Россия стала мировым лидером по внедрению ИИ в транспортную отрасль
АБН24, 02.11.2024
На сегодняшний день Россия является одним из мировых лидеров по применению искусственного интеллекта в транспортной отрасли, рассказал генеральный директор концерна «Телематика» Алексей Нащекин в интервью РБК.
Россия применяет автоматизацию в различных направлениях: автомобильной, железнодорожной, беспилотной и других. Однако настоящий рост только впереди.
«Современные дороги уже невозможно представить без IT-систем и ИИ, которые делают их удобными и безопасными. И Россия сегодня — один из мировых лидеров по автоматизации транспортной отрасли, это быстро и стабильно растущий рынок», — отмечает Нащекин.
В стране ведется оцифровка дорог. Порядка 1,5 миллиона магистралей уже находятся в базе, что помогает в контроле бюджета и в работе других государственных систем.
Железнодорожники используют автоматизацию для интеллектуальной диагностики подвижного состава буквально «на ходу». Машинное зрение, лазерное сканирование и тензометрия помогают находить неполадки. Специальная робототехника облегчает работу людей, освобождая их от рутинных операций или выводит их из опасных зон.
Одним из достижений дорожников является создание цифровых двойников важных автомобильных артерий. Речь идет про Центральную кольцевую автомобильную дорогу в Московской области и трассу М-12 «Восток», что связывает столицу с Тюменью.
Кроме того, в России большие планы на следующие пять лет по части внедрения беспилотного транспорта. К 2030 году в стране создадут условия для включения 20 тысяч дорог в единую сеть беспилотных логистических коридоров. Благодаря этому применение беспилотных грузовиков станет еще больше распространено.
Многозвенные автопоезда на скоростных трассах Автодора – пройден первый тест
ГК «Автодор», 07.11.2024
Госкомпания «Автодор» совместно с крупными логистическими компаниями готовит инициативу по применению на скоростных трассах М-11 «Нева», ЦКАД и М-12 «Восток» технологии «мультисцепки» полуприцепов, когда один седельный тягач сможет перемещать в рамках одной поездки два полуприцепа вместо одного.
Впервые в России такие сдвоенные автопоезда приняли участие в испытаниях мостового сооружения на соответствие требованиям по безопасности и фактической несущей способности конструкций. Специалистами ООО «Автодор-Инжиниринг» была разработана комплексная программа, включающая статические и динамические испытания с применением автопоездов на нескольких сооружениях. Первым стал мост через реку Большую Сарану на участке строящейся скоростной дороги Дюртюли – Ачит в Свердловской области.
В испытаниях приняли участие многозвенные автопоезда крупных транспортно-логистических и розничных компаний ГК «Деловые Линии», сеть магазинов «Магнит», АО «Национальный Перевозчик».
Использование многозвенных автопоездов общей длиной от 30 м и больше, а также полной массой от 70 тонн и выше имеет целый ряд преимуществ. На дорогах они занимают на треть меньше места, чем две стандартные еврофуры. Эксплуатационные расходы потребляемого топлива на единицу груза, сервисное обслуживание и зарплату водителям станут ниже. Также к положительным эффектам можно отнести снижение транспортных расходов на доставку продуктов питания в отдаленные регионы России, что будет являться дополнительным ресурсом для сдерживания цен.
Указанная технология позволит повысить уровень безопасности дорожного движения и улучшить экологическую обстановку, поскольку у многозвенных автопоездов гораздо меньше выбросов, чем у обычных фур того же суммарного тоннажа. Существенно сократится загруженность федеральных трасс, а скорость грузопотока в единицу времени увеличится в среднем в два раза.
Итоговый отчет с результатами испытаний будет направлен на рассмотрение межведомственной рабочей группе в Минтранс России, созданной 16 июля текущего года для проработки возможности экспериментального применения на скоростных автомобильных дорогах многозвенных крупногабаритных автопоездов для перевозки делимых грузов.
https://www.russianhighways.ru/press/news/115058/
Перевозчики оформили в ГИС ЭПД более 7,5 млн электронных документов
Транспорт России, 07.11.2024
За два года в государственной информационной системе электронных перевозочных документов оформлено свыше 7,5 млн документов. Каждую неделю оформляется порядка 200 тысяч документов, и это количество постоянно растет. Об этом рассказал заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов на пленарной дискуссии о нормативно-правовом регулировании электронного документооборота, сообщает пресс-служба ведомства.
