Дайджест новостей РФ (06.10.2025)

06.10.2025 Просмотров: 158

Минский автозавод и НАМИ займутся совместной разработкой беспилотного транспорта

Интерфакс, 29.09.2025

ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМАЗ» (Белоруссия) и ФГУП «НАМИ» (РФ) заключили соглашение о сотрудничестве, которое среди прочего предполагает совместную работу по проектам в сферах беспилотного автотранспорта и транспорта на альтернативном топливе, сообщила пресс-служба белорусского предприятия.

Документ подписали гендиректор «МАЗа» Валерий Иванкович и глава ФГУП «НАМИ» Федор Назаров.

«В рамках соглашения предприятиями планируется развивать совместное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, организовать сотрудничество в области разработки и развития беспилотного транспорта и транспортных средств на альтернативных видах топлива», – говорится в сообщении.

Соглашение охватывает также вопросы подготовки инженерно-технических кадров и совместной разработки технических регламентов и стандартов.

Минский автомобильный завод специализируется на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. В 2024 году «МАЗ» увеличил объем производства на 12%, выпустив более 13,1 тыс. единиц техники (в том числе пассажирской - почти 2 тыс. единиц). С 2021 года «МАЗ» находится под международными санкциями Евросоюза и других стран.

Подведомственное Минпромторгу ФГУП «НАМИ», в частности, реализующее проект российского люксового автомобиля Aurus, стало крупным центром консолидации активов автопрома после ухода из РФ иностранных производителей автомобилей и компонентов. В феврале 2024 года институт и ряд его дочерних структур были включены в санкционные списки Минфина США.

https://www.interfax.ru/world/1049862

 

Правительство внесло в Госдуму проект об ужесточении контроля за тонировкой

Коммерсантъ, 29.09.2025

Правительство России внесло в Госдуму поправки в КоАП РФ, ужесточающие контроль за машинами с чрезмерной тонировкой.

Сейчас светопропускание ветрового и передних боковых стекол должно быть не менее 70%, штраф за нарушение правила составляет 500 руб. Действующая редакция кодекса не позволяет ГИБДД применять этот штраф к владельцам автомобилей, ввезенных временно из Южной Осетии, Абхазии, Грузии и Армении на полгода без регистрации в ГИБДД. Уточняющие поправки в кодексе эту лазейку закрывают.

https://www.kommersant.ru/doc/8078351

 

В камерных условиях: что изменили новые правила применения комплексов фотовидеофиксации в России

Российская газета, 30.09.2025

Чуть больше года действуют правила, регулирующие их установку, которые были введены федеральным законом и постановлениями правительства. Как это отразилось на фиксации нарушений, количестве камер и, главное, на общей дорожной обстановке в регионах?

Сегодня отмечается день рождения отечественной фотовидеофиксации. Дата напрямую связана с испытаниями в 1996 году первого прототипа подобного комплекса, который впервые был опробован на дорогах нашей страны как раз 30 сентября. Технологии фотовидеофиксации прошли долгий путь развития: первые устройства (а скорее предшественники современных комплексов) были испытаны почти три десятка лет назад. С тех пор они эволюционировали от простого замера скорости до сложных систем, которые сегодня способны идентифицировать свыше 60 видов нарушений ПДД.

Современные комплексы фотовидеофиксации — это высокотехнологичное оборудование, которое работает на нейросетевых технологиях, оперативно передает данные, функционирует в любых погодных условиях, помогает снижать аварийность и смертность на дорогах. До сих пор мировая практика транспортной безопасности не может предложить более эффективного для снижения количества жертв ДТП инструмента, чем масштабный и точный контроль соблюдения ПДД.

До введения в 2024 году новых правил применения камер фотовидеофиксации в России насчитывалось более 30 000 камер. В ходе реформы Госдума установила исчерпывающий перечень мест и условий размещения комплексов, правила их обозначения на дорогах и так далее. Это потребовало от регионов провести масштабную работу по инвентаризации и приведению всех дорожных комплексов в соответствие с новыми нормами. Так или иначе, в 2025 году количество дорожных камер, фиксирующих нарушения ПДД, продолжило увеличиваться. Однако рост наблюдается неравномерный: в некоторых регионах число камер выросло в 1,5-2 раза с начала года, тогда как в других осталось прежним. А что со штрафами?

Один из результатов реформы проявился уже в конце года: рост числа штрафов замедлился и составил чуть более 7%. Ранее динамика прироста штрафов с камер достигала 20% в год. Такую существенную разницу эксперты объясняют тем, что регионы занимались инвентаризацией и переустановкой комплексов. Часть оборудования какое-то время была отключена и не использовалась для выявления нарушений правил.

Всего же в России за 2024 год вынесли 237 миллионов постановлений о штрафах на общую сумму свыше 149 миллиардов рублей, 93% от всех постановлений вынесены с помощью камер. Только представьте: еще 15 лет назад в России выписывали около 42 миллионов штрафов, 10 лет назад - около 50 миллионов. Как относиться к числу в 237 миллионов постановлений? Стало больше машин или больше камер? Упала культура вождения или просто больше нарушителей удается обнаружить за счет современных технологий?

Эксперты безопасности между собой сравнивают комплексы фотовидеофиксации с диспансеризацией в медицине. Чем больше проводится обследований, тем больше обнаруживается случаев заболеваний. При этом общее число заболевших не увеличивается само по себе - оно лишь точнее фиксируется благодаря улучшению диагностики. Так и рост числа выписанных штрафов вовсе не обязательно говорит о том, что водители стали чаще нарушать правила или их стали чаще штрафовать. Это связано с развитием технологий, повышением качества контроля и распознавания.

Новые возможности камер

За последние годы комплексы фотовидеофиксации сделали качественный рывок вперед и научились с помощью нейросетей распознавать целый ряд сложных составов нарушений: непристегнутый ремень, непропуск пешеходов, езду без шлема на мототранспорте, использование телефона и другие.

К примеру, с 2024 года в Москве камеры фиксируют и такое нарушение, как непропуск пассажиров трамваев. Если на корме трамвая загорается предупреждающий сигнал, а автомобилист продолжает движение, камера фиксирует нарушение. И Подмосковье не отстает от столицы: здесь комплексы уже выявляют использование телефона за рулем, езду без шлема и давно контролируют ремни безопасности как у водителей, так и у пассажиров.

Контроль новых участников дорожного движения

Кроме того, многие «умные» камеры уже оснастили функционалом для контроля соблюдения правил пользователями средств индивидуальной мобильности: любителями самокатов, велосипедов, сегвеев. В пилотном режиме комплексы уже умеют идентифицировать и строить трек такой техники, фиксировать пересечение пешеходного перехода без спешивания, а также передвижение двух человек на одном транспортном средстве и передвижение по проезжей части при наличии велодорожки.

Больше камер – меньше аварий

Российские регионы, в которых комплексы работают штатно, вовремя обновляются и поддерживаются, демонстрируют и результаты – снижение аварийности. Именно ради этой цели разрабатывается, совершенствуется и устанавливается на российских трассах это оборудование.

Подмосковный Минтранс подсчитал, что через несколько месяцев после установки комплексов фотовидеофиксации число нарушений ПДД на контролируемых участках снизилось на 40%, а аварийность свелась к нулю.

«Водители более ответственно относятся к соблюдению ПДД на участках, оснащенных камерами, - отметил министр транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Марат Сибатулин. – В 2024 году на 13% сократилось число ДТП в очагах аварийности по сравнению с 2023 годом. На 14% снизилось число погибших, сразу на 17% – число раненых».

