Новый мост через Волгу в Костроме оценили в ₽74 млрд
РБК, 12.05.2025
Автомобильный обход Костромы с мостом через Волгу будет стоить не менее 74 млрд руб. Концессионером проекта может стать ДСК «Автобан», а генподрядчиком — «Дороги и мосты».
Строительство второго моста в Костроме через Волгу будет стоить не менее 74 млрд руб., рассказали РБК два источника, знакомые с деталями проекта. На данный момент идет процесс согласования трассировки объекта с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), по итогам которого будет определена финальная стоимость, говорит один из собеседников.
В феврале по итогам встречи губернатора Костромской области Сергея Ситникова с министром транспорта Романом Старовойтом в телеграм-канале главы региона сообщалось о проработке механизма государственно-частного партнерства для строительства моста. «Проект строительства обхода Костромы со вторым мостом через Волгу является важнейшим в развитии транспортной инфраструктуры Костромской области и всей Центральной России. Транспортный коридор обеспечит прямую связь между тремя федеральными трассами — на Москву, Иваново и Екатеринбург, избавит столицу региона от транзитного трафика». Параметры проекта не раскрывались.
Два источника РБК на рынке инфраструктурного строительства рассказали, что власти региона ведут переговоры с «Дорожно-строительной компанией «Автобан» о ее привлечении в проект в качестве частного партнера. Если стороны договорятся, генеральным подрядчиком может стать АО «Дороги и мосты» (входит в группу компаний «Нацпроектстрой» Аркадия Ротенберга и группы «1520»), инициатива приглашения этой профильной компании принадлежит «Автобану». При участии компании «Дороги и мосты» строительство займет около трех лет, говорит собеседник РБК в отрасли инфраструктурного строительства.
«Сегодня идет процесс согласования механизма реализации проекта — будет это концессия или госзаказ — и трассировки будущего моста с федеральными органами власти, по итогам которого можно будет более точно говорить о стоимости строительства и других параметрах проекта», — рассказал собеседник РБК, знакомый с деталями проекта.
Рассматриваются несколько форм сотрудничества, одна из которых — заключение договора генерального подряда между «Автобаном» и «Дорогами и мостами» при условии выбора первой компании концессионером. Сегодня идет процесс согласования трассировки будущего моста с Федеральным дорожным агентством, по итогам которого можно будет более точно говорить о стоимости строительства и других параметрах проекта», — рассказал собеседник РБК, знакомый с деталями проекта.
«Нацпроектстрой» отказался комментировать проект. В Минфине переадресовали запрос РБК в Минтранс, где не предоставили комментариев.
В департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области РБК сказали, что строительство обхода Костромы со вторым мостом через Волгу относится к компетенции Росавтодора в соответствии с решением Минтранса. «Для реализации проекта Росавтодор уже зарезервировал земли по маршруту будущего строительства, а также разработал обоснование инвестиций. Администрация Костромской области зарезервировала месторождения инертных песчаных материалов для будущего строительства», — сказали в региональном департаменте.
В марте Ситников на встрече с Владимиром Путиным попросил у президента помощи в решении вопроса. «К сожалению, остается проблема, связанная с тем, что у нас единственный мост выходит в центре города, объединяя, по сути дела, три федеральные трассы. Конечно, для моих земляков это мучение, по большому счету. Буду у вас просить поддержки. У нас нет обхода Костромы», — говорил тогда Ситников.
Губернатор говорил, что мост 1970 года, проходящий через центр Костромы, объединяет три федеральные трассы: Кострома — Киров — Пермь; Кострома — Иваново — Владимир — Нижний Новгород; Кострома — Ярославль — Москва. По его словам, через центр города ежедневно проходят 17 тыс. единиц тяжелого транзитного транспорта.
