Дайджест новостей РФ (13.10.2025)

13.10.2025 Просмотров: 108

На М-4 «Дон» и М-12 «Восток» нанесли более 700 километров шумовой разметки

Автодор, 06.10.2025

На федеральной трассе М-4 «Дон» выполняется масштабный комплекс работ по устройству шумовой разметки. Общая протяжённость нанесенной шумовой разметки превысила 370 километров. Новые элементы безопасности появились на участках в Краснодарском крае, Ростовской области Липецкой и Воронежской областях. В Краснодарском крае шумовые полосы нанесли на 80 км дороги. В Ростовской области обустроено 98 км таких полос, в Липецкой области обустроено 64 км таких полос, а в Воронежской — 130 км.

Аналогичные работы проводятся и на федеральной трассе М-12 «Восток». Общая протяженность уже обустроенных шумовых полос составляет 343 км. Из них в Подмосковье обустроено 43 км, во Владимирской и Нижегородской областях — 135 км и 95 км соответственно, в Чувашской Республике 15 км и в Татарстан 53 км.

Работы по нанесению шумовой разметки продолжаются. Особенностью проекта стало применение метода фрезерования. В отличие от традиционного нанесения термопластика, эта технология обходится значительно дешевле, при этом надежно выполняет свои функции. На обочинах дороги дорожники сделали вертикальные полосы глубиной до двух сантиметров. Они не представляют угрозы для шин, но создают заметный шумовой эффект, который вовремя предупреждает водителя о съезде с полосы. Работы велись с ограничением скоростного режима и временным сужением проезжей части, что позволило обеспечить безопасность движения на период проведения ремонта.

Нанесение шумовой разметки направлено на безопасность дорожного движения. Эта мера помогает снизить риск аварийных ситуаций, способствует концентрации внимания водителей и уменьшает вероятность съезда с проезжей части дороги.

https://russianhighways.ru/press/news/133512/

 

Регионы переводят общественный транспорт на новое топливо

Российская газета, 07.10.2025

Правительство России в сентябре утвердило Концепцию развития рынка газомоторного топлива до 2035 года. Она нацелена на увеличение числа транспортных средств, работающих на газе, и развитие соответствующей заправочной и сервисной инфраструктуры. Одно из направлений работы включает увеличение количества работающего на газе общественного транспорта в российских городах.

«Президент подчеркивал, что для нашей страны использование газомоторного топлива является приоритетным», – отметил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Предлагаемые в концепции меры, по его словам, позволят расширить внутренний спрос на природный газ, ускорить создание нового сегмента экономики и способствовать улучшению экологии в городах. Что в свою очередь поможет дальнейшему повышению качества жизни наших граждан.

Реализация заявленных в концепции планов позволит увеличить объем потребления газомоторного топлива в России с 2,52 миллиарда кубометров в 2024 году до 9,6 миллиарда в 2035-м.

В документ заложены два сценария развития отечественного рынка ГМТ. Базовый сформирован с учетом внешних вызовов и нестабильности на мировых энергетических рынках, а целевой предусматривает более благоприятные условия и ускоренные темпы развития. Базовый сценарий предполагает, что за 10 лет будет произведено 347,3 тысячи автотранспортных средств, использующих ГМТ, и переоборудовано еще 369,5 тысячи. По целевому сценарию выпуск работающих на газе машин составит 528 тысяч, а переоборудование – 525 тысяч.

Из всех категорий автотранспорта самые большие планируемые объемы производства приходятся на автобусы. Общественный транспорт играет важную роль в развитии рынка газомоторного топлива, и государство стимулирует этот процесс наряду с переводом на ГМТ личных автомобилей.

По информации компании «Газпром газомоторное топливо», в 2025 году установлен приоритет поставки общественного пассажирского транспорта общего пользования на природном газе в регионы страны в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Также установлена преимущественная закупка государственными и муниципальными заказчиками автотранспортной техники, работающей на ГМТ (и электрических автомобилей) вместо транспорта на традиционных видах топлива.