Комплексы продолжают снижать аварийность и там, где были установлены до законодательной новации. К примеру, в Дагестане, на дорогах которого традиционно фиксировался высокий уровень аварийности, мощная группировка отечественных комплексов уже в первые месяцы эксплуатации снизила число ДТП на 42%. В Ленобласти система фотовидеофиксации за год сократила общее число аварий на 5,4%, число пострадавших – на 9,4%.

Уровень развития технологий в индустрии позволяет строить еще более оптимистичные прогнозы на снижение аварийности. Но их реализация возможна только при условии комплексного подхода, при решении проблемы устаревшего парка камер и пересмотра определения аварийно-опасных участков дорог, считают эксперты.

Напомним, что глава государства Владимир Путин поставил задачу к 2030 году снизить смертность в результате ДТП в 1,5 раза, а к 2036 году - в 2 раза по сравнению с показателем за 2023 год. В числе ключевых инструментов этой цели - активное внедрение передовых технологий безопасности на дорогах, современных средств и способов организации движения. Однако около трети камер в регионах сегодня устарели и физически не подлежат модернизации. Для эффективной работы систем фотовидеофиксации такие комплексы было бы целесообразно заменить на современное оборудование.

К слову, ранее свою стратегию повышения безопасности движения до 2036 года предложило МВД. Во всех государственных планах по снижению аварийности предлагается развивать и совершенствовать систему дорожных камер, но как именно будет развиваться реформа системы фотовидеофиксации и контроля, увидим в ближайшее время.

https://rg.ru/2025/09/30/chto-izmenili-novye-pravila-primeneniia-kompleksov-fotovideofiksacii-v-rossii.html

 

Минпромторг назвал марки автомобилей, которые можно будет использовать в такси

Ведомости, 01.10.2025

Минпромторг опубликовал первичный перечень автомобилей, соответствующих требованиям закона о локализации такси. В список вошли более 20 моделей от шести российских брендов. Об этом ведомство сообщило в мессенджере Max.

В перечне указаны:

  • Lada (Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel),

  • УАЗ (Патриот, Хантер),

  • Sollers (SP7),

  • Evolute (I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE),

  • Voyah (Free, Dream, Passion),

  • «Москвич» (3, 3е, 6, 8). 

Закон вступит в силу 1 марта 2026 г. Для Калининградской области, а также Сибирского и Дальневосточного федеральных округов предусмотрены отсрочки.

Минпромторг отмечает, что подготовил этот первичный перечень для информирования участников рынка и планирования будущих закупок.

Ведомство подчеркнуло, что список будет обновляться по мере появления на рынке новых моделей российских производителей, производство которых будет локализовано в рамках СПИК.

21 мая Совет Федерации одобрил закон о введении требований к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве легковых такси. Согласно документу, с 1 марта 2026 г. автомобиль сможет попасть в реестр такси, если он соответствует балльной системе локализации, используемой при госзакупках. Такая система позволяет оценить, насколько автомобиль создан в России. Другое требование к транспорту состоит в том, что он должен быть произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 г. по 1 марта 2025 г.

В законе уточнили, что для транспорта, который включен в региональные реестры до 1 марта 2026 г., требования применяться не будут.

https://www.vedomosti.ru/auto/news/2025/10/01/1143358-marki-v-taksi?from=copy_text

 

Шадаев: большую часть информсистем на транспорте признают объектами КИИ

ТАСС, 01.10.2025

Большую часть информационных систем на транспорте в России признают объектами критической информационной инфраструктуры (КИИ), и до конца года правительство утвердит их перечень, установит жесткие сроки перехода на российские решения. Об этом в ходе пленарного заседания форума «Цифровая транспортация» сообщил министр цифрового развития РФ Максут Шадаев.

«Мы понимаем, что у нас непростой экономический период, и мы понимаем, что не у всех компаний есть возможности внедрять новые российские цифровые технологии. Здесь рецепт один: большая часть важнейших систем на транспорте будут признаны объектами КИИ», – сказал министр.

Он добавил, что правительство до конца года утвердит перечень информационных систем, которые будут отнесены к КИИ, и будут установлены жесткие сроки перехода на отечественные решения.

Форум организован ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» при поддержке Министерства транспорта РФ.

https://tass.ru/ekonomika/25217285

 

Минтранс определился с ответственностью за ДТП с беспилотниками

Ведомости, 01.10.2025

Минтранс подготовил проект закона, регулирующего правила эксплуатации и зоны ответственности в сфере беспилотного транспорта (высокоавтоматизированных транспортных средств, ВАТС). Актуальный проект есть в распоряжении «Ведомостей». Источник, близкий к Минтрансу, подтвердил его подлинность. Представители Минпромторга и Минцифры перенаправили запрос в Минтранс. «Ведомости» направили запрос в МВД.

В текущем виде законопроект о ВАТС устанавливает четкие правила для всех участников рынка, заявил представитель Минтранса: впервые на законодательном уровне будет закреплен понятийный аппарат, права и обязанности всех субъектов регулирования – производителей, владельцев, авторизованных сервисных центров, будут установлены требования к операторам и операторскому контролю и порядок допуска ВАТС на автомобильные дороги.

В частности, если раньше шла речь о том, что в случае ДТП могут быть виноваты только водители или производители, то сейчас в новой версии проекта говорится о более широком круге лиц, между которыми будет распределяться ответственность, уточнил собеседник.

Согласно новой версии документа, изготовитель транспортного средства (ТС) может понести ответственность за вред, причиненный вследствие ДТП, если причиной стало нарушение ПДД самим беспилотным автотранспортом. Владелец ВАТС будет признан ответственным за ДТП, если он нарушил требования руководства по эксплуатации или внес без разрешения изготовителя изменения в конструкцию ТС.

Авторизованный сервисный центр несет ответственность, если ДТП произошло из-за некачественного техобслуживания или ремонта беспилотного автомобиля, а также из-за невыполнения работ по установке обязательных обновлений программного обеспечения, следует из законопроекта. Оператор дистанционной поддержки будет нести ответственность только в случае неисполнения им собственных операторских обязанностей.

Помимо ответственности в случае ДТП проект федерального закона содержит требования и ограничения по эксплуатации ВАТС, а также обязанности для изготовителей, разработчиков, владельцев и водителей ВАТС, операторов дистанционной поддержки, сервисных центров. В проекте также прописаны требования по техобслуживанию и ремонту беспилотных автомобилей.

Проект федерального закона разработан совместно с бизнес-сообществом, учитывает текущие нормы и правила эксплуатации ВАТС, подчеркнул представитель Минтранса. Пока министерство не направляло итоговую версию документа в правительство, уточнил он. Сейчас Минтранс совместно с производителями, профильными ведомствами и экспертным сообществом прорабатывает все ключевые параметры регулирования – от требований к безопасности и операторскому контролю до вопросов сертификации, телематики и интеграции с инфраструктурой, рассказал собеседник.

Если ТС – будь то автобус, легковой автомобиль или грузовик – достигает заданного уровня автоматизации и эксплуатируется на автомобильных дорогах общего пользования, к нему будут применяться единые правила, подчеркнул представитель Минтранса.

Он также отметил, что сейчас прорабатывается включение в регулирование беспилотного трамвая как рельсового участника улично-дорожной среды, взаимодействующего с автомобильным движением.

«Он [закон о ВАТС] позволит нам перейти к постоянному использованию беспилотного транспорта и даст возможность запустить автомобили без водителя в кабине уже в 2027 г.», – резюмировал представитель Минтранса.