Промышленный эксперт Максим Худалов считает, что оценка стоимости моста соответствует его рыночной стоимости с учетом длины объезда и удорожания услуг сторонних организаций и строительных материалов, «тем более что объект непростой». «Если предположить, что с учетом транзита в сутки по мосту будет проходить более 30 тыс. авто, а окупаемость рассчитана на 15 лет, тариф за проезд по участку может составить около 500 руб. Это сопоставимо со стоимостью платных участков в Подмосковье. С учетом протяженности моста и подъезда в 37 км сумма представляется адекватной», — сказал он.
https://www.rbc.ru/business/12/05/2025/68125fb89a79474b4653ee53?ysclid=maurwh37ei26104318
Мост через реку Белую на трассе Дюртюли – Ачит в Башкирии прошел испытания
Доринфо, 12.05.2025
В Республике Башкортостан завершили строительство моста через реку Белая на автодороге «Дюртюли – Ачит», которая станет частью трассы М-12 «Восток» на маршруте от Казани до Екатеринбурга. Мостовая переправа успешно прошла приемочные испытания, сообщили 12 мая в пресс-службе ГК «Автодор».
Мост через реку Белую – самое масштабное сооружение на всей дороге «Дюртюли – Ачит». Его длина составляет 813 метров, он стоит на 11 опорах, самые высокие из которых достигают 29 метров. Для проведения проверки специалисты ООО «Автодор – Инжиниринг» разработали комплексную программу из статических и динамических испытаний. В рамках приемки на мост заехали 12 самосвалов массой 35 тонн каждый. Также несущую способность конструкций испытывали сдвоенными автопоездами массой до 80 тонн и длиной 32 метра.
«Мост успешно прошел приемочные испытания на соответствие требованиям по безопасности и фактической несущей способности – это финальный этап контроля качества строительно-монтажных работ перед итоговой приемочной комиссией», – сообщили в «Автодоре».
В пиковый период строительства моста было задействовано около 700 человек и 50 единиц техники. В работах было использовано более 60 тыс. кубометров железобетона и свыше 3,5 тыс. тонн литого асфальта, который отличается хорошей износостойкостью, высокой влагоустойчивостью, длительным сроком службы и стойкостью к перепадам температуры. Опоры моста возведены по уникальной технологии непрерывного бетонирования со скользящей опалубкой, которая значительно сократила сроки работ. При этом для устройства опалубочных систем использовали конструкции отечественного производства – стальные и алюминиевые каркасы, используемые в производстве опор, пролетов, мостовых секций и др. Кроме того, при строительстве моста использованы металлические изделия: около 2,5 тыс. метров барьерных ограждений, около 7,5 тыс. тонн арматуры – все российского производства.
Мост построен на первом этапе автодороги «Дюртюли – Ачит», в целом готовность данного участка трассы протяженностью 140 км составляет 80 %. В ходе его строительства выполнена выемка более 20 млн кубометров грунта, устроено более 14,5 млн кубометров насыпи, произведена укладка более 1,2 млн тонн асфальтобетонной смеси. На участке трассы устанавливают ограждения, бортовой камень, опоры под дорожные знаки, наносят разметку и монтируют шумозащитные экраны. Также продолжается устройство освещения – проложено около 800 тыс. метров электрокабеля, установлено более 5 тыс. опор освещения и столько же инновационных светильников с PLC-модулями, которые позволяют дистанционно контролировать их работу со вспомогательного пункта управления. Этот пункт также будет функционировать на участке дороги в Башкирии – его готовность оценивается в 90 %. Сюда будет поступать вся информация с трансформаторных подстанций, телемеханики, системы освещения и камер. С помощью специального ПО диспетчеры смогут управлять всей системой дорожного движения онлайн.
Напомним, длина трассы «Дюртюли – Ачит» составит 275 км. Помимо участка в Башкирии также дорогу строят в Пермском крае и Свердловской области. Всего на автодороге возведут 99 искусственных сооружений – это путепроводы, мосты и биопереходы. Трассу «Дюртюли – Ачит» планируют подготовить к открытию движения к концу июня 2025 года. Магистраль будет платной. Она станет частью автодороги М-12 «Восток» на маршруте от Казани до Екатеринбурга.
ГИБДД позаботится о здоровье водителей
Коммерсантъ, 13.05.2025
Госдума готовится принять правительственный законопроект, расширяющий права Госавтоинспекции по отзыву и аннулированию водительских прав. Процедура будет применяться при обнаружении противопоказаний к вождению (например, при ухудшении зрения) во время медосмотра или диспансеризации. В этом случае автомобилиста направят на повторную проверку к врачу-специалисту, который поставит окончательный диагноз. Медицинские справки, которые выдают водительские комиссии, переведут в электронный вид: их больше не надо будет предъявлять в ГИБДД.
