне, который за время выставки посетило более 7,5 тыс. человек, и на улице было размещено 128 единиц техники, среди которых около 70 % ‒отечественная техника, в том числе мобильный асфальтобетонный завод, асфальтоукладчик, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, самосвалы, тракторы, различная коммунальная, уплотняющая, крановая и другая специализированная техника, механизмы. Также на этой площадке была организована конференция «Сделано в России», в которой в очном и заочном формате приняло участие более 1000 человек. Это мероприятие объединило федеральные органы исполнительной власти с потребителями и производителями техники.

Вопросу совершенствования государственного контроля за качеством выпускаемой продукции для дорожно-транспортного комплекса было посвящено выступление заместителя председателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрея Лоцманова. В частности, речь зашла о разработке ТР ЕАЭС «О безопасности строительных материалов». Данное решение было принято в апреле 2021 года. По мнению докладчика, подготовка подобного технического регламента позволит уменьшить долю контрафакта и фальсификата на отраслевом рынке, обеспечить строительство безопасных инфраструктурных объектов и загрузить мощности добросовестных производителей строительных материалов и изделий.

Во второй части конференции прошло несколько тематических сессий. Первая была посвящена рынку спецтехники в России и мерам ее поддержки.

В начале дискуссии с приветственным словом выступил начальник Управления строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Кайрат Турсунбеков: «Сейчас дорожное хозяйство развивается хорошими темпами, и мы видим, что оно подстраивается под новые экономические реалии. Во многом этой адаптации способствовали те важные нормативные документы, которые были подготовлены Минтрансом и Правительством. В настоящее время мы амбициозно настроены в части выполнения пятилетнего плана дорожной деятельности. Только в рамках работ по строительству и реконструкции планируем до конца 2027 года ввести в эксплуатацию около 1 800 км федеральных трасс, а также более 700 искусственных сооружений на них – это порядка 50 000 погонных метров. Показатели внушительные, но мы уверены в своих силах. И будем активно идти к реализации всех поставленных целей».

Опытом локализации производства асфальтосмесительных установок поделился генеральный директор ООО «Амманн Руссланд» Михали Пауль. Спикер представил свежие данные о соотношении российских и импортных компонентов на их предприятиях. Если в мае 2022-го отечественных комплектующих было около 61 % от общего объема, то к концу года показатель достиг отметки 74,45 %.

Также на сессии обсудили перспективы развития АБЗ и ключевые тренды в области применения новейших технологий.

На следующей дискуссии конференции были затронуты вопросы обеспечения качества материалов, изделий и конструкций в дорожном строительстве. Так, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец выступил с докладом о применении и мониторинге новых технологий.

Он напомнил, что в системе Росавтодора с 2021 года реализуется стратегия, определяющая вектор развития инновационной деятельности до 2025 года. Ее приоритетными направлениями являются экология и ресурсосбережение, безопасность дорожного движения, цифровизация, дорожные материалы и технологии. Ведомством в конце прошлого года был проведен промежуточный анализ реализации стратегии. К примеру, по 27 направлениям развития инновационной деятельности реализовано 49 мероприятий, которые включают разработку документов национальной системы стандартизации, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Также запланировано выполнение еще порядка 30 мероприятий.

«Также стоит обратить внимание на результаты мониторинга применения в дорожном хозяйстве новых технологий и материалов. Эта работа проводилась в соответствии с укрупненным перечнем, который содержит 18 наименований, наиболее востребованных при осуществлении дорожной деятельности подведомственными Росавтодору казенными учреждениями. Всего за период с 2016 по 2022 год в рамках дорожной деятельности подобные технологии и материалы применялись свыше 1 800 раз на более чем 900 объектах, общей протяженностью более 6 000 км. Наиболее часто применялись технологии устройства слоев дорожной одежды из асфальтобетона по новым стандартам, а также из холодных органоминеральных смесей с использованием переработанного асфальтобетона. Эффективно внедрялись и композитные материалы в мостовых конструкциях», – подытожил Сергей Гошовец.