Некоторые города и регионы России демонстрируют хорошие показатели работы в этом направлении. К примеру, власти Сахалина планируют в 2028 году перевести на газомоторное топливо весь общественный транспорт острова, сообщил в ходе международного дальневосточного форума «Энергия Сахалина» губернатор Валерий Лимаренко. «Уже почти 80 процентов общественного транспорта использует газомоторное топливо. В 2028 году показатель приблизится к 100 процентам. Это привело к снижению загрязнения атмосферы в три раза», – сказал глава региона.

В Санкт-Петербурге с 2020 по 2023 год были переоборудованы под газомоторное топливо 1432 автобуса. В 2024-м выделили средства на оснащение еще более 400 машин двигателями, работающими на ГМТ. В прошлом году на городских маршрутах работало примерно три тысячи автобусов на природном газе.

В Красноярске автотранспортное предприятие в этом году закупило в лизинг 150 автобусов на газомоторном топливе. Первая партия из 15 произведенных в Минске машин уже прибыла в сибирский город.

«В сегменте автобусов чаще используется компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ). Число таких машин в 2025 году практически вдвое превышает количество автобусов на сжиженном углеводородном газе (СУГ), – рассказал «РГ» аналитик ОМТ-Консалт Никита Денисов. – Важно отметить, что подавляющая часть автобусов на КПГ/СПГ – это однотопливные метановые двигатели в заводском исполнении».

«Сейчас уже достаточно много вариантов общественного транспорта, который может работать на СПГ, – отметил в разговоре с «РГ» директор аналитического агентства LNG.Expert Сергей Иванов. – Это дает существенную экономию, поскольку сейчас СПГ практически в два раза дешевле, чем дизельное топливо. При расходе один к одному получается экономия от девяти рублей с километра и выше».

А ведь помимо больших автобусов есть еще и маршрутки, и такси. «В сегменте маршруток в качестве ГМТ в основном используется сжиженный углеводородный газ (СУГ)», – отметил Никита Денисов. То же самое, по его словам, касается и автомобилей такси.

При переводе такси на СУГ, по словам эксперта, установка оборудования отбивается уже в первый год эксплуатации, позволяя сэкономить при текущем уровне цен до 150 тысяч рублей в год. Маршрутка при пробеге, равном половине такси, позволит сэкономить до 200 тысяч рублей в год. «А вот с КПГ выгода менее очевидна, – отметил эксперт. – На сентябрь 2025 года его средняя цена в рознице была выше, чем у СУГ. Однако в сравнении с дизельным топливом КПГ всегда будет выгоднее, и его преимущество возрастает в связи с недавними всплесками цен. Но в рамках ГМТ он начинает проигрывать несмотря на то, что в прошлые годы был самым выгодным».

Темпы перехода городского транспорта на газомоторное топливо, по словам Никиты Денисова, определяют разные факторы. В такси, например, они напрямую зависят от выгодности топливной альтернативы. Эксперт отмечает, что использование СУГ в такси снижается, это связано с изменениями в автопарке страны. «Трансформация таксопарков, где сейчас все большую роль играют китайские бренды, сужает возможность установки газобаллонного оборудования в принципе, поскольку многие модели, а иногда и целые бренды не предназначены для работы на ГМТ», – пояснил эксперт.

Увеличение количества транспорта на газе зависит также от темпов развития заправочной инфраструктуры. Концепция развития рынка газомоторного топлива предполагает, что количество заправок ГМТ при реализации базового сценария вырастет с 1170 единиц в 2024 году до 2213 в 2035-м.

Если говорить, например, о заправочных станциях СПГ, то их в стране сегодня 70, рассказал Сергей Иванов. «Они сосредоточены в основном в Центральной России, – отметил он. – Сейчас крупные компании закрывают основные магистрали, федеральные трассы. У нас можно доехать на СПГ от Москвы до Екатеринбурга или от Москвы до Сочи, но дальше дорога пока заканчивается».

По словам эксперта, 2025 год стал переломным с точки зрения спроса на СПГ из-за сложной геополитической ситуации. «У нас появился естественный профицит газа, который нужно куда-то девать, нужно перерабатывать. И наши газовые компании-гиганты приняли решение наращивать его внутреннее потребление. Большие компании видят развитие в том, чтобы увеличить спрос через газомоторную технику», – подытожил Сергей Иванов.

https://rg.ru/2025/10/07/gaz-raduetsia.html

 

Приоритетные направления развития транспортного комплекса отражены в федеральном бюджете на 2026–2028 годы

Министерство транспорта Российской Федерации, 07.10.2025

Министр транспорта Андрей Никитин на заседании Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры представил проект бюджета в части транспорта на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. Заседание провел глава Комитета Евгений Москвичёв.