С чего все началось

Работа над проектом федерального закона «О ВАТС и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ведется Минтрансом с 2021 г. Параллельно с этим с 2022 г. реализуется три экспериментальных правовых режима (ЭПР) на территории 38 регионов, которые позволяют тестировать беспилотный транспорт как для перевозки грузов, так и для пассажирских перевозок в такси, напоминает директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин.

Первые грузовые ВАТС отправились по трассе М11 «Нева» 14 июня 2023 г. В проекте участвуют производители техники Natcar (дочерняя компания «Камаза»), Navio (ранее – «Сберавтотех»), оператор инфраструктуры «Автодор», а также грузоотправители «Магнит», Х5 Logistics, Wildberries и ряд других компаний.

В экспериментах участвует 14 компаний, пройдено более 23 млн км, совершено свыше 100 000 поездок в такси и промежуточные итоги ЭПР свидетельствуют о надежности и безопасности технологии, подчеркивает Волошин. Так, например, с 14 июня 2023 г. по 1 сентября 2025 г. грузовики Natcar перевезли 670 000 куб. м груза и выполнили 7850 рейсов. Всего в проекте компания задействовала 18 ВАТС на базе «Камаз К5». Тягачи Navio за этот же период перевезли 130 000 т груза и довели общее число ВАТС до 45 единиц.

В октябре 2024 г. «Яндекс» запустил доставку товаров с помощью беспилотных грузовиков по трассе М4 «Дон» из Москвы до Тулы, писали «Ведомости». В апреле 2025 г. движение ВАТС запустили на Центральной кольцевой автомобильной дороге. В 2026 г. беспилотное движение грузовиков планируют запустить на трассе М12 «Восток», говорил 9 апреля первый заместитель министра транспорта Валентин Иванов. 

«Ведомости» направили запрос в «Автодор», Navio, «Яндекс испытания», «Камаз», «Автотех», АО «Национальный перевозчик» и ФГУП «НАМИ». 

За время действия ЭПР технологии подтвердили свою эффективность по параметрам безопасности, срокам и экономическому эффекту, подтверждает директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. Следующий этап – принятие федерального закона о ВАТС, который позволит перевести беспилотные перевозки из экспериментального режима в штатную практику на российских дорогах, добавила она.

Экс-министр транспорта Роман Старовойт 25 июня говорил, что до конца 2025 г. проект закона будет внесен в правительство, а его принятие в 2027 г. позволит уже в 2028 г. вывести беспилотный транспорт на дороги общего пользования.

Какие проблемы решает закон

Определение ответственности было ключевым и самым сложным вопросом в работе над законом, говорит генеральный директор национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев. Сложность была связана с правовым вакуумом и новой сущностью. «Российское законодательство оперирует понятием «водитель» – физическое лицо, управляющее транспортом, – пояснил юрист. – Беспилотник может либо не иметь водителя, либо роль последнего сводится к контролю. Необходимо было создать новую правовую фигуру – ВАТС и определить, кто и за что отвечает на всех этапах его использования».

Раньше вопрос был в том, «кто виноват», теперь – в том, «как быстро, точно и законно установить виновного», продолжает Мирзоев. «Наступает не менее сложная фаза – создание механизма реализации этого распределения. Он должен быть справедливым, быстрым и не тормозить развитие технологии», – добавляет юрист. 

Основная сложность в разработке законопроекта о ВАТС – необходимость изменения большого числа законов, ранее не адаптированных под подобные технологии, говорит старший юрист юридической компании a.t.Legal Илья Пасенко. Например, необходима отдельная правовая база о процедуре сертификации и допуска беспилотных автомобилей к дорожному движению, продолжает он. Также нужна отдельная регламентация требований к защите программного обеспечения беспилотников, которая бы позволяла обеспечить достаточный уровень безопасности и защищенности от внешнего воздействия, уточняет эксперт. Отдельной проработки требует вопрос дорожной инфраструктуры, включая дорожные знаки и другие объекты инфраструктуры для обслуживания ВАТС, добавляет старший аналитик «Эйлера» Владимир Беспалов. 

Долгое согласование проекта связано не только с определением ответственности, но и с достаточно жесткой позицией ряда силовых ведомств, так как ВАТС рассматривается ими в качестве потенциального источника опасности, подчеркивает генеральный директор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов.

Разработка правил с нуля

Вопрос ответственности – один из наиболее дискуссионных и сложных, поскольку новый большой пласт сценариев правоотношений ложится поверх уже сформированной юридической практики, требований ПДД и иных привычных нам отношений, подчеркивает исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев. Безусловно, накопленный опыт эксплуатации ВАТС в России и за рубежом упростил задачу и позволил анализировать реальные примеры ДТП, отмечает эксперт.

Пасенко обращает внимание на то, что технологии постоянно изменяются и в таких условиях законодателю нужно выработать максимально унифицированные правила, которые будут актуальны при развитии данной сферы. Также предстоит разработать условия об административной ответственности, об ответственности за причинение вреда жизни и здоровью граждан (как наиболее важное из направлений), а также об уголовной или административной ответственности за неправомерное внешнее вмешательство в функционирование беспилотных ТС, уточнил юрист.

При этом напрямую перенять зарубежный опыт в данной сфере невозможно, считает руководитель проектов практики «Промышленность и технологии» компании Strategy Partners Ольга Васильева: в данном случае особенно важно учесть особенности собственной системы госрегулирования. Например, в США каждый штат на своей территории самостоятельно регулирует режим использования ВАТС, на федеральном уровне эта деятельность не регламентируется, уточняет она. «Перед законодателями стояла большая задача, которая пока не решена и не протестирована практикой в полной мере нигде в мире», – резюмировал Корначев. Россия – первая в мире страна, создающая федеральное правовое регулирование ВАТС, подтверждает генеральный директор АО «Глонасс» Алексей Райкевич.

При внедрении любой сложной технологии, напрямую затрагивающей вопросы жизни и здоровья граждан, поднимается вопрос, что должно быть внедрено раньше – законодательные нормы, обеспечивающие защиту граждан в случае инцидентов, или сама техника, рассуждает Корначев. По мнению эксперта, регуляторика в России сейчас идет оптимальным маршрутом, чередуя внедрение технологий и отдельных разделов регулирования.

https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2025/10/01/1143267-mintrans-opredelilsya-s-otvetstvenno...

 

Презентован первый отраслевой документ по ИИ

Транспорт России, 01.10.2025

Белая книга Искусственный интеллект в сфере транспорта и логистики стала первым документом транспортной отрасли в сфере ИИ. Это практический и понятный сборник рекомендаций — методики, которые можно использовать при принятии регуляторных решений, формировании бизнес-стратегий и кадровой политики. Ее цель — дать отрасли единую методологическую платформу для внедрения ИИ. Ее презентация состоялась в рамках сессии «Нейросети на все случаи жизни» на III Международном форуме «Цифровая транспортация».

Книга написана членами рабочей группы-отраслевого клуба «Технологии искусственного интеллекта для транспорта и логистики» под редакцией двух отраслевых ассоциаций — «Цифрового транспорта и логистики» и «Альянса в сфере искусственного интеллекта». В рабочую группу вошли эксперты ведущих отраслевых компаний страны. Анализ международной практики показывает, что большинство ИИ-проектов в транспортной отрасли не достигают заявленных целей или существенно превышают первоначальный бюджет. Однако ситуация в нашей стране может быть другой благодаря публикации «Белой книги», отмечает директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

«Эффективность применения ИИ в транспортной сфере зависит от многих факторов, игнорирование которых неизбежно приводит к провалу проекта. «Белая книга» станет для транспортных компаний путеводителем в инновационных решениях и поможет им совершать меньше ошибок», — отмечает Полина Давыдова.