13 мая на заседании думского комитета по транспорту обсуждался законопроект, вносящий поправки в федеральные законы «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных». Изменения были подготовлены правительством в рамках президентского поручения еще в 2022 году, приняты в первом чтении и с тех пор находились без движения.
Ключевое нововведение — расширение возможностей ГИБДД аннулировать уже выданные водительские удостоверения. Сейчас, напомним, здоровье у водителей проверяется раз в десять лет при прохождении медкомиссии и выдаче медсправки. За этот период автомобилист может получить заболевание, несовместимое с вождением, отмечают в МВД.
В связи с этим законопроект вводит новую процедуру.
-
Если при диспансеризации, медосмотре, визите в поликлинику у автомобилиста выявляются признаки медицинского противопоказания к вождению, гражданин будет направлен на внеочередное обследование
-
Если болезнь подтверждается, данные заносятся в базу данных Минздрава, сведения автоматически передаются в ГИБДД, права аннулируются
-
Неявка на назначенную врачом внеочередную проверку также приведет к аннулированию удостоверения
-
Если гражданин снова сядет за руль, он будет привлечен по ст. 12.7 КоАП за управление авто без прав: штраф — 5–15 тыс. руб., машина в таком случае отправится на штрафстоянку
Сама водительская медсправка переводится в электронный вид. Водительские медкомиссии подключат к единой базе Минздрава, куда будут передавать данные обо всех проверках граждан. ГИБДД через эту базу будет самостоятельно проверять, годен ли водитель к управлению транспортным средством или нет (данные о болезнях и диагнозах в полицию передавать не будут). Таким образом, с граждан снимут обязанность предъявлять справку при получении прав.
Открытых данных о том, сколько водителей не получили права (или не смогли их обменять) из-за выявленных на медкомиссиях противопоказаний, не публикуется. При этом периодически удостоверения отзываются через суды после точечных проверок прокуратуры. За пять лет, по данным думского комитета по транспорту, по этой схеме было отозвано около 100 тыс. водительских документов.
Ко второму чтению законопроект дополнили поправками, которые внес первый зампред комитета по транспорту Павел Федяев (ЕР). Уточнено, что на повторное медицинское освидетельствование автомобилисту дадут три месяца. Все это время за ним сохраняется право водить автомобиль. Пройти проверку можно будет только в медорганизации, имеющей лицензию.
Законопроект также дополнен нормой, позволяющей автомобилисту восстановить право управления автомобилем (и вернуть аннулированное удостоверение) после лечения.
Это можно будет сделать после медкомиссии и проверки на предмет противопоказаний к вождению. Уточнена и предполагаемая дата вступления в силу поправок — 1 марта 2026 года. В такой редакции комитет рекомендовал Госдуме принять поправки ко второму чтению.
https://www.kommersant.ru/doc/7714150
Старовойт: ремонт 1,8 тыс. км дорог в Новороссии запланирован на 2025 год
ТАСС, 14.05.2025
Ремонт 1,8 тыс. км дорог в 2025 году запланирован в Новороссии, сообщил министр транспорта РФ Роман Старовойт в эфире телеканала «Соловьев Live».
«Только за прошлый год 2 500 км было отремонтировано (в Новороссии). И на этот год у нас масштабные планы - 1 800 км предстоит отремонтировать в Новороссии», — сказал он.
Глава Минтранса также подчеркнул, что строительство в регионе идет по графику. «Отрадно видеть, что мы идем в графике, потому что таких объемов местные никогда не видели, а умение интенсивно работать — это очень важная составляющая успеха. И я хочу поблагодарить, пользуясь случаем, команды Новороссии, Донецкой, Луганской, Запорожской, Херсонской областей, потому что команды сформированы», — отметил он.
https://tass.ru/ekonomika/23935441
Опытные образцы современной уборочной техники тестируют в Петербурге
Доринфо, 14.05.2025
В Санкт-Петербурге тестируют опытные образцы современной уборочной техники. О реформировании сферы уборки города рассказал губернатор Петербурга Александр Беглов 14 мая в ежегодном отчете о работе правительства города за 2024 год. Об этом сообщает пресс-служба правительства Санкт-Петербурга.