В своем выступлении Андрей Никитин подчеркнул, что стабильный транспорт – это основа работы всех ключевых отраслей экономики, включая промышленность, торговлю и сельское хозяйство. Транспортная отрасль обеспечивает 6-6,5 % ВВП и входит в пятерку крупнейших секторов России вместе с обрабатывающей промышленностью, торговлей и добычей полезных ископаемых. В 2024 году вклад транспорта в экономику составил 13 трлн рублей.

На транспортные нужды приходится десятая часть всех инвестиций в основной капитал страны. В 2024 году инвестиции достигли примерно 4,8 трлн рублей, из которых порядка 60 % направлены на дорожное хозяйство и железнодорожный транспорт – по 1,4 трлн рублей на каждый сектор.

Глава Минтранса напомнил, что средства вкладываются из нескольких источников: государственного бюджета, Фонда национального благосостояния, а также собственных и привлеченных ресурсов транспортных компаний. Государство, инвестируя в транспорт, снижает риски и расширяет возможности для частного капитала. Для увеличения бюджетных средств планируется также задействовать «окрашенные» налоги и сборы.

«Практика многих лет подтверждает: дорожные фонды – это эффективный инструмент. Более половины поступлений в консолидированный Дорожный фонд формируют акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, поступления от системы «Платон», штрафы за нарушения весогабаритного контроля и безопасности движения, – отметил Андрей Никитин. – Идет работа в области авиации и морского транспорта. Действует механизм сбора целевых средств на капремонт аэропортов через Госкорпорацию ОРВД. Завершается разработка механизма внедрения аэропортового сбора для реконструкции аэродромов в рамках концессий».

Суммарно транспортный сектор ежегодно приносит в бюджет России около 4 трлн рублей, напрямую и косвенно поддерживая экономику и налоговые поступления смежных отраслей.

Проект бюджета разработан в соответствии с Транспортной стратегией и поручениями Президента России, с учетом всех корректировок и решений Бюджетной комиссии. Общий объем финансирования по госпрограмме «Развитие транспортной системы» на три года составит 5 трлн 912 млрд рублей.

Министр проинформировал, что удалось обеспечить финансирование крупных инфраструктурных проектов, сохранить субсидии для социально значимых перевозок всеми видами транспорта и поддержать перспективные цифровые инициативы в отрасли.

По итогам обсуждения депутаты поддержали проект бюджета как основу для выполнения стратегических задач, стоящих перед транспортной отраслью страны.

Также на заседании рассмотрены отдельные вопросы, связанные с модернизацией пунктов пропуска через госграницу, программой обновления общественного транспорта в регионах, развитием беспилотных авиационных систем, дноуглубительными работами на внутренних водных путях.

«Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендовал к принятию в первом чтении проект бюджета на 2026 год и плановые 2027–2028 годы. Транспортный сектор является неотъемлемым связующим звеном всей экономики. Наша задача – принять сбалансированный бюджет, чтобы транспортная отрасль имела возможность работать стабильно и безопасно для наших граждан. Главный финансовый документ страны разработан в соответствии с Транспортной стратегией и поручениями Президента России и направлен на поддержание стабильности транспортной системы в нашей стране», – прокомментировал итоги заседания Евгений Москвичёв.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/12177?ysclid=mgospxevvt612473102

 

В Пермском крае благодаря ИТС уменьшилось количество ДТП

ИТС Журнал, 08.10.2025

Всего в Пермском крае 249 светофорных объектов, подключенных к АСУДД, более 570 детекторов транспорта различного типа, свыше 450 видеокамер подсистемы видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС, 43 автоматизированных дорожных метеостанций, 11 табло и знаков переменных информации.

К системе управления транспортными потоками подключены порядка 60 процентов светофорных объектов, а все магистральные дороги оснащены камерами с функцией видеоаналитики и детекторами транспорта, фиксирующими движение автомобилей.

