Дайджест новостей РФ (17.04.2023)

17.04.2023 Просмотров: 153

Росавтодор: повышение технологического суверенитета необходимо для обеспечения безаварийного функционирования дорожных объектов

Росавтодор, 11.04.2023

Развитие рынка передовых сервисов и услуг с применением интеллектуальных систем, инновационные решения и сервисы на основе данных в транспортном сегменте для повышения уровня безопасности на дорогах стали ключевыми темами ежегодного международного форума «АВТОНЕТ – 2023», который прошёл сегодня в Москве в рамках российской недели высоких технологий.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников обратился к участникам в режиме видеоконференцсвязи.
В приветственном слове он сделал акцент на импортозамещении, повышении технологического суверенитета страны для продолжения реализации проектов, связанных с цифровизацией дорожного хозяйства: «Вызовы, которые сегодня перед нами стоят, требуют координации усилий в целях бесперебойного и безаварийного функционирования дорожных объектов, перехода на отечественное программное обеспечение и оборудование, подготовки собственных квалифицированных кадров».

Тему локализации производства внутри страны продолжил заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак. По его словам, в развитии дорожной инфраструктуры в последнее время стала чаще применяться различная инновационная электроника, поэтому государству совместно с производителями необходимо создать благоприятные, независимые от санкционного давления условия для развития и внедрения отечественных разработок.

Проекту Концепции цифровой трансформации в области организации дорожного движения и городской мобильности было посвящено выступление заместителя начальника отдела организации дорожного движения Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Александра Белова. Данная концепция направлена на повышение эффективности использования ресурса дорог на основе пересмотра существующих принципов и построения новой модели
с использованием информационных технологий.

О светофорах как основном элементе инфраструктуры для «умных» дорог рассказал профессор кафедры «Высокоскоростные транспортные системы» РУТ (МИИТ) и Высшей школы урбанистики факультета городского и регионального развития ВШЭ Александр Поляков. Он отметил, что перекрестки являются особо опасными участками автомобильных дорог и должны быть оборудованы современными информационными элементами для упорядочивания движения потоков транспорта и пешеходов.

Серьёзную дискуссию вызвала демонстрация отечественных разработок по стимулированию водителей соблюдать правила дорожного движения. Речь идёт об устройстве с нейросетью, которая обеспечивает сбор данных с камер о поведении водителя в течение года, в том числе о количестве нарушений скоростного режима. Собранные показатели могут учитываться при расчете стоимости страховки.

В завершение мероприятия со своими докладами выступили представители Центра испытаний НАМИ, Ситуационного центра ГКУ ЦОДД г. Москвы, а также компаний-поставщиков телематического оборудования.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/618771


Ассоциация экспертиз России подвела итоги работы и определила задачи на 2023 год

Главгосэкспертиза России, 11.04.2023

На площадке Центра взаимодействия и коммуникаций в строительстве в Москве состоялось годовое Общее собрание членов Ассоциации экспертиз России. Участие в мероприятии принял начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов. Он отметил, что экспертным организациям сегодня необходимо выстраивать партнерские отношения не только с проектировщиками, но и с заказчиками, вести с ними непрерывный диалог.

При этом в отношениях с проектировщиками, по мнению спикера, сместить фокус необходимо и экспертизе. «В борьбе за качество проектирования не стоит самоцель всех напугать рейтингованием и исключением из СРО. Речь идет о наведении порядка и структурировании данных о проектировщиках, а также о проработке самой системы оценки качества их работы. При этом критика со стороны экспертных организаций в адрес проектировщиков всегда должна быть четко аргументирована. Кроме того, мы, не отделяя себя от сообщества проектировщиков, должны принимать участие не только в выявлении худших, но и в поиске лучших и их поддержке», – подчеркнул Игорь Манылов.

В свою очередь, Председатель Правления АЭР Леонид Ставицкий в ходе своего выступления подвел итоги работы Ассоциации за 2022 год, назвав главным достижением – получение общероссийского статуса.

В целях выполнения рекомендаций Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по консолидации организаций строительной экспертизы и создании на базе АЭСП Ассоциации экспертиз России была проведена серьезная работа по формированию необходимых органов управления, подготовке и принятию соответствующих изменений в Устав, разработке и принятию основных организационных документов АЭР.