«Постепенно переходим на полноценную уборку Петербурга города силами городских предприятий. Сегодня ведется ежедневная, постоянная и планомерная работа. Число жалоб от горожан сокращается практически во всех районах. В прошлом году мы перевели с конкурсов на госзадание наши дорожные предприятия. Сделали их государственными учреждениями. Увеличили группировку уборочной техники. Это позволило существенно повысить эффективность и качество содержания петербургских улиц», – сообщил губернатор.
По его словам, реформирование отрасли позволило перейти к долгосрочному планированию. Контроль качества уборки выполняется в автоматическом режиме – вся городская техника оборудована спутниковой навигацией.
Одним из перспективных направлений стало взаимодействие с производителями коммунального оборудования. Так, в Петербурге совместно с разработчиками тестируют опытные образцы техники, в том числе с электрическим двигателем.
Добавим, также в ходе отчета о работе правительства за прошлый год губернатор Петербурга рассказал о крупнейших дорожных проектах Северной столицы, в том числе о ШМСД.
Опубликован итоговый отчет о деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» за 2024 год
Российская академия транспорта, 15.05.2025
Федеральное автономное учреждение «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») представило отчет о результатах деятельности за 2024 год.
В отчете содержится информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности и об использовании федерального имущества и земельных участков, находящихся в оперативном управлении ФАУ «РОСДОРНИИ».
Особое внимание уделено ключевым направлениям деятельности Института, включая научно-исследовательские работы, строительный контроль, лабораторное сопровождение, диагностика дорог и искусственных сооружений.
Отчет о результатах деятельности РОСДОРНИИ.
Справка: ФАУ «РОСДОРНИИ» – подведомственное учреждение Федерального дорожного агентства, крупнейший в России научно-исследовательский дорожный Институт с 11 филиалами по всей стране. Цель работы — развитие и совершенствование качества и безопасности автомобильных дорог.
https://rosacademtrans.ru/rosdornii150525/
Эволюционный алгоритм поможет оптимизировать городские дорожные сети
Российская академия наук, 15.05.2025
Сотрудники Центрального экономико-математического института РАН (Москва) разработали гибридный эволюционный алгоритм, который позволяет оптимизировать пропускную способность городских дорог на 5–15 %. Система сочетает в себе методы агентного имитационного моделирования, искусственный интеллект и некоторые математические и биологические (эволюционные) принципы, благодаря чему, анализируя тысячи возможных конфигураций дорог, находит самые эффективные варианты расположения дорожной инфраструктуры.
Разработка будет полезна при проектировании более удобных и менее загруженных дорожных сетей, включая многоуровневые развязки и тоннели. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале IEEE Access.
Современные города, особенно мегаполисы, сталкиваются с растущими транспортными проблемами — пробками и неэффективным использованием дорожного пространства. Традиционные методы проектирования дорожных сетей — математические модели, статический анализ пропускной способности и ручное проектирование — часто не учитывают динамику транспортных потоков и сложность городской инфраструктуры.
Использовать алгоритмы на основе искусственного интеллекта в этом случае эффективнее. Они могут предложить более адаптивные решения, поскольку способны анализировать большое количество различных транспортных потоков в реальном времени. Однако большинство существующих решений фокусируются на узких задачах: одни алгоритмы оптимизируют только светофорное регулирование, другие работают исключительно с поиском кратчайших маршрутов, третьи моделируют потоки на отдельных перекрёстках без учёта общей сетевой структуры. Поэтому нужны новые инструменты, которые будут одновременно анализировать и оптимизировать все ключевые параметры дорожной сети.
Исследователи ЦЭМИ РАН разработали гибридный генетический алгоритм, который сочетает методы многоагентного моделирования, искусственного интеллекта, теорию графов — математические инструменты, описывающие свойства сетей и связей между их элементами, — и эволюционные принципы изменчивости живых организмов. Так, система ищет оптимальные решения посредством механизмов, аналогичных тем, что существуют в биологии — отбору, кроссинговеру (обмену участками хромосом при делении клеток) и мутациям. Используя предложенный алгоритм нечёткой кластеризации, система анализирует структуру транспортного потока, предсказывает заторы и предлагает оптимальную конфигурацию новых дорог, включая расположение перекрёстков, эстакад и туннелей.