В завершение сессии генеральный директор ООО «МИПК» Ирина Демьянушко озвучила ключевые проблемы и перспективы развития современных методов испытаний дорожных ограждений безопасности. Кроме того, участники обсудили инновационные технологии для обработки продольных швов при укладке асфальтобетонной смеси.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/599261

 

Росавтодор и «Сибирская генерирующая компания» подписали меморандум о взаимодействии

Росавтодор, 24.01.2023

24 января на площадке конференции и выставки «Дорожное строительство в России. Дорожно-строительная техника и оборудование: импортозамещение, перспективы развития» между Федеральным дорожным агентством и ООО «Сибирская генерирующая компания» был подписан меморандум о взаимодействии по вопросам внедрения золошлаковых материалов в практику дорожного строительства.

Документ подписали руководитель Росавтодора Роман Новиков и генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» Степан Солженицын.

Меморандум действует в течение пяти лет (с возможностью его пролонгации) и нацелен на реализацию пилотных проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог с применением золошлаковых материалов. Это подразумевает как формирование единой технической политики в части применения подобных материалов, так и совершенствование нормативно-технической и правовой базы, подготовку предложений в федеральные органы государственной власти о существующих возможностях их внедрения.

Роман Новиков отметил важность вторичного использования ресурсов в дорожном хозяйстве: «Актуальность этого вопроса сложно переоценить, и мы не первый год уделяем ему большое внимание. Сейчас необходимо максимально оптимизировать данное направление деятельности. У нас есть локальный опыт применения золошлаковых материалов, теперь имеются все возможности двигаться дальше. Данный меморандум – ключевое тому подтверждение».

Золошлаковые материалы могут использоваться при рекультивации нарушенных земель, производстве строительных материалов (инертных наполнителей), формировании промежуточного изолирующего слоя на полигонах для твердых коммунальных и промышленных отходов, а при условии соблюдения соответствующих требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и нормативно-технических документов – при возведении насыпи земляного полотна автомобильной дороги.

Аналогичное соглашение о взаимодействии было подписано и между Ассоциацией производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и ООО «Сибирская генерирующая компания».

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/599141

 

Изменение в разделе «Обсуждение документов по стандартизации»

ТК 418, 25.01.2023

В разделе «Обсуждение документов по стандартизации» размещена на рассмотрение первая редакция проекта технической спецификации ТС ТК 418.ХХХ «Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые дорожные. Общий порядок применения и установки».

https://tk418.ru/

 

На Крымском мосту завершена надвижка третьего пролета по левой стороне автомобильной части

Росавтодор, 26.01.2023

Сегодня специалисты успешно закончили надвижку третьего пролета левой автодорожной части Крымского моста.

Операция по надвижке нового пролетного строения на левой стороне моста заняла 8 часов. Автодорожная часть была временно перекрыта с 00:00 до 12:00, однако ограничения для движения транспорта сняли за 4 часа до запланированного срока.

Два пролета левой стороны автодорожной части моста уже заняли свое проектное положение. Сегодня третий пролет при помощи домкратов по накаточным балкам передвинули на опорные тумбы и приступили к опусканию металлоконструкций.

Четвертый пролет левой стороны надвинут 31 января, после чего в течение нескольких дней опустят его в проектное положение. Таким образом, в январе основная часть восстановительных работ будет завершена. После этого строители приступят к финальным работам. Специалистам предстоит устроить деформационные швы, дренаж для отвода воды, уложить два слоя асфальтобетона, восстановить инженерные системы, освещение и барьерное ограждение.

Напомним, что 5 декабря дорожники открыли движение на правой полосе и приступили к демонтажу пролетных строений левой стороны автодорожной части. Несмотря на нестабильные погодные условия, поврежденные пролеты разрезали на блоки и вывезли на площадки складирования. После этого строители подготовили опоры и площадки для дальнейшего монтажа: связали арматуру и забетонировали новые подферменные тумбы.