Трудности при внедрении ИИ нередко возникают на начальном этапе, когда внимание сосредотачивается преимущественно на выборе платформы и технологий, в то время как постановка цели и определение ожидаемого результата остаются в стороне, добавляет генеральный директор ассоциации «Альянс в сфере искусственного интеллекта» Валерия Воробьева.

«В «Белой книге» представлен последовательный порядок действий: определение задач и данных, подбор оптимального решения, согласование критериев успеха, а затем переход к пилоту и масштабированию. Такой подход позволяет рационально использовать   ресурсы, снижает риски и делает внедрение ИИ в транспорте более предсказуемым и результативным», — делится она.

«Белая книга» наполнена подтвержденным опытом успешной реализации проектов с использованием ИИ на транспорте и направлена на демонстрацию прецедентного опыта интеграции искусственного интеллекта в транспортный сектор России. Рабочая группаотраслевой клуб «Технологии искусственного интеллекта для транспорта и логистики», члены которой вошли в авторский коллектив книги, была создана в июне 2024 года.    

Руководителем группы был назначен заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. «Команда РЖД работала над разделом «Процессы и продукты» книги. Мы предложили классификацию на производственные и непроизводственные процессы и по каждому типу описали подходы по внедрению ИИ. В блоке с описанием продуктов мы предложили типовые решения, которые можно использовать в транспортной отрасли. А для тех компаний, которые только начинают применять ИИ, мы добавили рекомендации на что обратить внимание при внедрении технологии, — рассказывает о работе над документом Евгений Чаркин. — В целом, «Белая книга» будет полезна как крупным, так и малым компаниям, у которых уже есть опыт работы с ИИ или у которых начало этого пути в ближайших планах».

Важность появления первого отраслевого инструмента по внедрению ИИ в транспортную сферу отмечают и другие члены рабочей группы-отраслевого клуба, участвовавшие в написании книги. «Мы всецело поддерживаем инициативу создания «Белой книги» и возможностью делиться на страницах о своем опыте внедрения ИИ и интересных кейсах, релевантных для транспортной отрасли. Например, в одном из наших проектов, который находится в стадии реализации, в целевой модели заложено создание полностью автоматизированной системы управления техническим обслуживанием с интеграцией предиктивной аналитики, автоматизированного управления запасами и отслеживанием компонентов», — отмечает заместитель генерального директора по информационным технологиям и информационной безопасности ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич.

«Для компании Navio участие в создании «Белой книги» — это не только возможность поделиться опытом, но и важный шаг к формированию единых правил игры в отрасли. Внедрение автономных технологий в транспорт и логистику невозможно без доверия общества, утвержденных стандартов, понимания компетенций специалистов и ответственного управления данными. Документ объединяет экспертизу ключевых игроков в сфере ИИ-технологий для транспорта, задает основу для устойчивого развития отрасли и конкурентоспособности отечественных решений», — делится директор управления маркетинга и коммуникаций с государственными органами Navio Иван Соломин.

«Документ затронет ключевые сферы применения ИИ в транспорте, среди которых беспилотные технологии, компьютерное зрение и биометрия, интеллектуальные системы поддержки принятия решений, робототехника и машинное обучение, цифровые двойники и интернет вещей (IoT), а также станет основой для дальнейших дискуссий и действий, направленных на создание более эффективной и технологичной, цифровой транспортнологистической системы, способной отвечать вызовам современности», — считает      эксперт по вопросам внедрения ИИ в транспортной отрасли, советник гендиректора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Пётр Метелкин.

«Белая книга» является важным ориентиром как для отраслевого бизнес-сообщества, так и для смежных отраслей экономики, поскольку предоставляет ценные рекомендации по оптимизации процессов, повышению конкурентоспособности и эффективности бизнеспроцессов компаний в условиях быстро меняющегося рынка. Внедрение ИИ не только будет способствовать снижению затрат и издержек, но и повысит клиентоцентричность, а также откроет новые горизонты для инновационного развития всей отрасли, добавляет он.

https://transportrussia.ru/razdely/it-tekhnologii/13755-prezentovan-pervyj-otraslevoj-dokument-po-ii.html

 

Минтранс России разрабатывает реестр цифровых региональных транспортных решений

Министерство транспорта Российской Федерации, 01.10.2025

В рамках форума «Цифровая транспортация» состоялось заседание Комиссии Государственного Совета по направлению «Эффективная транспортная система», посвященное вопросам цифровизации транспортного комплекса. Заседание провел председатель Комиссии, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов. Участники рассмотрели ключевые направления развития транспортного сектора. В центре внимания – опыт цифровой трансформации в регионах, переход на обязательный электронный документооборот в транспортной сфере, разработка нормативной базы и единой системы идентификации для беспилотных транспортных средств.

Министр транспорта Андрей Никитин поблагодарил Алексея Цыденова за внимание, которое Комиссия Госсовета уделяет развитию транспортного комплекса страны.

В своем выступлении глава Минтранса остановился на основных вызовах, стоящих в области цифровизации отрасли. Он подчеркнул, что ключевая задача на сегодняшний день – развитие агломераций и опорных населенных пунктов страны. Обеспечение людей современным транспортом – это задача, которая решается путем внедрения цифровых технологий. «Речь идёт о развитии беспилотного движения: эти технологии сегодня развиваются особенно активно. Наши ключевые вызовы – корректное регулирование, чтобы технологии перестали быть региональными экспериментами и перешли в режим полноценного движения. В железнодорожной сфере уже реализуются беспилотные проекты – от городских железных дорог и трамваев до планов по внедрению автономных технологий в современные поезда на высокоскоростных магистралях», – сказал Андрей Никитин.

Цифровые решения необходимы для создания единой транспортной системы, в которой приоритетное место отводится экономии времени пассажира в пути. «Ключевая ценность для пассажира – это время, а именно возможность бесшовно добраться до конечной точки через систему городского транспорта, биометрию, беспилотные технологии и другие решения», – отметил Андрей Никитин. Он также подчеркнул преимущества внедрения электронного документооборота, который позволит обеспечить прозрачность рынка грузоперевозок, снизить издержки и сократить время доставки товаров.

Успешные практики уже внедряются в регионах. Например, оплата проезда по геолокации. За 1,5 года к технологии присоединились 10 субъектов. Задача Минтранса и профильной комиссии Госсовета – объединять и масштабировать такие проекты. Для этого в СИЦ Минтранса России будет разработана цифровая карта ИТ-решений.

Еще одним проектом станет усиление взаимодействия оперативных центров при нештатных ситуациях. Планируется заключение соглашений между ситуационным центром Министерства и региональными штабами для координации работ. Это позволит, например, активнее мобилизовать ресурсы при задержках авиарейсов – выделять дополнительные автобусы, размещать пассажиров и быстро перестраивать работу транспорта.

Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов поделился информацией о функционировании отраслевого центра компетенций, который занимается методической поддержкой транспортных организаций, разработкой рекомендаций и аналитической работой по вопросам импортозамещения и кибербезопасности. Особое внимание было уделено инновационным решениям, таким как система планирования «Оптуран», использующая искусственный интеллект для оптимизации работы городского пассажирского транспорта в регионах.

Вице-президент по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти ООО «Яндекс.Такси» Антон Петраков рассказал о влиянии «Яндекс.Такси» на экономику страны. Важным направлением развития компании он считает расширение транспортных сценариев, включая мультимодальность и создание более доступных вариантов поездок.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «АвтоТех» Дмитрий Коротаев подчеркнул, что текущие экспериментальные режимы беспилотного транспорта истекают в конце этого года, а полноценное правовое регулирование планируется только в 2027 году. Он обратился с предложением продлить экспериментальные правовые режимы еще на три года и установить переходный период при введении постоянного регулирования.

Заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы – руководитель контрактной службы Роман Латыпов представил опыт цифровизации транспортной системы столицы. Он выступил с инициативой масштабирования в регионы России цифровых решений для управления транспортом и дорожной инфраструктурой, успешно используемых и применяемых в Москве.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/12163

 

Глава «Яндекс Такси» допустил появление беспилотных такси в РФ в ближайшие пару лет

Интерфакс, 01.10.2025

Россияне уже в ближайшие год-два смогут воспользоваться услугами беспилотных такси без водителя-испытателя за рулем, а через 5-10 лет такой вид транспорта станет обыденностью, считает гендиректор «Яндекс Такси» Александр Аникин.

«Я думаю, что автономные такси без водителя-испытателя за рулем появятся на улицах российских городов уже в ближайшие пару лет, а за следующие 5-10 лет, я думаю, что счет пойдет на тысячи и, возможно, десятки тысяч, и это станет какой-то нашей новой обыденностью, которую мы, в общем-то и замечать перестанем», – сказал Аникин на форуме «Цифровая транспортация» в среду.

В то же время, по мнению главы Минтранса РФ Андрея Никитина, такси без водителя в городах России могут появиться после 2030 года, так как прежде всего необходимо обеспечить максимальную безопасность, говорил он ранее.

«Яндекс» с 2017 года разрабатывает технологии автономного транспорта. С 2022 года компания в рамках экспериментального правового режима (ЭПР) тестирует роботакси на юго-западе Москвы, в «Сириусе» и Иннополисе. В марте 2025 года правительство РФ приняло решение о продлении ЭПР еще на три года.

https://www.interfax.ru/russia/1050261

 

ОП предложила давать права водителям электросамокатов по упрощенной схеме

Коммерсантъ, 01.10.2025

Общественная палата (ОП) РФ предлагает распространить категорию водительских прав «М» на электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ), сообщает ТАСС со ссылкой на зампреда комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Александра Холодова.

При этом сдачу экзаменов предлагается свести к теории, а также допустить самоподготовку водителя или обучение в частных организациях. Со слов господина Холодова, следует разрешить в том числе самим кикшеринговым компаниям обучать своих пользователей — с последующей сдачей экзаменов на знание ПДД в ГИБДД.

Права категории «М» выдаются на управление мопедами, скутерами, легкими квадроциклами и другими небольшими транспортными средствами. По словам эксперта, «ни один человек самостоятельно не получил такие права, а категория «М» остается без дела».

В апреле спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил разработать законопроект, в котором учтут предложения СКР — в том числе ввести для водителей электросамокатов мощностью до 250 Вт отдельную категорию водителей прав М1, а все, что мощнее, считать мопедами.

https://www.kommersant.ru/doc/8079648

 

Путин утвердил цифровую реформу грузоперевозок. Как закон перестраивает грузоперевозки в России?

Лента, 02.10.2025

Президент Владимир Путин подписал закон о цифровой перестройке логистики. С 1 марта 2026 года все экспедиторы обязаны зарегистрироваться в реестре на платформе «ГосЛог» — просрочка фактически закрывает доступ к рынку. С 1 сентября 2026 года авиагрузовые, железнодорожные и автомобильные накладные, а также заказы и заявки на автоперевозки и экспедиторские документы обязуют оформлять в электронном виде. Про риски, сроки и инструменты — в интервью «Ленте.ру» рассказал директор по развитию бизнеса группы компаний «Астрал» Степан Терехин.

«Лента.ру»: С 1 сентября 2026 года электронная транспортная накладная (ЭТрН) становится обязательной — насколько оцифрована инфраструктура транспортного сектора к работе со всеми новыми электронными перевозочными документами?

Степан Терехин: Государственная система электронных перевозочных документов работает уже три года и сегодня доказала свою востребованность. Если в 2022 году в ней было оформлено всего около 8,5 тысячи документов, то сейчас их уже более 25 миллионов — рост в тысячи раз. Это говорит о том, что инфраструктура готова и развивается с опережающими темпами.

При этом важно понимать: транспортный рынок очень неоднородный

У крупных логистических компаний цифровизация давно один из инструментов оптимизации собственных процессов и экономии, но более 80 процентов рынка составляют небольшие перевозчики, зачастую индивидуальные предприниматели с одной-двумя машинами. Для них цифровые технологии только начинают открываться.

Поэтому наша задача вместе с государством и бизнесом — предложить простые и удобные сервисы, которые упрощают их ежедневную работу, а не усложняют ее.

Существуют ли при переходе на электронный перевозочный документ (ЭПД) «узкие места» или весь процесс уже отлажен? Какие технические и организационные аспекты еще требуют доработки?

В целом, процесс перехода на ЭПД уже отлажен, узких мест осталось не так много, они понятны и уже обсуждаются на площадках Министерства Транспорта и Ассоциации Цифрового транспорта и логистики.

Например, сейчас для оформления ЭПД — необходим доступ в интернет, без этого просто невозможно оформить документ. Однако, в некоторых отдаленных районах на объектах наших клиентов мы сталкиваемся с перебоями или низким качеством сигнала сети, что может заблокировать возможность оперативного оформления и передачи в ГИС электронных перевозочных документов.

Эта проблема может привести к простоям транспорта и другой инфраструктуры и, как следствие, к возможным убыткам для компаний. Перевозка, как и действия с грузом, должны выполняться быстро и четко, а документы при погрузке и передаче груза оформляться без задержек.

Очевидно, необходимо проработать ряд решений по минимизации рисков и финансовых потерь для бизнеса в подобных ситуациях, над чем мы совместно с государством работаем

Также очень ярко видим разный уровень цифровой зрелости у участников рынка. Организации имеют разные процессы, программное обеспечение, уровень инфраструктуры, кто—то вообще до сих пор ведет большие бумажные журналы — все это требует персонального и внимательного подхода к внедрению новых технологий. Зачастую требуются затраты на покупку компьютеров или смартфонов для водителей.

Имея большой пул реализованных проектов, мы стараемся показывать бизнесу реальные подтвержденные эффекты аналогичных внедрений, это помогает понять роль и возможности автоматизации логистической деятельности в целом и переход на электронные документы в частности.

– Как вы оцениваете развитие отрасли на горизонте 3-5 лет, какие новые цифровые инструменты появятся в логистике и к каким переменам должны быть готовы участники рынка?

Мы точно все забудем о бумаге. Эта тенденция устойчиво набирает обороты и активно поддерживается и бизнесом, и государством не только в транспортной отрасли. Количество документов, которые можно будет оформлять в электронном виде будет кратно увеличено.

В совокупности это позволит обеспечить более прозрачное, эффективное и автоматизированное управление перевозками, снизит для бизнеса административную нагрузку и упростит контроль за движением транспортных средств.

При этом уже стартовала работа над несколькими важнейшими для развития отрасли в стране инициативами

Так, создается национальная цифровая транспортно—логистическая платформа ГосЛог. Она предполагает большое количество возможностей для логистической отрасли с "Единым окном" для документов, сервисов прослеживаемости, прогнозируемости загрузки и многим другим, что позволит бизнесу экономить время и ресурсы при перевозке грузов.

Ведется активная работа по трансграничному электронному документообороту. Сейчас идет несколько проектов по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR, также в эту работу вовлечены страны ЕАЭС. Уверен, через три года обмен транспортными документами с соседними странами станет обычной практикой.