Для тестирования системы исследователи создали серию моделей различной сложности, в частности, микроскопические, основанные на отдельных агентах — транспортных средствах, и мезоскопические, оперирующие агентными кластерами (группами транспортных средств). Эти модели разработаны на основе феноменологического подхода Бекларяна-Акопова, который авторы ранее успешно применили для анализа дорожного движения в сетях типа «Манхэттенская решётка».
Модели используют системы дифференциальных и конечно-разностных уравнений для моделирования различных сценариев движения и взаимодействия транспортных средств. Простейшие из них были сопоставимы по масштабу с обычным перекрестком и использовались для отработки базовых функций разработанного оптимизационного алгоритма. Более сложные модели, напоминающие современные трёхуровневые транспортные развязки с тоннелями и многоуровневыми съездами, позволили проверить алгоритм в условиях, приближённых к реальному городу. Кроме того, авторы смоделировали различные сценарии транспортной нагрузки — от обычного движения до экстремально высокой загруженности.
Эксперименты показали, что система позволяет эффективно улучшать пропускную способность транспортной сети. Так, например, согласно моделированию, повысить скорость потока транспортных средств на 5–15 % можно, лишь немного увеличив количество дорожных развязок в городе — приблизительно на 1–5 % от общей длины дорог.
«Наш алгоритм позволяет проектировать многоуровневые и многосвязные дорожные сети, способные эффективно функционировать даже в условиях высокой нагрузки. В будущем такие решения помогут городам уменьшить пробки и сделать передвижение по автодорогам комфортнее. В дальнейшем мы планируем искать способы оптимизации для более сложных дорожных развязок и участков дорог, таких как кольцевые и спиральные развязки. Эти элементы дорожных сетей будут также включать разнообразные составляющие транспортной инфраструктуры, такие как «умные» светофоры, многоуровневые парковки и инфраструктуру для беспилотного транспорта», — рассказывает участник проекта, поддержанного грантом РНФ, профессор РАН Андраник Акопов, доктор технических наук, кандидат экономических наук, главный научный сотрудник лаборатории Динамических моделей экономики и оптимизации ЦЭМИ РАН.
Впервые в России будет утверждена Концепция научно-технологического развития транспортного комплекса
Министерство транспорта Российской Федерации, 15.05.2025
В Минтрансе России под председательством Министра транспорта Романа Старовойта состоялось заседание Научно-технического совета по вопросам научно-технологического развития транспортной отрасли. В мероприятии приняли участие представители Минтранса России, Российской академии наук, Высшей школы экономики и организаций транспорта.
Открывая заседание Роман Старовойт подчеркнул, что задачи, стоящие сегодня перед страной и отраслью, схожи по масштабам с теми, за которые брались транспортники более 70 лет назад. Решения, принимаемые сегодня, на несколько поколений вперед будут определять возможность пространственного развития страны, связанность территорий, закрепят роль России в международном разделении труда и глобальных транспортных маршрутах.
«Современные вызовы, стоящие перед транспортной отраслью, требуют фокуса на фундаментальных исследованиях. Ученые должны помочь ускорить переход от фундаментальных знаний к прикладным решениям для развития транспортного комплекса. Требуется новая, научно обоснованная стратегия для развития транспорта на период до 2050 года, – сказал Министр. – Без фундаментальной науки не будет прорывных решений в вопросах развития высокоскоростного движения и сверхзвуковой гражданской авиации, беспилотных транспортных систем и новых видов транспорта».
О Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса на период до 2035 года рассказал заместитель Министра транспорта Константин Пашков. Данный документ будет утверждаться впервые и это позволит закрепить место отраслевой науки в национальном научно-техническом развитии.
«Впервые в документе подобного уровня дается определение основных направлений фундаментальных исследований. Предстоит найти ответы на вопросы, среди которых главный – каким путем будет развиваться отечественная транспорта система. Как на это будет влиять экономика, социальная сфера, климат, и в чем будет обратное влияние и зависимость. Какие технологии искусственного интеллекта внедрять на транспорте и как это изменит саму отрасль?», – заявил замминистра.