Заместитель министра транспорта Пермского края Максим Михеев отметил использование искусственного интеллекта в управлении движением.

«Светофоры, работающие в адаптивном режиме, самостоятельно определяют фазы и координируют переключение сигналов в зависимости от дорожной обстановки. Помимо «умных» светофоров в Прикамье для управления транспортными потоками используют компоненты машинного зрения. В прошлом году в тестовом режиме была внедрена функция автоматического распознавания ДТП и заторов», — подчеркнул Максим Михеев.

Также, по оценкам специалистов регионального минтранса инновации уже принесли ощутимый результат. Благодаря развитию ИТС удалось снизить количество ДТП на семь процентов, а транспортных заторов — на 13. Средняя скорость транспортного потока увеличилась более чем на 30 процентов.

Напомним, что Пермский край занял первое место в независимом рейтинге ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» по внедрению интеллектуальных транспортных систем.

Ключевая цель внедрения ИТС в Пермском крае — создание системы мониторинга и управления транспортным комплексом в режиме реального времени для повышения качества транспортных услуг, улучшения экологии и безопасности, повышения пропускной способности и сокращению задержек транспортного потока.

https://www.itsjournal.ru/news/v-permskom-krae-blagodarya-its-umenshilos-kolichestvo-dtp/

 

Минтранс и Минцифры готовят программу мониторинга общественного транспорта

ТАСС, 09.10.2025

Минтранс РФ совместно с Минцифры разрабатывает систему мониторинга общественного транспорта в регионах, сообщил заместитель министра транспорта РФ Алексей Шило на пленарной сессии форума «Общественный транспорт 2025».

«Для того, чтобы управлять общественным транспортом, нужно видеть, чем ты управляешь. <…> Поэтому мы с коллегами сегодня готовим с Минцифры такую программу – продукт для регионов. Это система мониторинга общественного транспорта, которая для регионов будет бесплатна, но которая будет в том числе позволять собирать статистику по перевозкам, видеть количество транспорта, которое обслуживает регион. На основе этого уже на федеральном уровне сможем корректировать и видеть точные пробежки, которые нам нужны», – сказал он.

Шило также отметил, что до 2030 года в регионы планируется поставка еще 32 тыс. транспортных средств, преимущественно автобусов.

«Мы видим, что до 2030 года нам необходимо будет за счет различных поддержек еще 32 тыс. транспортных средств, автобусов, в первую очередь поставить регионам», – сказал замминистра.

https://tass.ru/ekonomika/25294871

 

Нижегородские мосты интеллектуальной системой безопасности

ИТС Журнал, 10.10.2025

Четыре моста через Оку в Нижнем Новгороде получили интеллектуальную систему безопасности. Технология позволяет в режиме реального времени получать всю необходимую информацию о ситуации на мостах, предупреждать нештатные ситуации, оперативно реагировать на случаи незаконного вмешательства в работу транспортной инфраструктуры.

Для обеспечения работы системы специалистами были установлены более 500 видеокамер на мостах и прилегающих территориях, смонтировали посты транспортной безопасности и единый пункт управления. По сообщению разработчика для сбора и анализа данных были установлены специальные системы интеллектуального видеонаблюдения, видеосерверы и модули видеоаналитики.

В Едином пункте управления настроено шесть подсистем, интегрированных в общую платформу управления, среди которых подсистема контроля и видеонаблюдения. Автоматизированное рабочее место оператора позволяет в режиме реального времени контролировать все параметры безопасности объекта. Так, с помощью интеллектуальной системы видеонаблюдения оператор не только визуально следит за обстановкой, но и своевременно получает уведомления о нетипичных ситуациях на объекте для последующего принятия решения о реагировании.

https://www.itsjournal.ru/news/nizhegorodskie-mosty-intellektualnoy-sistemoy-bezopasnosti/

 

Подмосковье идет на замедление

Коммерсантъ, 10.10.2025

За прошедшие девять месяцев на дорогах Московской области с помощью камер зафиксировано более 24 млн нарушений ПДД. Это на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Подмосковные власти связывают динамику с повышением водительских штрафов в начале года. В 2026–2027 годах парк дорожных камер в Подмосковье планируется увеличить, комплексы будут выявлять новые виды нарушений. Для повышения безопасности планируется на ряде участков пересмотреть скоростной режим.