Леонид Ставицкий подчеркнул, что достигнутые результаты стали возможны благодаря конструктивной работе Правления при выработке и обсуждении основных подходов к формированию структуры Ассоциации, требований к членству в АЭР, перечню и содержанию необходимых локальных актов объединения. Было немало споров и дискуссий, в ходе которых вырабатывались оптимальные и оправданные решения.

Рабочая группа по цифровому развитию института экспертизы, курируемая членами Правления Алексеем Свинарчуком, Рафаром Шакировым и Львом Зверевым, в течение прошлого года проанализировала работу экспертных организаций на единой цифровой платформе экспертизы и свои предложения по ее развитию представила оператору этой платформы. Большое внимание членами этой рабочей группы было уделено анализу практики проведения государственной экспертизы проектной документации, выполненной с использованием технологий информационного моделирования. На основе проводимой в этом направлении работы Ассоциацией в рамках деловой программы Сибирской строительной недели в Новосибирске в феврале текущего года была организована и проведена конференция, посвященная цифровому развитию строительной экспертизы.

Одним из важных достижений рабочей группы, курируемой членами Правления Олегом Грищенко, Юлией Мартыновой и Анной Самойленко, стала подготовка 20 стандартов по основным направлениям экспертной деятельности, которые позволят обеспечить применение единых подходов при рассмотрении проектной документации и результатов инженерных изысканий экспертным сообществом.

Сегодня у Ассоциации есть Кодекс профессиональной этики и поведения работников экспертных организаций, разработанный рабочей группой по профессиональному развитию экспертного сообщества, курируемой членами Правления Владимиром Киселевым и Алексеем Землянским.

Леонид Ставицкий проинформировал участников собрания о принятом на заседании Правления 17 марта 2023 года решении о создании на основе данных рабочих групп соответствующих Комитетов АЭР, а также Комитета по ценообразованию и сметному нормированию и избрании их председателей.

Утвержденные положения о перечисленных комитетах размещены на сайте Ассоциации.

«Коллеги! Отчетный год стал для нас новой отправной точкой: Ассоциация начала путь полной трансформации, по которому, безусловно, мы будем идти
и в 2023 году. Работы много, но мы понимаем ее необходимость, и это даёт силы идти дальше по направлению совершенствования института строительной экспертизы. Важно, что намеченные на прошлый год основные задачи по реализации приоритетных направлений развития строительной экспертизы мы с вами выполнили, уверен, что эта тенденция будет продолжена», – завершил свой доклад Леонид Ставицкий.

На общем собрании члены АЭР единогласно поддержали предложение Правления о включении в состав Правления Ассоциации руководителей ГАУ «Леноблгосэкспертиза» Дениса Горбунова и ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» Сергея Абулгафарова. Расширение состава данного органа управления Ассоциации обусловлено большой предстоящей работой Правления.

Во второй части собрания в рамках круглых столов члены Ассоциации обсудили основные приоритетные задачи созданных комитетов в целях дальнейшего развития Ассоциации и института экспертизы в строительстве.

https://gge.ru/press-center/news/assotsiatsiya-ekspertiz-rossii-podvela-itogi-raboty-i-opredelila-zadachi-na-2023-god/


Делегация ФАУ «ФЦС», комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и НОПРИЗ провела переговоры по согласованию проекта ТР ЕАЭС

Федеральный центр нормирования и стандартизации, 11.04.2023

Мероприятие прошло в гибридном формате 6-7 апреля в Астане.

С российской стороны в переговорах приняли участие: директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин, советник директора ФАУ «ФЦС» Сергей Хвоинский, заместитель Сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике
и техническому регулированию, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов, научный руководитель ФАУ «ФЦС» , заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Александр Неклюдов, председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев, руководитель направления стандартизации и сертификации Корпорации ТехноНИКОЛЬ Сергей Колдашев.

От Республики Казахстан в работе участвовали: Председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан и Куаныш Еликбаев, руководство Комитета индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, руководство и эксперты Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и более 50 бизнес-ассоциаций.

По итогам конструктивного диалога предварительно получена поддержка Республики Казахстан по вопросу вынесения проекта Технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» на публичное обсуждение по итогам рассмотрения на ближайшем Консультативном Комитете.

В рамках международного взаимодействия по подготовке ТР ЕАЭС Минстроем России, ФАУ «ФЦС» и РСПП запланирована аналогичная встреча с представителями Республики Беларусь.

https://www.faufcc.ru/about-us/news-detail.php?id=94096


Китайский опыт строительства скоростных трасс в сложном горном рельефе может быть использован на объектах Автодора

ГК «Автодор», 11.04.2023

Государственная компания «Автодор» с учетом договоренностей, которые были достигнуты на высшем уровне во время встречи председателя КНР
с президентом Российской Федерации, развивает сотрудничество с Пекинским университетом гражданского строительства и архитектуры.