Сильной стороной Концепции, которая делает его рабочим инструментом для органов власти, научных, образовательных учреждений и бизнеса, является наличие механизмов достижения заявленных целей. Кроме того, она предусматривает формирование источников и механизмов финансирования.
Отмечено, что основными выгодоприобретателями исследований и прикладных разработок в транспортной отрасли являются граждане и отраслевой бизнес. Крупные компании, такие как «РЖД», «Аэрофлот» и «Совкомфлот», инвестируют значительные суммы в науку – за несколько лет эти вложения достигли миллиардов рублей. В условиях закрытия зарубежных рынков многие компании начали собственные разработки. Например, Группа компаний S7 создает учебно-тренировочное воздушное судно из композитных материалов.
Транспортные вузы получают значительные средства на НИОКР, преимущественно из внебюджетных источников, что отражает высокую востребованность научных разработок реальным сектором экономики. Отраслевые вузы, включая РУТ (МИИТ), достигли международного признания, войдя в число научных центров мирового уровня и международных рейтингов.
Концепция развития предусматривает механизмы поддержки технологического предпринимательства: привлечение инвестиций в молодежные стартапы, создание сети акселераторов, тренингов и грантовых программ, что позволит ускорить внедрение изобретений в практику.
Документ будет рассмотрен Российской академией наук, после чего направлен для дальнейшего утверждения в Правительство Российской Федерации.
Шла речь и о новых национальных проектах. Константин Пашков заявил, что хоть проекты и утверждены, но в работе им не хватает полного научного сопровождения. Например, создание высокоскоростного железнодорожного движения, развитие беспилотной авиации и планирование мультимодальных перевозок требуют научной поддержки и разработки моделей транспортно-экономического баланса.
«Среди федпроектов впервые утвержден и реализуется проект «Кадровое обеспечение транспортной отрасли». Внимание Правительства к этой теме показывает важность подготовки высокопрофессиональных кадров, использования всего отраслевого научного потенциала для развития отрасли. Проект поможет существенно обновить лабораторную базу. Это крайне востребовано при подготовке будущих транспортников», – сообщил он.
https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11875?ysclid=mautdrvqfp696978125
Москва в третий раз получила Гран-при нацпремии «Умный город»
Ведомости, 15.05.2025
Москва в третий раз стала обладателем Гран-при национальной премии «Умный город» за вклад в цифровизацию городского хозяйства. Награды в различных номинациях получили 20 проектов столицы, сообщил мэр Сергей Собянин в своем Telegram-канале.
В 2025 г. на конкурс поступило свыше 500 заявок из 57 субъектов страны, уточнил Собянин. В числе победителей – киноплатформа «Москино», ускоряющая и упрощающая процесс создания фильмов, включая согласование съемок на улице и определение мест.
Лауреатами также стали основа для региональных образовательных платформ «Московская электронная школа» и система «Мосбилет», позволяющая посредством mos.ru приобрести билеты в музеи, театры и на выставки, а также арендовать помещение в культурных учреждениях.
Кроме того, наградой была отмечена платформа «Искусственный интеллект», предназначенная для обучения ИИ-моделей разработчиками для их последующего использования в сервисах для жителей и города. Победителями также признаны: система видеоаналитики на МКАД и ключевых магистралях в реальном времени, мобильное приложение «ЕМИАС.ИНФО» для записи к врачу и просмотра электронной медкарты, информационная система «Центр управления комплекса городского хозяйства».
«Поздравляю с этой значимой победой всех, кто занимается разработкой и внедрением цифровых проектов. Москва – несомненно, умный город!» – подчеркнул Собянин.
Московские учреждения и IT-проекты стали обладателями более 60 отраслевых наград в 2024 г., сообщала в январе заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина. По ее словам, столица России последовательно идет по пути развития «умных» технологий. При этом особое внимание обращено на разработки на базе искусственного интеллекта (ИИ). Москвичи стали лауреатами престижных премий в области цифровых решений в предпринимательстве, медицине, креативных индустриях, транспорте, туризме и культурно-исторического наследия.
В минувшем году Москва удостоилась всемирной премии инноваций в номинации «Устойчивые города и сообщества» за активное внедрение современных технологических решений, в том числе цифровых. Данная награда является признанием вклада в реализацию целей устойчивого развития ООН, которые нацелены на повышение уровня жизни и благополучие планеты.