Министерство транспорта Московской области по запросу «Ъ» предоставило данные о нарушениях ПДД, зафиксированных дорожными камерами. За девять месяцев этого года выявлено 24,7 млн таких нарушений, что на 20% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Как мы видим из динамики, увеличение размеров штрафов позитивно сказывается на соблюдении правил»,— сообщили «Ъ» в министерстве. Речь идет о вступивших в силу в январе изменениях в КоАП: штрафы для водителей увеличились в 1,5 раза, в том числе за превышение скорости, пьяное вождение, проезд на красный свет, езду по обочине. Скидка за быструю оплату штрафа сократилась с 50% до 25%. По итогам первого полугодия количество зарегистрированных нарушений по всей стране сократилось на 7,5% (см. «Ъ» от 14 июля). В Московской области, как видно из статистики, показатель снижается быстрее.

Самым массовым видом нарушений в Московской области является превышение скорости. За девять месяцев выявлено 22,8 млн превышений на 20–40 км/ч, 688,6 тыс.— на 40–60 км/ч, 63 тыс.— на 60–80 км/ч и более 12 тыс.— на 80 км/ч и выше.

«Скорости в течение года были высокими в связи с теплой погодой и отсутствием осадков в январе—марте,— отметил министр транспорта Подмосковья Марат Сибатулин.— Осенью данный тип нарушения идет на снижение — трафик становится меньше, и в связи с неустойчивой погодой водители ведут себя аккуратнее».

В топ-10 самых частых нарушений, выявляемых камерами, также вошли непристегнутые ремни безопасности, пересечение сплошной линии разметки и движение по обочине. Если сравнивать данные год к году, то видно, что комплексы стали чаще выявлять выезды на автобусную полосу. Скорее всего, это связано с увеличением числа «выделенок» на областных дорогах. В сентябре, к примеру, новые участки появились в Красногорске, Домодедово и Истре.

Подмосковная система фотовидеофиксации с 2016 года обслуживается компанией «МВС груп» (входит в группу «Урбантех») в рамках концессионного соглашения. Компания инвестировала в запуск систем 5 млрд руб. и получает 233 руб. с каждого оплаченного штрафа за нарушение ПДД. Сейчас на территории области работает более 2 тыс. камер (1,8 тыс.— стационарных, 197 — передвижных и 45 — мобильных), они фиксируют 17 составов нарушений.

«Рост количества фиксации нарушений, связанных с выездом на выделенные полосы, объясняется продолжением планомерной работы по организации приоритетного движения общественного транспорта в регионе,— подтвердили «Ъ» в «МВС груп».— На сегодняшний день в Московской области функционирует порядка 130 выделенных полос, а контроль за соблюдением правил проезда обеспечивается комплексами фотовидеофиксации». В компании также обратили внимание на рост количества штрафов для грузового транспорта за движение дальше второй полосы, объяснив это «технологическим обновлением». «В конце 2024 года функция распознавания этого нарушения была внедрена на тех комплексах фотовидеофиксации, где это допустимо — а именно на участках дорог с тремя и более полосами движения в одном направлении»,— пояснили в компании.

Самое большое число нарушений камеры фиксируют на федеральных трассах и региональных вылетных магистралях, где наблюдаются самые интенсивные транспортные потоки. «Мы регулярно мониторим ситуацию и проводим необходимый комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности и снижение аварийности,— сообщили «Ъ» в областном минтрансе.— На ряде вылетных магистралей обустраиваем ограждения, в том числе разделяющие встречные потоки, а также передислоцируем комплексы фотовидеофиксации». Ранее ГИБДД опубликовала данные об аварийности за девять месяцев этого года. На территории Московской области с начала года произошло 2,7 тыс. ДТП (на 6,3% меньше, чем годом ранее), в которых погибло 514 человек и 2,9 тыс.— ранено.

В планах у областного минтранса — увеличить число дорожных камер в 2026–2027 годах, а также «научить» их фиксировать новые составы административных правонарушений. Деталей в министерстве пока не раскрывают. «Продолжается комплексная работа по обустройству дорог элементами безопасности,— добавляют в ведомстве.— Речь идет о строительстве линий освещения, тротуаров, обустройстве ограждений и внедрении адаптивных светофоров, снижении скоростного режима».

Руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» «Общероссийского народного фронта» Петр Шкуматов объясняет штрафную динамику тем, что «люди стали экономить деньги и ездить более аккуратно». «Лишних денег на штрафы у водителей точно нет,— считает он.— Это видно и по другим регионам. Я недавно проехал по Челябинску, Екатеринбургу, Москве с областью. Люди там стали водить сильно спокойнее».

https://www.kommersant.ru/doc/8101387

 

От планов до приемки: в регионах прошло свыше 1 тыс. мероприятий с участием общественности

Министерство транспорта Российской Федерации, 10.10.2025

Мероприятия национального проекта «Инфраструктура для жизни» проходят при активном участии представителей общественности. Для того чтобы лучше понимать запросы общества, находить компромиссы, вовремя реагировать на возникающие проблемы, дорожники привлекают людей с активной жизненной позицией к непосредственному участию в проектах по развитию дорожной инфраструктуры.

Только за 9 месяцев 2025 года в регионах прошло свыше 1 тыс. мероприятий с участием представителей общественности: выезды на гарантийные объекты весной, проверки объектов ремонта в течение всего сезона, участие в приемочных комиссиях и обсуждение планов на следующие годы.

«При Минтрансе России, а также при региональных дорожных министерствах и ведомствах функционируют общественные советы, деятельность которых направлена на повышение открытости и прозрачности нацпроекта «Инфраструктура для жизни». В целом в субъектах – участниках нацпроекта насчитывается порядка 500 общественных контролеров – это люди с активной жизненной позицией, зачастую с профильным образованием. Многие успешно взаимодействуют с дорожниками не первый год, и результат такого сотрудничества очевиден: совместная работа позволяет сторонам обмениваться информацией, находить компромиссы, оперативно решать возникающие вопросы. Все это положительно влияет и на рост качества дорожных работ, и на повышение качества жизни россиян», – сообщил Министр транспорта РФ Андрей Никитин.

В течение текущего дорожного сезона общественники Удмуртской Республики совершили 137 инспекционных выездов на объекты нацпроекта. «На дорожные объекты рабочая комиссия выезжает дважды. Первый раз мы инспектируем ход работ, когда техническая готовность составляет 70–80 %. На этом этапе можно выявить недочеты, проверить соответствие фактических сроков контрактным, скорректировать работу подрядчика. Второй раз посещаем объект в составе приемочной комиссии, когда работы выполнены на 100 % и оцениваем уже результат», – рассказал член регионального штаба Народного фронта по Удмуртии Андрей Цаплин.

В сентябре общественники оценили качество выполненного ремонта на четырех участках улично-дорожной сети Ижевска. В частности, на улице Ленина в районе республиканского центра «Адели» привели к нормативам тротуары, а у остановки общественного транспорта выполнили устройство искусственных неровностей, совмещенных с пешеходным переходом. Кроме того, в ходе работ обновили остановки трамваев. Локация стала удобной для передвижения маломобильных граждан и людей с ограниченными возможностями здоровья.

«Очень удобно и хорошо сделано. Наконец-то можно спокойно пользоваться, ездить на трамвае, выезжать на инвалидной коляске из него на остановку. Там как раз расположен реабилитационный детский центр, кардиологическая больница. Теперь можно смело пользоваться», – отметил председатель общественной организации инвалидов-колясочников «Благо», член Общественной палаты Ижевска Сергей Меркурьев.

В Красноярском крае в текущем году общественники проверили 19 объектов нацпроекта «Инфраструктура для жизни» на региональной дорожной сети общей протяженностью 70 км.

«Идеальное решение проблемы происходит сообща, когда в связке работают заказчик, подрядчик и пользователь дороги. Поэтому для нас важно, чтобы результат работ оценивали те, кто непосредственно будут по этим дорогам передвигаться. Общественники могут не знать всех технических нюансов, но обязательно укажут на недочеты. В этом году в работе 61 объект. Из них 19 уже проверили общественные контролеры. Идет активная приемка работ, поэтому эта цифра будет возрастать», – рассказал руководитель Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Андрей Журавлев.