В апреле этого года сотрудники Госкомпании пройдут курсы в области дорожного строительства китайского учебного заведения. Программа разработана экспертами лидирующих исследовательских институтов КНР в сфере дорожного хозяйства, практиками с многолетним международным опытом из Пекина, Шанхая, Гуанчжоу, Чуньчсн и Ханчжоу.

Старт обучающей программе дали председатель правления Государственной компании Вячеслав Петушенко и заместитель директора Института международного развития Пекинского университета гражданского развития Дин Шуай.

«У нас два курса лекций сейчас. Если в первом составе было 50 человек, сейчас 150 человек. Мы договорились с ведущим вузом нашей страны, Московским автомобильно-дорожным институтом, по совместным курсам студентов Китая и Российской Федерации», - отметил Вячеслав Петушенко.

Лекции вызвали высокий интерес у сотрудников Госкомпании и дочерних компаний, поэтому в них примут участие в три раза больше человек, чем в прошлом году. Работники Автодора изучат опыт Китая в области строительства высокоскоростных трасс, в том числе на примере реализации инвестиционной и финансовой моделей мегапроектов, применения проходческих щитов сверхбольшого диаметра в горном рельефе и использования инновационных материалов.

Руководство китайского университета поблагодарило Автодор за активное сотрудничество и возможность обмена опытом в области дорожного строительства. 

В ходе визита делегации Государственной компании в Китай в марте 2023 года российская и китайская стороны подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого российские специалисты смогут повысить квалификацию по дополнительной профессиональной программе.

Документ стал продолжением активного, комплексного сотрудничества Госкомпании с китайскими партнерами по развитию профессионального взаимодействия и обмену опытом.

https://russianhighways.ru/press/news/90870/


В транспортных вузах РФ начнут готовить специалистов укрупненной группы специальностей «Дорожное хозяйство»

Росавтодор, 12.04.2023

Соответствующее решение было озвучено 10 апреля 2023 года в ходе заседания президиума Правительственной комиссии по транспорту под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова, на котором обсуждались вопросы грузовых автомобильных перевозок и подготовка кадров для транспортной отрасли.

На заседании было одобрено предложение Минтранса России
о формировании федерального проекта «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» на период 2026–2035 годов. Его целью является обеспечение должного финансирования, реализация образовательных программ и подготовка необходимого количества специалистов, в том числе для новых отдельных направлений. Например, речь идёт о специальностях «Автомобильные дороги и аэродромы», «Мосты и транспортные тоннели», которые предлагает ввести Минтранс России с формированием отдельной укрупнённой группы специальностей и направлений подготовки «Дорожное хозяйство» в области образования «Транспорт». Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.

В настоящее время подготовка кадров с высшим образованием для сферы дорожного хозяйства ведется по направлениям подготовки и специальностям в рамках укрупненной группы «Строительство».

Выделение специальностей дорожного хозяйства – важнейшее стратегическое решение, предоставляющее ряд преимуществ для всей отрасли. Так, новые стандарты установят общие требования к образованию, которые в свою очередь обеспечат необходимый уровень подготовки специалистов для сферы дорожного хозяйства в соответствии с современными технологиями и требованиями рынка труда. При этом учет данных по обучению по образовательным стандартам дорожного хозяйства в федеральных статистических наблюдениях позволит иметь ежегодную актуальную статистическую информацию об объемах подготовки кадров для отрасли. Кроме того, будут сформированы контрольные цифры приема отдельно на новую укрупненную группу подготовки специалистов на основе кадровой потребности сферы дорожного хозяйства.

Большую работу с точки зрения развития дорожного образования и повышения престижа профессии в дорожно-транспортной отрасли проводит Федеральное дорожное агентство – в том числе, в рамках новой Концепции развития дорожного образования до 2035 года.

Данный документ был разработан Минтрансом России в минувшем году в целях совершенствования системы подготовки кадров. В этой масштабной работе активное участие приняли крупнейшие профильные вузы страны, а также широкой круг экспертов и работодателей. Концепция была утверждена министром транспорта Российской Федерации Виталием Савельевым 15 февраля 2023 года.