По словам Сергуниной, искусственный интеллект используется для разработки решений в 1200 организациях в Москве. Наиболее активно эти предприятия работают в сферах программного обеспечения, здравоохранения, рекламы и маркетинга. За два года поддержку со стороны города получил каждый пятый разработчик ИИ-проектов, отмечала заммэра. В прошлом году финансовой и нефинансовой помощью воспользовались 112 компаний.
В конце апреля в Цифровом деловом пространстве на Покровке состоялся пятый День инноватора, ставший финалом программы «Академия инноваторов». Было привлечено более 76 млн руб. инвестиций и заключено более 200 сделок на общую сумму 53 млн руб. По данным департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы (ДПиИР), три стартапа вышли на зарубежные рынки – Китая, ОАЭ, Казахстана и других стран.
https://www.vedomosti.ru/gorod/smartcity/articles/moskva-gran-pri?from=copy_text
Четвертый закон робототехники
Коммерсантъ, 19.05.2025
Роботы-доставщики станут полноправными участниками дорожного движения наряду с машинами и пешеходами. Им разрешат ездить по тротуарам и велодорожкам, ограничив максимальную скорость 25 км/ч. Для контроля за нарушениями введут обязательные номера и QR-коды на борту. На случай ДТП с роботами введут правила оформления происшествий и обязательное страхование на 500 тыс. руб. Это заложено в проекте нового экспериментального правового режима (ЭПР), который направил в Минэкономики «Яндекс». ЭПР в перспективе приведет к появлению роботов в 20 субъектах федерации.
Минэкономики получило от «Яндекса» проект ЭПР рободоставки, рассказали «Ъ» в министерстве и подтвердили в компании. «ЭПР официально закрепит за роботами статус полноценных участников дорожного движения», — сообщили в «Яндексе». «Минэкономразвития совместно с отраслевыми органами власти обеспечит правовое сопровождение проекта, чтобы инновации внедрялись безопасно и с учетом интересов всех участников рынка», — заявил «Ъ» директор ведомственного департамента цифрового развития и экономики данных Владимир Волошин.
Первые роботы-доставщики (роверы) «Яндекса» появились в 2019 году в Сколково, сейчас устройства эксплуатируются в Москве, Иннополисе (Татарстан) и Мурино (Ленинградская область). Объем парка роботов компания не называет, по данным «Ъ», речь идет о 150–160 устройствах в трех локациях. У других участников рынка роверов нет. К рободоставке, по данным «Яндекса», подключено более 580 ресторанов и других партнеров. По данным Минэкономики, в Москве роботы ежемесячно выполняют 30 тыс. доставок.
Механизм экспериментального правового режима был введен соответствующим федеральным законом и действует с 2021 года, позволяя в пилотном режиме апробировать технологии, отступая от соблюдения норм законодательства. Сейчас действует несколько ЭПР в области транспорта, включая испытания беспилотных грузовиков, трамваев, роботакси а также беспилотных авиационных систем.
Юридический статус роботов-доставщиков сейчас не урегулирован, это будет сделано в рамках ЭПР впервые. По сути, для роботов введут отдельные ПДД, следует из подготовленного «Яндексом» проекта («Ъ» ознакомился с текстом). Они станут новыми участниками движения c «автоматизированной системой управления», при этом транспортным средством считаться не будут.
Роботам разрешат передвигаться внутри зданий, по обочинам или правому краю проезжей части, а также по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. На перекрестках устройства будут подчиняться сигналам светофора для пешеходов и велосипедистов. Стоять роверам разрешат на тротуарах, в пешеходных зонах, в Москве — около «специальных конструкций» и местах, обозначенных разметкой для стоянки велосипедов или электросамокатов. Каждого робота оборудуют номерами (для считывания городскими камерами) и QR-кодом на борту, лидарами (для сканирования окружающего пространства на расстоянии не менее 30 м), а также фарами, красным фонарем и светоотражателями. Ограничение максимальной скорости — 25 км/ч, при движении по тротуару — 10 км/ч, при пересечении пешеходного перехода — 6 км/ч. Размер робота — не более 80 см в ширину и не более 110 см в длину, масса — не более 120 кг (без учета перевозимого груза).