Он напомнил, что ГИС ЭПД для грузового автотранспорта начала работать с 1 сентября 2022 г. Для этого Минтрансом совместно с ФНС России обеспечено принятие 2 федеральных законов и 5 подзаконных актов. Сегодня можно оформить 6 типов документов, самые массовые из которых – электронная транспортная накладная и электронный путевой лист. «Создана конкурентная среда – число операторов увеличилось до 12, совсем недавно к нам присоединился Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ)», – сообщил замминистра транспорта.
Дмитрий Баканов уточнил, что в системе работают компании из 83 регионов России. В частности, в конце сентября ГУП «Мосгортранс» полностью перешел на электронные путевые листы для водителей автобусов и электробусов.
Совместно с Минцифры России продолжается внедрение современных решений в документооборот на транспорте для упрощения его использования конечными потребителями. Благодаря интеграции с Госключом все документы стало возможным подписывать с мобильного устройства в режиме онлайн. А благодаря Гособлаку с конца 2023 года оптимизированы расходы на обслуживание собственной ИT-инфраструктуры, создан удобный инструмент для масштабирования ресурсов, а сэкономленные средства направлены на развитие системы.
Дмитрий Баканов рассказал также о распространении электронного документооборота на другие виды транспорта. Так, в этом году законодательно закреплена возможность оформления 6 типов документов для перевозок грузов водным транспортом. В следующем году их можно будет оформлять через ГИС ЭПД. Первый тестовый электронный коносамент был оформлен во Владивостоке, груз был доставлен из Владивостокского морского торгового порта на Сахалин
На прошлой неделе Минтранс разместил на общественное обсуждение проект Федерального закона, вносящего изменения в Устав автомобильного транспорта. Законопроектом предлагается наделить Правительство правом устанавливать перечень видов грузов, при перевозке которых перевозочные документы формируются только в электронном виде. «Планируем, что в 2025 году транспортировка опасных грузов, зерновой продукции, древесины, инертных строительных материалов будет сопровождаться обязательным оформлением электронных документов», – уточнил Дмитрий Баканов.
Основной задачей данного проекта является минимизация количества документов, которые сегодня вынуждены оформлять перевозчики, а также их перевод в электронный вид. «Сейчас, если посчитать все виды транспорта, все возможные операции, это 312 видов документов, которые на всем маршруте движения товара подаются во все контрольные органы. В рамках создания «ГосЛог» появится «Единое окно», через которое перевозчики будут загружать документы 1 раз, и больше к этому не возвращаться», – завершил Дмитрий Баканов.
Осторожность — мать мудрости: количество ДТП в России продолжает снижаться
Известия, 07.11.2024
По итогам девяти месяцев в России продолжилась наметившаяся несколько лет назад тенденция к снижению числа ДТП. По ряду видов автоаварий заметно серьезное улучшение показателей. Однако по некоторым другим типам происшествий ситуация остается сложной. В тенденциях и путях снижения аварийности в России разбирались «Известия».
Причины и следствие
С января по сентябрь включительно на российских дорогах произошло 96 389 ДТП, что на 1,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Жертвами автомобильных аварий стали 10 422 человека (+0,2%), а более 120 тыс. (-2,5%) получили различные травмы. Об этом свидетельствуют данные аналитического отчета, подготовленного специалистами Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ (НЦ БДД).
Несмотря на общее снижение числа ДТП, каждый 11-й инцидент (8836 ДТП) привел к летальному исходу. Даже с учетом того, что в населенных пунктах бригады скорой помощи почти в 85% случаев прибывают на место происшествия в течение 20 минут (за городом этот показатель составляет 59%), 6694 человека (64,2% всех погибших в ДТП) скончались до прибытия медиков.
За девять месяцев 2024 года наиболее массовыми видами ДТП стали столкновение транспортных средств (44,8%), наезд на пешехода (24,0%) и съезд с дороги (10,1%). В этих же видах ДТП отмечается наибольшее число погибших. Причиной почти 85,5 тыс. автоаварий стало нарушение ПДД водителями: из-за этого происходит девять из десяти происшествий. Чаще всего приводят к происшествиям нарушение скоростного режима (20 378 ДТП), несоблюдение очередности проезда перекрестков (16 876 ДТП), нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части (10 066 ДТП), неправильный выбор дистанции (8888 ДТП), выезд на полосу встречного движения (7637 ДТП), нарушение правил проезда пешеходного перехода (6838 ДТП).