В конце сентября общественники приняли участие в приемке работ после капремонта участка трассы Емельяново – Никольское – Талое с 29 по 30 км. Ранее он был в щебеночно-гравийном покрытии. При этом дорогу постоянно разбивал проезжающий грузовой транспорт, а пыль сильно осложняла жизнь местных жителей. Они неоднократно обращались с просьбами решить ситуацию.

«Ранее мы были здесь в июле, контролировали ход работ, сейчас принимаем готовый объект. Замечаний у нас нет, все выполнено отлично. Отдельно отмечу рифленую тактильную плитку для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, ее установили перед пешеходными переходами и на понижениях съездов. Выполнено это из термопластичного полиуретана и смонтировано с помощью двухкомпонентного клея. Такие плитки выглядят надежно, но следующей весной мы обязательно проверим их состояние», – рассказал куратор проекта «Народный Фронт. Дороги» Евгений Рец.

С начала года члены Общественного совета при Минстрое Пензенской области совершили 30 инспекционных поездок на объекты нацпроекта в 19 районов региона.

«В этом году по нацпроекту обновляется 12 искусственных сооружений – рекордное количество по сравнению с предыдущим дорожным сезоном. Конечно, мост – это важная часть дорожной инфраструктуры. Поэтому к работам на таких объектах приковано особое внимание», – сообщил председатель Общественного совета при Минстрое Пензенской области Виктор Галкин.

Так, недавно общественники проверили, как идет реконструкция автомобильной дороги и путепровода в районе улиц Ерик, Транспортной и Горбатова переулка в Пензе. Контролеры не только осмотрели объект, но и ознакомились с заполняемыми журналами хода работ.

«В ходе проверки установлено, что все строительно-монтажные работы ведутся в соответствии с установленным графиком», – сообщила заместитель исполнительного директора Ассоциации СРО «Большая Волга» Ольга Козицына.

В процессе выездов на объекты контролеры общаются с местными жителями, узнают их мнение о проводимом или уже выполненном ремонте. О результатах инспекций они докладывают на совещаниях регионального штаба по реализации нацпроекта, который еженедельно проводится в профильном министерстве.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/12183


Пассажирам добавят тепла и зарядок

Коммерсантъ, 13.10.2025

В России готовится новый ГОСТ для автобусных и троллейбусных остановок, узнал «Ъ». Проект стандарта разработан по заказу Росавтодора, поскольку действующие требования сильно устарели. Новый ГОСТ рекомендует оборудовать остановки системами подогрева, кондиционерами, зарядками и точками доступа Wi-Fi. Правительство может сделать эти требования обязательными.

«Ъ» стало известно, что в одном из технических комитетов Росстандарта обсуждается проект ГОСТа с требованиями к «остановочным пунктам маршрутных транспортных средств». Этот документ разработали специалисты Российского дорожного научно-исследовательского института (РосдорНИИ). Там пояснили «Ъ», что действующие требования к остановкам прописаны в отраслевом стандарте 2003 года и они давно устарели (более того, по закону «О стандартизации» применение отраслевых стандартов не допускается с 1 сентября 2025 года). А часть норм, касающихся остановок, содержится в разных ГОСТах и сводах правил. Единого современного документа просто не существует, констатируют в РосдорНИИ: «Разрозненные требования не в полной мере гармонизированы и не охватывают все аспекты, необходимые для обеспечения безопасности движения в местах обустройства остановочных пунктов».

Перед разработкой ГОСТа институт по поручению коллегии Минтранса проанализировал «общее положение дел» в части размещения остановок. Новый документ подготовлен «с учетом отечественного и зарубежного опыта», подчеркивают в РосдорНИИ. «Ъ» ознакомился с проектом стандарта (отметим, что на трамвайные остановки он не распространяется).

В документе прописана классификация остановочных пунктов в зависимости от загрузки.

«Базовые» обслуживают менее 100 пассажиров в сутки, «улучшенные» — от 100 до 500, «расширенные» — более 500 пассажиров в сутки. При необходимости все виды павильонов должны быть оборудованы системами подогрева и кондиционерами. «Улучшенные» и «расширенные» остановки ГОСТ рекомендует оборудовать зарядками для телефонов и точками доступа Wi-Fi, а также электронными табло с указанием времени прибытия транспорта и картами маршрутов.