Если в ходе происшествия есть вероятность, что был нанесен вред жизни и здоровью участников аварии, компания «незамедлительно» передаст через 112 информацию о происшествии и направит на место своего представителя, который должен прибыть в течение двух часов. Ответственность за причинение вреда будет нести «исполнительный орган» компании, а также (или) диспетчер или сотрудник, ответственный за техническое состояние робота. Если устройство по вине компании причинило ущерб здоровью или имуществу, пострадавший может претендовать на сумму до 500 тыс. руб.— для этого в рамках ЭПР вводится обязательное страхование, аналогичное ОСАГО. Если в ходе ДТП с участием ровера причинен тяжкий вред здоровью или смерть человека, экспериментальный правовой режим приостанавливается.
Если в аварии нет ущерба здоровью и жизни, и другой участник аварии не имеет претензий к «Яндексу», место аварии разрешат покинуть без оформления документов и вызова ГИБДД. Пока что, как утверждает «Яндекс», с участием роверов не произошло ни одного случая с серьезным ущербом, было несколько мелких инцидентов (см. справку). При фиксации нарушения ПДД ответственность будет нести «Яндекс»: на компанию накладываются штрафы, предусмотренные КоАП. Встроенный в робота софт должен обеспечивать его принудительную остановку в ручном режиме при сбоях ПО. При технической неисправности компания обязывается в срок до двух часов эвакуировать устройство.
ЭПР необходим для масштабирования бизнеса рободоставки еще на 20 регионов, включая Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Приморский края, Ростовскую и Московскую области, пояснили в «Яндексе».
Субъекты федерации выбирались исходя из готовности инфраструктуры, тротуаров, переходов, устойчивой связи. «Создается юридическая основа для страхования, фиксации инцидентов и внедрения инфраструктуры, — рассказали в компании. — Это, в свою очередь, открывает путь к расширению сервиса рободоставки в крупнейших регионах, позволяя системно решать проблему дефицита курьеров». Из комментария Владимира Волошина следует, что Минэкономики не исключает и последующую «интеграцию» роверов в федеральное законодательство после отработки ЭПР. Речь может идти, в частности, о поправках к закону «О безопасности дорожного движения» и к ПДД.
Опрошенные «Ъ» эксперты по-разному отнеслись к инициативе «Яндекса». Глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов считает, что масштабировать рободоставку еще рано — нужно продолжать пилот на ограниченной территории (желательно в районах с большим количеством офисов), собирая и анализируя статистику. «Нужны годы или минимум десятки месяцев, чтобы понять, совместимо ли движение пешеходов с этими роботами. Особенно с учетом того, что по тротуарам с недавних пор ездят еще и электросамокаты. Аварийность с ними ежегодно растет, — говорит эксперт. — Слишком много всякого у нас уже электрического на тротуарах, ширина которых ограничена всего 1,4 метра». Господин Соколов считает, что проблемы могут возникнуть, в частности, в городах с историческими достопримечательностями, привлекающими туристов — там будут создаваться пробки из роботов и людей: «Сейчас сложно представить все возможные варианты конфликтов». Научить роботов соблюдать правила проще, чем водителей и пешеходов, отмечает ведущий специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов, но инфраструктура во многих городах еще не готова к появлению таких участников движения: в Санкт-Петербурге, к примеру, очень узкие тротуары из-за исторической застройки, их не расширить.
Еще много юридических вопросов нужно урегулировать, прежде чем массово выпускать роботов на улицы городов, добавляет член Общественной палаты Александр Холодов. «К примеру, автомобиль — это источник повышенной опасности. Поэтому если даже пешеход совершает какую-то ошибку, то несет ответственность водитель, — напоминает эксперт. — А как быть с роботами? Если пешеход загляделся в телефон на ходу, споткнулся, упал, сломал роверу антенну, а сам разбил телефон, кто тут будет возмещать ущерб? Вот таких темных пятен быть не должно». Эксперт также напомнил, что в случае серьезных ДТП с пострадавшими или погибшими наступает уголовная ответственность, но для юрлиц она не предусмотрена и непонятно, кого наказывать в этом случае.