В рамках Концепции на базе РУТ (МИИТ) была создана Академия дорожного хозяйства, которая с этого года начинает подготовку специалистов для дорожного хозяйства по программам высшего образования.

На площадке этой Академии также предполагается развивать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. На базе Отраслевого учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства при РУТ (МИИТ) уже разработаны и находятся на согласовании проекты новых федеральных государственных стандартов для высшего образования – специалитет по дорожным и мостовым специальностям со сроком обучения 5 лет.

Кроме того, в обозначенной концепции большое внимание уделяется и унификации отраслевого образования. Так, к началу 2025 года одним важных целевых показателей является внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта и выпуск не менее 15 учебников по профильным дисциплинам. Помимо этого, не менее 20 % преподавателей должны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации.

На сегодняшний день молодых специалистов для дорожно-транспортного комплекса РФ готовят 19 образовательных организаций.  Кроме того, обучение ведётся в 85 филиалах, учредителями которых являются Минтранс России, Росавиация, Росжелдор и Росморречфлот. В настоящее время в вузах обучаются 229 тысяч человек: 136,4 тысячи – по программам высшего образования, 92,6 тысячи – по программам среднего профессионального образования. Ежегодно выпускается 48 тысяч специалистов.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/618801


188 дорог и 16 мостов восстановлено в новых регионах Российской Федерации

Минстрой России, 12.04.2023

При координации Минстроя России развернута масштабная работа по восстановлению и социально-экономическому развитию новых регионов, вошедших в состав РФ. Важнейшими задачами являются ремонт и строительство жилого фонда, социальных объектов и коммунальной инфраструктуры. Особое внимание для возвращения к мирной жизни специалисты уделяют восстановлению дорожного соединения.

В ДНР на сегодня восстановлено 157 дорог и 10 мостов. В ЛНР введено в эксплуатацию 28 участков магистралей и 5 мостовых соединений. В Запорожской и Херсонской областях восстановлено 3 дороги и 1 мост.

«Восстановление и развитие дорожной сети – это одна из стратегических задач по восстановлению ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Мы не только строим дороги, но восстанавливаем и возводим мостовые конструкции и дорожные развязки. Новые дороги – это артерии экономики. По ним в новые регионы беспрепятственно доставляются необходимые строительные и технические материалы, продукты питания и гуманитарная помощь. Новые дороги и развязки существенно сокращают время доставки и главное они открывают новые пути и связывают регионы. За 2022 год мы отремонтировали в новых субъектах 800 км дорог. В этом году 1039 км дорог получат статус федеральных трасс.», - рассказал Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

На Минстрой России возложены и полномочия по социально-экономическому развитию новых регионов. Совместно с Правительствами новых субъектов России разработаны проекты региональных программ социально-экономического развития ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В документе прописаны механизмы интеграции регионов в экономическую, финансовую и правовую системы РФ, а также перспективные направления дальнейшего развития. В основе программ развития – комплексный подход, который учитывает полный спектр направлений социально-экономического развития, в том числе и развитие дорожного соединения.

Так, в Мариуполе ДНР обновлены почти все главные магистрали. В этом году дорожники приступили к укладке внутриквартальных дорог. У специалистов есть вся нужная спецтехника. Необходимым объемом асфальта обеспечивают специальные модульные асфальтовые заводы. Всего за прошлый год в ДНР уложено 310 км дорог, восстановлено 10 мостов. Дорожники не только укладывают асфальт, но и обустраивают пешеходные дорожки, закладывают остановочные карманы для безопасной остановки общественного транспорта и устанавливают энергосберегающее освещение.

Мост в районе населенного пункта Нижняя Крынка ДНР был поврежден в 2014 году. Он соединял Донецк сразу с несколькими крупными населенными пунктами республики. Для капитального ремонта самого моста строители оборудовали объездной путь. Специалисты приступили к строительству пролетов. Работы ведутся круглосуточно. На объекте трудится 50 строителей, задействовано более 10 единиц техники.

В ЛНР за прошлый год отремонтировали почти 500 км дорог и 5 мостовых конструкций. Дорожники ударными темпами восстанавливали в первую очередь основные магистрали и межрегиональные трассы для быстрой перевозки грузов и передвижения транспорта.

Автомобильную дорогу Знаменка – Луганск – Изварино уложили московские дорожники. Капитально отремонтирован участок от Михайловки до границ города Дебальцево общей протяженностью почти 39 километров. За сутки укладывали до 800 метров. В работах было задействовано 16 человек и 11 дорожно-строительных машин, а также самосвалы для подвозки строительного материала.