Активно развиваются инструменты на базе искусственного интеллекта

Системы автоматического планирования маршрутов, аналитики для прогнозирования сроков доставки и возможных рисков, а также интеллектуальные системы мониторинга состояния грузов и транспорта в реальном времени.

Ну и, конечно, активно развиваются технологии беспилотного транспорта. К роботам—курьерам мы уже давно привыкли, но не многие знают, что грузовые автомобили уже активно работают на основных магистралях, а все новые трассы проектируются с учетом внедрения беспилотного грузового движения.

Подводя итог, можно сказать, что будущее логистики — это полностью цифровая, автоматизированная и прозрачная сфера. И те, кто сможет своевременно интегрировать новые инструменты и подготовиться к изменениям, получат значительные конкурентные преимущества.

https://lenta.ru/articles/2025/10/02/putin-utverdil-tsifrovuyu-reformu-gruzoperevozok/

 

Данные о пробеге беспилотных грузовиков станут публичными

Министерство транспорта Российской Федерации, 02.10.2025

Минтранс России и АО «ГЛОНАСС» сделают публичным данные о фактическом пробеге грузовых высокоавтоматизированных транспортных средств. Статистику в онлайн-режиме собирает единая система идентификации беспилотного транспорта на базе «ЭРА-ГЛОНАСС», создаваемая по поручению Президента России Владимира Путина.

На сегодняшний день более 60 автономных грузовиков на трассах М-11 «Нева» и ЦКАД подключены к госинформсистеме. Информация будет размещена на сайтах ведомства и компании-оператора «ЭРА-ГЛОНАСС».

Заместитель Председателя Правительства РФ Виталий Савельев и Министр транспорта России Андрей Никитин поддержали соответствующее предложение АО «ГЛОНАСС».

«Сбор качественных показателей, среди которых безаварийный километраж и расстояние, пройденное без перехвата управления оператором, станет инструментом оценки технологической зрелости, ускорит переход от экспериментов к промышленной эксплуатации беспилотных грузовиков на дорожных магистралях страны», – отметил Виталий Савельев.

За 2,5 года реализации федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры» пробег беспилотных грузовиков превысил 8,5 млн км.

«Публичный счетчик пробега беспилотных грузовиков – это не просто цифра на экране. Это наглядное доказательство способности отечественных разработчиков создавать и масштабировать передовые транспортные технологии, которые определят будущее логистики в России. Эта инициатива полностью соответствует нашей стратегической цели по созданию первого в мире универсального решения для идентификации всего беспилотного транспорта на базе «ЭРА-ГЛОНАСС». Прозрачность и открытость информации позволяют всем сторонам – от регуляторов до всех граждан – видеть реальные успехи и прогресс в развитии беспилотников, что критически важно для широкого принятия этой технологии. Публичный счетчик будет фиксировать достижение показателей, необходимых для масштабирования беспилотной логистики, помогать объективно оценивать технологическую зрелость», – подчеркнул Андрей Никитин.

По словам генерального директора АО «ГЛОНАСС» Алексея Райкевича, сначала такой счетчик будет показывать количественные данные, а далее будут добавляться качественные метрики. Объективные данные, верифицированные «ЭРА-ГЛОНАСС», повысят доверие людей и государства к технологии, обеспечат прозрачность использования беспилотников.

Согласно проекту федерального закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах, порядок подключения к единой системе идентификации на базе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет устанавливаться Правительством России. Ее промышленная эксплуатация начнется в марте 2026 года.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/12165

 

С 2026 года в России появятся новые дорожные знаки. Они помогут снизить уровень «визуального шума» на дорогах

РБК Life, 02.10.2025

С 1 января 2026 года вступают в силу изменения к ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». В новом ГОСТе появятся несколько новых дорожных знаков и сужение парковочных мест вдоль края проезжей части, заявил в комментарии ТАСС первый зампред комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев («Единая Россия»).

Среди нововведений — вертикальный знак «Стоп-линия». По словам депутата, он будет устанавливаться на тех участках дороги, где невозможно установить традиционный горизонтальный знак. Кроме того, вводится знак 6.2.1 «Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности» и знак 8.15.1 «Глухие пешеходы» — он предупреждает о появлении пешеходов с нарушениями слуха.

«Долгое время у нас существовал знак 8.15 «Слепые пешеходы», но слабослышащие и глухие пешеходы требуют такого же внимания от водителя. Насколько я знаю, эксперименты с его использованием начались почти десять лет назад», — пояснил парламентарий.

Помимо этого, на 25 см уже станут парковочные места вдоль края дороги: под размеры одного парковочного места будет отводиться не 2,5х6,5 м, как сейчас, а 2,25х6,5 м. По словам депутата, это необходимо для оптимизации дорожного пространства.

Среди других нововведений:

  • совмещение символов табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку» со знаком «Парковка (парковочное место)». Знак парковки теперь возможно совмещать с обозначением способа постановки машины в один знак 6.4 «Парковка (парковочное место)», что сократит количество дополнительных табличек в зонах парковки в два раза;

  • допускается не устанавливать предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 («Направления движения по полосе») на улицах со скоростью до 60 км/ч;

  • вводится новый знак, который указывает время действия различных дорожных знаков по месяцам;

  • несколько знаков могут быть объединены на одной табличке. К примеру, «Заснеженное покрытие» с изображением тучи с осадками будет соседствовать со снежинкой. А «Рекомендуемое ограничение скорости» будет размещаться на щите с указателем «Искусственная неровность».

«Разработанные изменения — результат почти трехлетней совместной работы регуляторов и экспертов. Они направлены на оптимизацию организации дорожного движения, повышение уровня безопасности дорожного движения, что будет способствовать созданию более понятной, удобной и безопасной транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Обновленная редакция документа также позволит сократить на дорогах уровень «визуального шума» без приведения к недопониманию со стороны водителей и пешеходов», — отметили в Росстандарте.

С 1 сентября в России вступил в силу новый перечень медицинских противопоказаний и ограничений для управления транспортным средством. Соответствующее распоряжение правительства 12 апреля подписал премьер-министр Михаил Мишустин. В новом перечне к психическим расстройствам были добавлены общие расстройства психологического развития (F84), а также болезни глаз — ахроматопсию (H53.51) заменили на аномалии цветового зрения (H53.5).

Кроме того, с 1 сентября начал действовать новый порядок медосвидетельствования на состояние опьянения. Увеличился интервал между двумя продувами алкотестером: раньше он составлял 15–20 минут, а с 1 сентября будет 15–25 минут. Также был установлен срок, в течение которого можно сдать мочу на анализ: в течение 30 минут после направления на химико-токсикологическое исследование. Если в упомянутый период моча не будет сдана, то придется сдавать кровь.

После проведения исследований медорганизация должна будет обеспечить хранение биоматериалов в течение трех месяцев с момента оформления справки, а полученных масс-спектров на электронных носителях — в течение пяти лет. Еще одно новшество: в направлении на химико-токсикологическое исследование теперь обязательно указывать сведения о приеме лекарств.

https://www.rbc.ru/life/news/68de10ef9a7947dd456c7f37

 

На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» запустили цифровой сервис управления автопарками

Транспорт России, 02.10.2025

Во всех регионах России заработала цифровая платформа для управления автопарками — «ГЛОНАСС-Ассист». Ее цель – снижение эксплуатационных затрат и повышение эффективности работы транспортных систем за счет онлайн-мониторинга состояния и работы техники. Платформа работает в веб-версии и доступна в виде приложения для скачивания.