Положительная динамика
С начала года 9663 ДТП произошло с участием водителей, севших за руль в состоянии опьянения либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования. Жертвами нетрезвых водителей стали 2255 человек (-14,7%) При этом на протяжении долгого времени количество таких происшествий снижается: за три квартала отмечается сокращение их числа на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Меньше стали нарушать ПДД и водители-иностранцы: число ДТП по их вине сократилось за девять месяцев на 5,8% (3915 автоаварий).
Также снижается число наездов на пешеходов. За девять месяцев зафиксировано 23 145 таких ДТП, что на 3% меньше, чем годом ранее. Количество погибших (2129 человек) в таких происшествиях также снизилось на 3,5%. Кроме того, на 4,8%, до 32 476, уменьшилось число автоаварий, в которых погибли и пострадали пассажиры.
Есть проблемы
Тем не менее ситуация по ряду других направлений остается достаточно сложной. Так, по итогам девяти месяцев отмечается рост всех показателей аварийности с участием несовершеннолетних. С начала года в России зафиксировано 18 053 (+7,3%) ДТП, в которых погибли 630 детей (+2,6%) и 20 129 (+7,6%) получили ранения.
Наибольшую долю (39,9%) составляют происшествия, в которых погибли или пострадали дети-пассажиры. На пешеходных переходах зафиксировано более трети (38,6%) наездов на детей и почти половина смертельных случаев (40,4%). При этом более 80% погибших и пострадавших под колесами автомобилей детей не имели световозвращающих элементов в темное время суток.
Наиболее пугающая ситуация складывается в отношении ДТП с участием детей и подростков, которые сами управляли транспортным средством. Количество таких происшествий выросло сразу на 38,4% (2301 случай), в которых 57 несовершеннолетних погибли (+23,9%) и 2272 получили ранения (+39,8%). Причем чаще всего такие автоаварии произошли именно из-за нарушения ПДД подростками, а также из-за их невнимательности и отсутствия навыков управления транспортом. В подавляющем большинстве случаев (76,9%) дети управляли мототехникой разного рода.
Пути решения
Снижение числа «пьяных» аварий — это результат планомерной работы Госавтоинспекции, Минздрава и других министерств и ведомств по борьбе с нетрезвыми водителями, считает член президиума Общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто.
— Этому вопросу уделяется самое серьезное внимание. Свой эффект дают постоянно проводимые автоинспекторами рейды по выявлению пьяных водителей, «сплошные проверки» на трезвость, активная профилактика и пропагандистская работа по предотвращению случаев управления автомобилем в нетрезвом виде, — заявил он «Известиям».
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также считает, что снижение количества ДТП с участием пьяных водителей — яркий пример точечного воздействия на один из наиболее серьезных факторов аварийности.
Аналогичная работа необходима и в отношении «детских» ДТП, считают эксперты. Однако усилий только Госавтоинспекции в этом вопросе явно недостаточно, подчеркивают они.
— Тут необходимо воздействовать прежде всего на родителей, ведь именно они перевозят своих детей без детского кресла, бездумно управляют автомобилем, в салоне которого едет ребенок, не контролируют поведение детей на улице и наличие [на одежде] ребенка световозвращателей. Именно взрослые дают своим детям «уроки вождения», а потом оставляют в их зоне доступа ключи от машины, они же в качестве игрушки покупают своему чаду мопед или питбайк, — отмечает Игорь Моржаретто.
Поэтому наряду с увеличением времени, отведенного на изучение правил безопасности на дороге в школе и различные просветительские мероприятия для детей, отдельную профилактическую работу необходимо вести и в отношении взрослых, уверен эксперт. Только в этом случае удастся переломить ситуацию с «детскими» ДТП, считает он.
Рост числа автоаварий с участием детей-водителей произошел одновременно со значительным увеличением в нашей стране числа питбайков, считает Максим Кадаков.
— Официально эта техника считается спортинвентарем — она не ставится на учет, на нее не требуются права. Но и ездить на ней можно лишь на закрытых гоночных трассах. Однако практика показывает, что последнее условие далеко не всегда выполняется. Возможно, имеет смысл подумать над введением ограничений или каких-то запретов для такой техники, — считает он.
Только запретами проблему особого интереса подростков к питбайкам не решить, уверен главный редактор журнала «Мото» Иван Владимиров. В первую очередь тут необходима просветительская и обучающая работа, считает он.