Работы ведутся в круглосуточном режиме с опережением графика. Движение легкового транспорта и автобусов по четырем полосам Крымского моста будет восстановлено в марте этого года.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/599721

 

Марат Хуснуллин: Цифровизация строительной отрасли ведется на базе отечественных программных решений

Национальное объединение строителей, 27.01.2023

Правительство продолжает работу по цифровизации строительной отрасли. Это одно из основных направлений Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, которое реализуется Минстроем.

«Создание единой цифровой системы координат даст отрасли сокращение сроков строительства на 20% и оптимизацию расходов на закупки до 15%. Уже сегодня по отдельным объектам срок согласования и подписания документов сократился в пять-шесть раз, что отражается и на продолжительности всего инвестиционно-строительного цикла. В целом с помощью цифровых инструментов срок строительства сокращается до 10%, – отметил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин. – Важно и то, что руководство регионов получит возможность мониторинга строительства своих объектов в формате «одного окна» и в режиме реального времени».

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин отметил, что высокий приоритет для стройкомплекса представляют возможности для интеграции систем в рамках единой цифровой вертикали на базе технологий информационного моделирования. «Ключевым элементом цифровой вертикали является ГИСОГД РФ. Это единая информационная система обеспечения градостроительной деятельности для всех субъектов Российской Федерации. Интеграция региональных градостроительных информационных систем с ГИСОГД РФ позволит консолидировать данные об объектах строительства на всех этапах их жизненного цикла. Внедрение цифровых подходов и решений поможет увеличить производительность строительного комплекса, обеспечить прозрачность информации об ОКС [объектах капитального строительства] и создание единой точки доступа к достоверной информации о состоянии градостроительной сферы», – сказал глава Минстроя. Ирек Файзуллин привел пример внедрения комплексного цифрового решения в строительстве – международный медицинский кластер, в ходе проектирования и строительства которого применяются технологии информационного моделирования, создаются цифровые двойники зданий, которые позволят обеспечить умную эксплуатацию объектов.

Марат Хуснуллин сказал, что сегодня мероприятия по развитию цифровой вертикали стройкомплекса реализуются в 15 пилотных регионах и еще 25 регионов планируют присоединиться к работе по данному направлению в ближайшее время. По его словам, эти субъекты в том числе ориентируются на опыт Москвы, где впервые начала выстраиваться цифровая вертикаль IT-решений на всех этапах жизненного цикла объекта – от проектирования до строительства и эксплуатации. В Москве внедрена и пилотируется в регионах информационная система управления строительством, которая переводит весь документооборот в юридически значимый цифровой вид, создавая единое пространство для коммуникации всех участников строительства.

В течение 2022 года в пилотных регионах шло тестирование комплексного подхода для определения форматов и стандартов взаимодействия. По словам вице-премьера, наибольшую активность в реализации пилотного проекта проявили Красноярский край, Челябинская, Нижегородская и Свердловская области, республики Дагестан, Карелия и Марий Эл. В этих регионах уже внедрено решение по управлению строительными проектами отечественной разработки, благодаря которому все строительные процессы автоматизированы. «В дальнейшем разработчикам предстоит организовать прозрачный и прогнозируемый процесс инженерно-технических работ. Это повысит производительность инженерного состава на 20% и увеличит срок службы инженерного оборудования на 15% и выше, а также снизит до 50% затраты на внеплановое обслуживание объектов. Применение цифровых стандартов эксплуатации даст возможность продлить период качественного, комфортного и безопасного использования объектов. Именно поэтому цифровизация строительной отрасли остается одним из приоритетов развития», – заявил вице-премьер.

Марат Хуснуллин также подчеркнул важность проводимой комплексной работы и с точки зрения опережающего импортозамещения и особо отметил вклад разработчиков отечественных IT-решений в создание цифрового будущего российского строительства. «Российские аналоги существуют на рынке достаточно давно и зарекомендовали себя как полноценные, самобытные и конкурентные продукты. Речь идет о целой экосистеме продуктов российского производства. Поэтому сложившаяся ситуация санкций открыла окно возможностей для наших IT-разработчиков, подстегнула к развитию, и сегодня цифровизация строительной отрасли ведется на базе отечественных программных решений», – заявил Заместитель Председателя Правительства.