Все остановочные пункты должны быть обустроены «карманами» для заезда маршрутного транспорта (в ГОСТе перечислены разнообразные варианты), исключение составляют дороги с низкой интенсивностью движения. Предусмотрены и «антикарманы» — расширенные в сторону проезжей части выступы с тротуара, где должны быть обустроены посадочные площадки. Такое решение может применяться на улицах с небольшим трафиком и при наличии уличных парковок, прилегающих к остановке.

В документе прописаны и правила обустройства остановочных пунктов в тех случаях, если автобусы и троллейбусы ходят по обособленным «выделенкам» в середине проезжей части. Здесь авторы ГОСТа предлагают делать остановки двух типов: «береговые», то есть две по краям «выделенки», либо «островные» — единая остановка посередине для всех пассажиров.

Наконец, документ устанавливает требования к скамейкам: длина — не менее 1,5 м, ширина — не менее 0,43 м, высота — 42–48 см. Урны должны размещаться вне павильона на расстоянии не более 1 м от его стенок.

Новый ГОСТ необходим, поскольку многие города сегодня оптимизируют маршрутную сеть: часть дублирующих маршрутов ликвидируют, а на оставшихся увеличивается пассажиропоток, пояснил «Ъ» директор центра транспортного планирования Института транспорта ВШЭ Павел Зюзин.

«Также регионы и города переходят на более крупные модели автобусов, поэтому новые остановки должны проектироваться с учетом этого фактора,— добавляет он.— Тем более что в отрасли перевозок наблюдается серьезный дефицит кадров. В связи с этим автопредприятиям проще иметь в парке 10 больших автобусов, чем 25 небольших «газелей». Поэтому ГОСТ должен предусматривать ситуации, когда остановка принимает сразу два-три крупных автобуса или даже сочлененный автобус, указывает господин Зюзин.

«В условиях динамично развивающегося мегаполиса с большим количеством транспортных связей введение нового ГОСТа позволило бы актуализировать информацию о расположении павильонов относительно зданий и сооружений, проработать вопрос установки подходящего типа павильона в зависимости от пассажиропотока»,— комментируют документ в столичном «Мосгортрансе». «Применяемый сегодня ГОСТ не обновлялся довольно давно, некоторые моменты устарели или вовсе отсутствуют,— добавляют в подмосковном минтрансе.— Безусловно, новый стандарт необходим с учетом времени и развития улично-дорожной сети. Документ станет подспорьем в организации комфортного и безопасного движения в современных условиях». В минтрансах Иркутской области и Краснодарского края заявили «Ъ», что одобряют документ, поскольку в нем собрана, упорядочена и систематизирована «основная информация по остановочным пунктам». Впрочем, в краснодарском минтрансе обращают внимание на норму о том, что павильоны остановок должны обладать «сопротивляемостью к вандализму», но это понятие в ГОСТе никак не расшифровано.

Сейчас на обсуждении находится уже третья версия документа; к первым двум замечания поступили от Минтранса, Росавтодора, ГИБДД, ЦОДД Москвы, ГК «Автодор» и других организаций. Обсуждение продлится до 24 октября, и для утверждения документа нужен консенсус между экспертами, пояснили в РосдорНИИ. Сроки вступления в силу документа неизвестны.

Пока рано говорить, что все новые остановки в стране будут соответствовать этим требованиям, ведь ГОСТы по умолчанию добровольные для производителя. Однако госорганы при закупках остановок могут установить соответствие стандарту в качестве обязательного условия. Кроме того, существует распоряжение правительства, где перечислены обязательные к применению стандарты в области безопасности движения, и новый ГОСТ вполне может быть включен в этот документ. «Как правило, с выходом новых стандартов существующие объекты приводятся в соответствие с новыми требованиями при проведении работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию»,— поясняют в РосдорНИИ. Отметим, что реновация остановок проходила во многих регионах в 2019–2024 годах в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Эти работы сейчас продолжаются в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

https://www.kommersant.ru/doc/8118409?tg