— Очень многие, к сожалению, относятся к питбайкам как к игрушке вроде самоката. Но это достаточно серьезная техника, которая требует особых навыков и умений. Чтобы решить проблему детей и подростков на питбайках, необходима серьезная разъяснительная работа, показывающая, к чему может привести езда на мототехнике без необходимых навыков и защитной экипировки. Причем она должна быть адресована не только самим подросткам, но и их родителям. Они также должны понять, что относиться к этой технике как к дорогой игрушке — это верх безрассудства, — заявил он «Известиям».
По БКД с начала года обновили около 1,7 тыс. км дорог к медучреждениям
Доринфо, 07.11.2024
России с начала года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» привели в нормативное состояние 1,7 тыс. региональных и местных автодорог, ведущих к медицинским учреждениям. Об этом рассказал заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, сообщает 7 ноября пресс-служба Кабмина.
«Ключевая цель национального проекта «Безопасные качественные дороги» – повышение качества жизни россиян. Поэтому в программы ремонтных работ в первую очередь включают дороги, ведущие к социально значимым объектам, в том числе к медицинским учреждениям и объектам здравоохранения. Ровная, качественная, безопасная дорога – один из факторов, который играет ключевую роль в скорости доставки пациентов и оказания неотложной помощи, поэтому мы делаем все, чтобы объекты медицинской инфраструктуры были предельно доступны», – рассказал Марат Хуснуллин.
По его словам, с начала сезона ремонт выполнен на 450 участках дорог к медучреждениям суммарной длиной 1,7 тыс. км, а к концу года обновят 630 таких объектов общей протяженностью 2,5 тыс. км.
Всего же с начала реализации нацпроекта БКД (с 2019 года) в стране привели в нормативное состояние более 3,1 тыс. участков региональных и местных дорог к больницам, поликлиникам, реабилитационным центрам, родильным домам и ФАПам. Работы при этом проводятся комплексно: обновляют не только проезжую часть, но и пешеходную инфраструктуру, модернизируют светофоры, приводят в порядок остановки общественного транспорта.
Так, в Липецке отремонтировали 1,4 км улицы Циолковского. Рядом находятся противотуберкулезный диспансер, инфекционная больница и больница скорой медицинской помощи, а также стоматологическая поликлиника и медико-санитарная часть МВД России по Липецкой области. В Кемерове на улице Красной, которая ведет к Кузбасскому клиническому госпиталю для ветеранов войн, особое внимание уделили благоустройству пешеходной зоны. Улицу вымостили тротуарной плиткой красного цвета, смонтировали ливневку, выполнили занижения, чтобы улица стала комфортной для передвижения маломобильных жителей. В Кургане отремонтировали улицу Коли Мяготина, где располагается детская поликлиника, женская консультация, Курганская поликлиника №1. Длина обновленного участка – 3,9 км. В Ставрополе привели к нормативам три участка улиц к медицинским учреждениям – Дзержинского, Достоевского и Тухачевского – общей протяженностью порядка 4,5 км. На них располагаются краевой Клинический противотуберкулезный диспансер, кожно-венерологический диспансер, инфекционная больница, городская больница №4 и три городские поликлиники. Также улицы обеспечивают транспортную доступность двух филиалов Ставропольского краевого клинического консультативно-диагностического центра.
Добавим, нацпроект БКД стартовал в России в 2019 году. За время его реализации (с 2019 по 2024 годы) отремонтировали, реконструировали и построили более 100 тыс. км региональных и местных автодорог. С 2025 года в стране начнется реализация новых национальных проектов, среди которых «Инфраструктура для жизни» (БКД станет его частью) и «Эффективная транспортная система» («Транспорт»).
https://dorinfo.ru/news/bkd/obnovili-okolo-1-7-tys-km-dorog-k-meduchrezhdeniyam/
В новых регионах работает 37 дорожных предприятий, 14 из них — местные
Транспорт России, 08.11.2024
Один из важных вопросов, который удалось решить ― организация деятельности дорожных предприятий в новых субъектах. Благодаря, в том числе и методологической поддержке Федерального дорожного агентства, ряд местных предприятий уже сегодня включен в работу.