Ремонтные работы в том числе ведутся на мостовой конструкции через реку Айдар. Этот важный транспортный узел ЛНР подорвали вооруженные формирования Украины при отступлении в феврале этого года. В результате были нарушены транспортные потоки в Республике. Российские мостовики приступили к ремонтным работам в июне прошлого года. Сейчас они восстанавливают опоры.

Город Счастье с Луганском теперь соединяет новая дорога. Специалисты из Орловской области уложили новый асфальт. Протяженность участка 45 км. Дорожники из Ленинградской области обновили трассу Михайловка – Стаханов – Первомайск. По участку в 43 км теперь можно проехать быстрее.

В городе Снежное ДНР отремонтированы три центральные дорожные магистрали. В следующем году дорожники уложат новое асфальтовое покрытие
на остальных улицах города.

13 декабря диверсанты подорвали опоры моста, соединяющего Мелитополь и Константиновку в Запорожской области. Мост не обрушился, но сильно просело дорожное полотно двух пролетов. Движение по нему временно остановлено. Дорожники проложили дублирующую трассу в обход поврежденного моста. Ежедневно на объекте работают 30 специалистов и 21 единица техники. Рабочие уложили основание из щебеночно-песчаной смеси.

Параллельно мостовики работают над восстановлением мостового соединения.

В Новоазовском районе ДНР восстановили 8 городских дорог. Параллельно специалисты укладывают и тротуары. Дорожники асфальтировали
4 межпоселковых дороги. Всего по району обновят 60 километров дорожного покрытия.

В городе Антрацит ЛНР дорожники из Ставрополья уложили более 30 км асфальта на главных улицах. В пригороде установили модульный асфальтовый завод. Он обеспечит асфальтобетонной смесью строительство дорог города,
а в перспективе и всего Антрацитовского района.

В Новоазовском районе ДНР восстанавливают сразу 6 мостов. Строители устанавливают опоры и пролеты. В прошлом году открыли движение на двух мостовых конструкциях. Остальные мосты сдадут в эксплуатацию в этом году.

https://minstroyrf.gov.ru/press/188-dorog-i-16-mostov-vosstanovleno-v-novykh-regionakh-rossiyskoy-federatsii/


В Центре компетенций ИТС состоялась рабочая встреча с депутатами Государственной Думы РФ – координаторами партийного проекта «Безопасные дороги»

Интеллектуальные транспортные системы России, 12.04.2023

Вопросы развития интеллектуальных транспортных систем и повышения безопасности дорожного движения обсудили в Центре компетенций интеллектуальных транспортных систем Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» в ходе рабочей встречи с депутатами Государственной Думы – региональными координаторами партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги».

На встрече присутствовали координатор партийного проекта «Безопасные дороги», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Динар Гильмутдинов (Республика Башкортостан), член Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Алексей Канаев (Вологодская область), председатель совета Кластера ГЛОНАСС К-57 Орловской области Александр Сёмкин, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», член Общественного совета Федерального дорожного агентства Антон Журавлев, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», член Общественного совета партийного проекта «Безопасные дороги» Дмитрий Ольховиков.

Состоялось обсуждение по актуальным вопросам и первоочередным задачам в области внедрения интеллектуальных транспортных систем, в частности, сохранения уровня финансирования на построение ИТС в регионах, содержания подсистем региональными и муниципальными властями, упрощения процедур вывода на российский рынок отечественных производителей оборудования и комплектующих, профориентационной работы со школьниками и студентами.

Участники сошлись во мнении, что очень важно не сбавлять темпы по внедрению и развитию ИТС, иначе это скажется не только на реализации национального проекта, но и серьезно повлияет на безопасность дорожного движения.

Были намечены и утверждены совместные планы по дальнейшему тесному взаимодействию и сотрудничеству.

Напомним, федеральный партийный проект «Безопасные дороги» призван сформировать в обществе культуру безопасного вождения и ответственного поведения пешеходов на дорогах, организовать контроль над сохранением и повышением качества дорог. Под особым контролем – оценка количества и причин дорожных происшествий, проработка механизма их предотвращения, предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

https://itsjournal.ru/news/v-tsentre-kompetentsiy-its-sostoyalas-rabochaya-vstrecha-s-deputatami-gosudarstvennoy-dumy-rf-koordi/