До конца года к платформе ожидается подключение более 20 тысяч транспортных средств: автобусные парки, такси, владельцы лесной техники.

«ГЛОНАСС-Ассист» представляет собой мини-социальную сеть для всего персонала автопарка: от владельцев и бухгалтеров до водителей. Карточки транспортных средств содержат полную историю эксплуатации, ремонтов, сроков замены запчастей и штрафов за нарушения правил дорожного движения, а интегрированные модули позволяют оптимизировать управление транспортом и избежать простоя транспортного средства. Платформа сейчас работает в веб-версии и в виде мобильного приложения для скачивания на большинство операционных систем», — рассказывает директор департамента продаж АО «ГЛОНАСС» Виталий Деркач.

Для запуска профиля необходимо ввести информацию о штате автопарка с контактами, документацией, карточками транспортных средств и другими данными.

Интерфейс системы представляет собой дашборд с цифрами, личный кабинет и более 10 функциональных блоков, среди которых – импорт отчетов с шаблонами, планирование и учет технического обслуживания, мониторинг расхода топлива и износа комплектующих, интеграция с бухгалтерскими учетными системами и целым рядом функциональных возможностей. Система сама напомнит о дедлайнах.

Основное условие подключения таксопарков к приложению – подключение транспортные средств к платформе мониторинга на базе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС».

https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnyj-transport/13771-na-baze-era-glonass-zapustili-tsifro...

 

Первый в России беспилотный трамвай проехал около 3 тыс. км без нарушений ПДД

ТАСС, 03.10.2025

Первый в России полностью беспилотный трамвай за месяц работы совершил более 500 рейсов, проехав около 3 тыс. км без единого нарушения правил дорожного движения. Об этом сообщается в Telegram-канале столичного департамента транспорта.

«3 сентября 2025 года мэр Москвы Сергей Собянин запустил движение первого в России полностью беспилотного трамвая по маршруту с пассажирами. Регулярные поездки доказывают надежность и стабильность столичной разработки. Трамвай самостоятельно делает остановки, открывает и закрывает двери, четко следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, переключает стрелки и точно придерживается графика», – приводятся в сообщении слова заммэра Москвы Максима Ликсутова.

По его словам, с момента запуска инновационный транспорт перевез почти 14 тыс. пассажиров. Он регулярно выходит на маршрут и выполняет стандартные для трамваев восьмичасовые смены. За месяц транспорт совершил более 500 рейсов, проехал 2,8 тыс. км без единого нарушения ПДД, сделал 4,3 тыс. запланированные остановки.

Первый в России беспилотный трамвай следует по маршруту №10 «Метро «Щукинская» – Улица Кулакова» на северо-западе Москвы. Запуск беспилотного трамвая осуществлялся в три этапа. На первом этапе испытания проводились с водителем, который принимал конечные решения. На втором этапе уже осуществлялись тестовые поездки с пассажирами и водителем в кабине. И третий этап представлял из себя запуск регулярного маршрута уже без водителя.

Планируется запуск еще трех беспилотных трамваев до конца 2025 года. В 2023 году в Москве был создан Центр беспилотного транспорта, целью которого стало создание беспилотных технологий на конкретных видах транспорта.

https://tass.ru/obschestvo/25242719

 

В Омской области началось строительство северного обхода региональной столицы

Транспорт России, 03.10.2025

Торжественная церемония прошла на площадке будущего моста через Иртыш, где была забита символическая первая свая.

В режиме видеоконференции старт строительству дал Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин. В мероприятии также приняли участие Министр транспорта Андрей Никитин, полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, губернатор Омской области Виталий Хоценко.

«По поручению Президента продолжаем строить дорожные обходы городов. Такие участки дают возможность развиваться пригороду, разгружают населённые пункты от транзитного транспорта, способствуют улучшению экологии внутри городов. В Омске дали старт строительству северного обхода города протяжённостью порядка 66 км с двумя мостами через реки Иртыш и Омь. Это новая транспортная артерия, которая навсегда изменит логистическую карту всего Сибирского федерального округа, откроет перед регионом новые возможности и ускорит интеграцию наших территорий в глобальные транспортные коридоры. Более того, обход станет продолжением масштабной работы по созданию маршрута «Россия» с выходами на Китай, Монголию и КНДР и даст дополнительный импульс экономическому росту в восточном направлении. Наша страна обладает огромными ресурсами, и реализация таких крупных проектов позволяет раскрыть весь имеющийся потенциал и укрепить национальную экономику», – отметил Марат Хуснуллин.

Вице-премьер добавил, что строительство обхода сократит пробег транзитного транспорта по маршруту Тюмень – Новосибирск более чем на 20 км, даст толчок активизации инвестиционно-строительной деятельности и увеличению объёмов промышленного и жилищного строительства в северной и восточной частях агломерации города.

Обход станет приоритетным транспортным маршрутом для резидентов особой экономической зоны и планируемых транспортно-логистических зон, а также жителей перспективной многоэтажной и малоэтажной жилищной застройки Омска.

«Строительство северного обхода Омска – значимый проект для транспортной системы России. Почти 66 км дороги напрямую свяжут федеральные трассы на Тюмень и Новосибирск. Это позволит сократить пробег транзитного транспорта более чем на 20 км, разгрузив город Омск. Со стороны федерального бюджета с 2026 по 2030 год на этот объект предусмотрено более 27 млрд рублей», – отметил Министр транспорта Андрей Никитин.

Глава Минтранса также добавил, что поэтапная реализация строительства позволит уже в 2028 году запустить движение по первому участку с мостом через Иртыш, а к 2030 году – полностью завершить весь объект. «Уверен, что слаженная работа правительства Омской области, концессионера и генерального подрядчика позволит выполнить все работы в запланированные сроки и с высоким качеством», – подчеркнул Андрей Никитин.

Губернатор Омской области Виталий Хоценко сообщил, что новый обход соединит две федеральные трассы и обеспечит современный уровень дорожной инфраструктуры, отвечающей высоким требованиям безопасности и комфорта.

«Северный обход – самый масштабный проект последних десятилетий в Омской области. Это почти 66 км современной трассы с пятью развязками и двумя мостами, включая новый мост через Иртыш. Обход позволит разгрузить городские магистрали, сделает воздух в Омске чище, а жизнь омичей комфортнее и безопаснее. Важно, что это не только дорожный объект, но и катализатор развития всей северной части агломерации, новых производств, жилищного строительства и инвестиций», – сказал Виталий Хоценко.

Автомобильная дорога будет иметь четыре полосы движения и расчётную скорость 120 км в час. В составе объекта предусмотрены мосты через Иртыш и Омь протяжённостью 1277 и 176 метров, 19 путепроводов, пять транспортных развязок, площадки для отдыха. Финансирование осуществляется за счёт федерального бюджета, внебюджетных источников и банковских инвестиций.

Северный обход Омска является частью стратегического плана развития транспортной системы России до 2030 года и войдёт в международный транспортный коридор, соединяющий Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

https://transportrussia.ru/razdely/obshchestvennye-slushaniya/17-v-pravitelstve/13782-v-omskoj-oblasti-nachalos-stroitelstvo-severnogo-obkhoda-regionalnoj-stolitsy.html

 

Платным паркингам добавили адресов

Коммерсантъ, 03.10.2025

Территория платных парковок в Москве увеличится с 3 октября на 184 новых адреса в различных районах, включая Царицыно, Чертаново, Выхино-Жулебино и Марьино. Тариф на парковку составит от 40 до 80 руб. в час. Это последнее из запланированных расширений, анонсированных властями на 2025 год. В столичном дептрансе не исключают, что в следующем году могут появиться дополнительные платные парковочные места. В то же время власти Подмосковья уже заявили о намерении увеличить количество мест с платным хранением автомобилей с 3,8 тыс. до 30 тыс. к 2026 году, однако конкретные адреса пока не названы.