«Это и рабочие места, это и интеграция всего передового дорожного опыта, накопленного Российской Федерацией на эту часть дорожной сети. Сейчас в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях трудятся 37 дорожных предприятий, 14 из них — местные», ― отметил Роман Новиков на совещании по вопросу организации дорожной деятельности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
«Те средства федеральной поддержки, которые были выделены на развитие дорожной сети Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, дают свои результаты. Так, в 2024 году объем финансирования, направленного этим субъектам, составляет 39,2 млрд рублей. Благодаря этим средствам, в том числе, осуществляется содержание автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 1039,2 км, а также выполняются работы по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-280 «Новороссия»: 10-километровый участок введен в эксплуатацию, до конца ноября планируется ввести еще 27 км», — сообщил глава Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
План по реализации бюджетных средств за 10 месяцев 2024 года перевыполнен Росавтодором на 25,3 млрд рублей
Росавтодор, 08.11.2024
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков провел совещание, посвященное выполнению программ дорожных работ по итогам десяти месяцев 2024 года.
В мероприятии приняли участие представители центрального аппарата Федерального дорожного агентства, а также начальники подведомственных Росавтодору учреждений (ФКУ). В приветственном слове Роман Новиков акцентировал внимание на финансовых итогах работы ведомства за отчетный период: «По состоянию на текущую дату годовой бюджет Федерального дорожного агентства составляет 1 трлн рублей, за прошедший период дополнительно был получен еще 71 млрд рублей и до конца года ожидается еще значительное поступление средств на оплату выполненных с опережением работ. В течение этого года Росавтодор ежеквартально успешно перевыполнял плановые показатели и по итогам десяти месяцев достигнуто общее перевыполнение плана на 25,3 млрд. Показатель кассового исполнения по итогам десяти месяцев этого года составил 804,9 млрд, или 80,5% от годового объема».
Спикер рассказал, что в планах на конец 2024 года привести в нормативное состояние автомобильные дороги регионального значения и дорожной сети крупнейших городских агломераций – до 54% и 85% соответственно. По итогам же десяти месяцев доля дорог регионального значения в нормативном состоянии составила 54,2%. Аналогичный показатель по дорогам городских агломераций составил 83,92%.
Роман Новиков отметил, что по состоянию на сегодняшний день кассовое исполнение средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» составляет 236,2 млрд рублей, или 90,2% от лимитов года. По объектам капитального строительства кассовое исполнение – 42,9 млрд рублей, или 83% от предусмотренных на 2024 год средств.
В рамках Федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» по итогам десяти месяцев выполнены работы на автомобильных дорогах общей протяженностью 5 113 км, площадь укладки составила 102 млн кв. м. В 23 субъектах работы по укладке покрытия завершены на 100%. Кроме того, с начала года в регионах-участниках нацпроекта привели в нормативное состояние 13,5 тыс. пог. м искусственных сооружений.
С отчетом о строительстве и реконструкции федеральных объектов выступил начальник Управления строительства автомобильных дорог ведомства Кайрат Турсунбеков. По его словам, освоение бюджетных средств за десять месяцев 2024 года составило 179,6 млрд руб., из них 22,8 млрд руб. освоено в октябре.
«В рамках реализации программы дорожных работ за десять месяцев 2024 года возведено 49,5 млн тонн земляного полотна, устроено 20,5 млн тонн основания дорожной одежды, 7,2 млн тонн асфальтобетонного слоя и 8,1 млн кв. м верхнего слоя покрытия», – уточнил Кайрат Турсунбеков. Начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Виталий Голиков в своем докладе сообщил, что за прошедшие десять месяцев федеральными казенными учреждениями было освоено 83% доведенных лимитов.
«В активной стадии работа по вводу в эксплуатацию объектов капитального ремонта, ремонта и устройства слоев износа. На текущий момент введено 87 % от годового плана, – подчеркнул Виталий Голиков.
Спикер также отметил статистику по снижению числа ДТП на дорогах за отчетное время: в сравнении с аналогичным периодом 2023 года количество ДТП снизилось на 7,9%, погибших и пострадавших в них – на 5,9% и 8,7% соответственно.
Заместитель начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Константин Потанин сообщил, что площадь укладки слоев износа по итогам десяти месяцев составила 116,6 млн кв. м или 87% от запланированных 132,9 млн кв. м на 2024 год.
В конце совещания Роман Новиков еще раз напомнил руководителям ФКУ о том, что очень важно поддерживать должный уровень содержания федеральных трасс, принимать своевременные меры по предотвращению образования скользкости на дорогах, оперативно проводить снегоуборочные работы на сети.
https://rosavtodor.gov.ru/about/upravlenie-fda/finansovo-ekonomicheskoe-upravlenie/novosti/709088