Большую работу по консолидации лучших отечественных цифровых решений и формированию нового технологического ландшафта отрасли проводит Индустриальный центр компетенций «Строительство» при Минстрое в сотрудничестве с российскими IT-компаниями. ИЦК создан по поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина для решения задачи импортозамещения.

https://nostroy.ru/company/news/?eid=34204

 

Южный обход Саратова в проекте

Транспорт России, 27.01.2023

В режиме видео-конференц-связи состоялось совещание под руководством Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ Вячеслава Володина, на котором обсудили ключевые проекты дорожного строительства в Саратовской области.

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, руководитель Росавтодора Роман Новиков, губернатор Саратовской области Роман Бусаргин.

Основной темой встречи стало строительство Южного обхода Саратова, который должен стать продолжением объездной дороги столицы региона, тем самым замкнув кольцо вокруг Саратовской агломерации. Проект предусматривает строительство трассы А-298 автомобильная дорога Р-208 «Тамбов – Пенза» – Саратов – Пристанное – Ершов – Озинки – граница с Республикой Казахстан до трассы Р-228 Сызрань – Саратов – Волгоград с возведением мостового перехода через Волгу.

Сейчас на объекте проводятся инженерные изыскания, они выполнены на 70 %. Уже завершены работы по проектированию оси автомобильной дороги на всей протяженности, при этом продолжается проектирование 12 путепроводов, четырех транспортных развязок и моста через Волгу. Также ведутся работы по получению согласований на переустройство инженерных коммуникаций, сообщается на сайте Росавтодора.

Начать подготовку к строительно-монтажным работам дорожники планируют уже в этом году. Протяженность обхода составит 46,3 км. Проект будет выполнен в два этапа: он включает в себя строительство мостового перехода через Волгу длиной 15,5 км и четырехполосной дороги протяженностью 30,8 км. Федеральные средства на строительство обхода предусмотрены пятилетним планом дорожной деятельности в полном объекте, однако для ускоренного темпа работ будет проработан механизм опережающего финансирования. В ходе совещания Вячеслав Володин отметил, что столь важный для региона проект необходимо завершить раньше, обеспечив открытие движения по нему в 2025 году.

Напомним, что сейчас в субъекте ведутся работы на Северном обходе Саратова. В планах у дорожников ‒ ввод в эксплуатацию в ноябре 2023 года. Этот участок позволит соединить федеральные автомобильные дороги Р-22 «Каспий», Р-228 Камышин – Волгоград с трассой А-298 Энгельс – Ершов – Озинки, которая является частью международного азиатского маршрута АН61 и выходит на границу с Республикой Казахстан.

Также на совещании рассмотрели и другие перспективные объекты региона. Один из них ‒ обход Пугачева в составе трассы Р-229 Самара ‒ Пугачев ‒ Энгельс – Волгоград. Проектирование четырехполосной дороги протяженностью 13,5 км, а также путепровода и трех развязок находится в финальной стадии. Старт подготовки к строительным работам намечен на осень 2023 года.

В завершение встречи стороны обсудили приведение в нормативное состояние региональных, межмуниципальных и местных дорог, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/9659-yuzhnyj-obkhod-saratova-v-proekte.html

 

Российские строители смогут покупать отходы на бирже

ППК РЭО, 27.01.2023

Энергетическая компания «Интер РАО» зарегистрировалась на электронной торговой площадке по купле-продаже вторичных ресурсов (ЭТП), представленной Российским экологическим оператором. ПАО будет размещать на Бирже вторичных материальных ресурсов (ВМР) золошлаковые отходы, которые применяются в строительстве и на цементных производствах.

«На ЭТП появилось полностью новое направление – золошлаковые отходы. Лоты представлены на площадке компанией в сфере энергетики «Интер РАО». Мы рады, что к нам присоединился еще один крупный партнер. Очевидно, что в таких отходах будут заинтересованы цементные заводы, производящие из золошлаков цемент и бетон. Хочу напомнить, что большая работа проводится по линии вовлечения отходов в производство строительных материалов, в дорожное строительство. В рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» приняты четыре отраслевые программы по применению вторсырья из отходов в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и ЖКХ. К 2030 году показатели применения вторичных ресурсов должны достичь 40% в строительстве, 50% – в сельском хозяйстве, 34% – в промышленности», – отметил глава Российского экологического оператора Денис Буцаев.

«На площадке со стороны «Интер РАО» будут представлены такие виды отходов, как зола-уноса и материал золошлаковый из золошлаковой смеси. Данная номенклатура является типовой для золошлаковых отходов и может использоваться другими поставщиками/покупателями», – отметил руководитель проекта «Биржа ВМР» Заур Абдурахимов.

Золошлаковые отходы образуются после сжигания угля на теплоэлектростанциях (ТЭС) и котельных. Они делятся на несколько типов в зависимости от вида сжигаемого угля, способа сжигания, температуры факела, способа золоудаления, сбора и хранения золы. Зола-уноса образуется при сухом золоудалении, осаждение частиц золы происходит в циклонах и электрофильтрах, накапливается такая зола в силосах. Золошлаковая смесь образуется при совместном мокром удалении уловленной обеспыливающими устройствами золы-уноса и топливных шлаков, которые образуются в котле. В виде пульпы такая смесь направляется в золоотвал.

Широкое применение золошлаковые отходы могут получить в дорожном строительстве при создании полотна, укрепленных оснований, дорожных одежд, для возведения насыпей. Укрепление грунтов также является областью применения золошлаковых отходов. В асфальто- и цементобетонах золошлаки используются в качестве заполнителя и минерального порошка, они также применяются для гидротехнических насыпных сооружений.

В России уже действует программа применения вторсырья в дорожном строительстве, которая была разработана в рамках федпроекта «Экономика замкнутого цикла». К 2030 году применение вторсырья в этой области должно достичь 30%. Мера направлена на снижение себестоимости строительства, эксперты оценивают, что сэкономить удастся десятки процентов.

Предприятия Группы «Интер РАО» уже доказывали эффективность золошлаков в дорожном строительстве. В частности, в 2016 году в качестве материалов при возведении насыпей мостовых сооружений в Ступинском районе Московской области была использована золошлаковая смесь весом 700 тысяч тонн с Каширской ГРЭС. А на Омской ТЭЦ-5 почти 10 лет назад была построена экспериментальная дорога с применением ЗШО протяженностью около одного километра, которая уже доказала преимущества такого стройматериала. В настоящее время решается вопрос об использовании ЗШО при строительстве Северного обхода Омска протяженностью около 70 км.

Ранее Российский экологический оператор сообщал, что Биржа ВМР запустит индекс цен на услуги утилизации. Электронная торговая платформа РЭО начала работать в сентябре 2022 года. На ней представлены вторичные ресурсы и сырье, их можно покупать и продавать, заключать сделки по переработке, покупке, выставлять заказы на исполнение лотов в рамках РОП. По данным на декабрь 2022 года, к бирже ВМР присоединились свыше 600 игроков сферы обращения с отходами.

https://reo.ru/tpost/stptc8k2t1-rossiiskie-stroiteli-smogut-pokupat-otho

 

В Ашхабаде состоялся круглый стол на тему транспортного сотрудничества России и Туркменистана

Минтранс России, 30.01.2023

В рамках Российско-Туркменского бизнес-форума, прошедшего 19-20 января в Ашхабаде, состоялся круглый стол «Транспортное взаимодействие Россия-Туркменистан: сценарии развития» с участием представителей российских и туркменских деловых кругов.

Ключевыми темами обсуждения стали перспективы развития восточного железнодорожного маршрута МТК «Север-Юг», раскрытие потенциала автомобильных перевозок, а также роль Каспийского кластера в системе транспортно-логистического сотрудничества России и Туркменистана. Особое внимание уделено роли макрорегиона во внешней торговле и важности взаимодействия региональных экономических центров, одним из которых является Астраханская область.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10594