Запланированное на 3 октября расширение платной парковочной зоны в Москве коснется 184 улиц и их участков в разных районах (полный список опубликован на transport.mos.ru), в основном на юге и юго-востоке города. Новые адреса расположены в районах Царицыно, Москворечье-Сабурово, Чертаново, Выхино-Жулебино, Южное Бутово, Марьино. Точечное расширение произойдет также в Кунцево, Тропарево и Алтуфьево.

На основной части участков тариф будет минимальный — 40 руб. в час, на некоторых улицах (к примеру, на Большой Марьинской улице в Останкино и в 1-м Новомихалковском проезде в Коптево) — 80 руб. в час днем (с 8:00 до 21:00) и 60 руб. в час ночью. Контроль оплаты происходит через стационарные камеры, «парконы» или силами парковочных инспекторов. Штраф за неоплату — 5 тыс. руб. для физлиц и 50 тыс. руб. для юрлиц.

Зона платных парковок в столице увеличивается практически каждый год с 2012-го. В 2025 году расширение происходит в три этапа (в июне — 129 адресов, в августе — 209, в октябре — 184). Планы на 2026 год столичные власти еще не объявляли. «Специалисты транспортного комплекса регулярно анализируют, как эффективно работает система парковочного пространства в том или ином районе,— заявили «Ъ» в пресс-службе дептранса Москвы.— При необходимости зона резидентных разрешений точечно расширяется. Или тарифы корректируются там, где загруженность парковок не соответствует спросу на них. Это постоянная работа, которая проводится в городе на регулярной основе и будет продолжена в дальнейшем».

Необходимость ввода новых платных парковок дептранс объясняет повышением удобства для москвичей, которые могут оформить резидентное парковочное разрешение стоимостью 3 тыс. руб. в год и хранить машину в пределах своего района бесплатно.

По данным дептранса, с начала 2025 года число оформленных горожанами разрешений выросло на 30%, достигнув 158 тыс. В дептрансе также говорят, что благодаря платным парковкам снижается число нарушений правил остановки и стоянки, сокращается время прибытия экстренных служб.

Механизм расширения, напомним, устроен так: дептранс готовит перечень улиц или участков, где необходимо организовать платную парковку для разгрузки уличного движения, и направляет его муниципальным депутатам, которые список утверждают. Были случаи, когда жители выступали против расширения, часть адресов из перечня исключали.

Система московского парковочного пространства включает 156 тыс. мест на уличных платных парковках, 16,5 тыс. мест на перехватывающих стоянках у станций и 6,9 тыс. мест внутри капитальных парковок со шлагбаумами. С уличных парковок ежегодно, по данным ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», собирается 9–10 млрд руб. Деньги направляются в управы для строительства спортивных площадок, ремонта бордюров и высадки газона.

Параллельно идет расширение платных парковок в городах Московской области. Первые подмосковные платные зоны начали работать 1 ноября 2024 года в Красногорске, Реутове, Люберцах, Одинцово и Видном. Тарифы — 40–50 руб. в час, штраф за неоплату — 2,5 тыс. руб. Местные жители вправе получить резидентное разрешение за 1,5 тыс. руб. в год (900 руб. для владельцев мотоциклистов), чтобы ставить машину бесплатно у дома. Сейчас в области действует суммарно более 3,8 тыс. платных машино-мест в 23 городах. Глава подмосковного минтранса Марат Сибатулин заявил 2 октября, что к концу 2025 года областная платная зона будет расширена до 10 тыс. мест (в каких городах и по каким адресам — неизвестно), в 2026 году — до 30 тыс.

https://www.kommersant.ru/doc/8081233

 

В Москве снизилось число ДТП с участием такси

РИА Новости, 04.10.2025

Количество ДТП в Москве с участием такси за первое полугодие 2025 года по сравнению с прошлым годом снизилось на 7%, сообщили в столичном департаменте транспорта.

Четвертого октября отмечается День московского такси.

«Столичное такси в цифрах на сегодня: свыше 1,7 миллионов пассажиров пользуются услугами такси в сутки. В сервисе доступны тарифы для всех категорий граждан. От 4 до 7 минут - среднее время подачи машины. Более 200 тысяч профессиональных водителей прошли обязательную аттестацию и работают в сервисе. 3,2 года - средний возраст автомобиля. На 7% снизилось количество ДТП с участием такси за первое полугодие 2025 года по сравнению с прошлым годом», – говорится в Telegram-канале дептранса.

По словам заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова, чьи слова приводятся в сообщении, Москва - один из мировых лидеров по уровню развития сервиса такси. За последние пять лет спрос на поездки вырос на 95%.

«Поздравляю водителей и сотрудников таксомоторной отрасли с праздником! Благодаря вашему труду и ежедневной работе сервис становится лучше с каждым годом. Мы наблюдаем высокий спрос среди жителей столицы. По задаче мэра Москвы Сергея Собянина создаем все условия для безопасных и комфортных поездок, а также поддерживаем водителей в их работе. Желаю успехов и только положительных отзывов», – добавил он.

https://ria.ru/20251004/moskva-2046383023.html

 

В Мурманской области введена в эксплуатацию транспортная развязка на федеральной автодороге подъезд к Североморску

Росавтодор, 04.10.2025

Речь идет о транспортной развязке на 19-м км автомобильной дороги подъезд к г. Североморску (в составе трассы Р-21 «Кола»). Ввод нового современного сооружения знаменует завершение второго этапа реконструкции участка данной автодороги с 14-го по 19-й км. Работы здесь велись в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

В церемонии открытия транспортной развязки приняли участие губернатор Мурманской области Андрей Чибис, начальник Управления строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Кайрат Турсунбеков, начальник ФКУ Упрдор «Кола» Дмитрий Джос.

«Через Мурманскую область проходят ключевые маршруты, обеспечивающие связь центра России с арктическими территориями и Северным морским путём. В этом контексте развитие дорожной сети региона является важнейшим шагом к повышению транспортной доступности и надёжности логистических цепочек. Так, поэтапно нам удалось модернизировать 20-километровый участок трассы Р-21 «Кола», начиная с нулевого километра. Сегодня, в день празднования мурманчанами Дня города, с вводом в эксплуатацию построенной транспортной развязки, этот маршрут полностью преобразился – это первая в российском Заполярье магистраль первой технической категории. Отмечу, что ранее реконструированная дорога уже позволила значительно разгрузить дорожную сеть Мурманска, а теперь будут оптимизированы и транспортные потоки при въезде и выезде из города. Кроме того, Росавтодор при поддержке Правительства России, Минтранса России и руководства региона продолжит планомерное развитие как подъезда к Североморску, так и всей федеральной сети Мурманской области», – сказал Кайрат Турсунбеков.

«Дороги – это инфраструктура, связывающая города, людей, возможности. А хорошие дороги – это, в первую очередь, безопасность, комфорт и время, которое мы экономим в пути. Именно поэтому мы активно обновляем дорожную сеть региона. В этом году ведем работы на 168 объектах по нацпроектам, программе реновации ЗАТО и нашему плану «На Севере – жить!». Сегодня мы досрочно открыли важнейшую транспортную развязку на подъезде к Североморску. Это стало возможно благодаря слаженной работе с нашими федеральными коллегами. Безусловно, развязка значительно улучшит распределение транспортных потоков, повысит безопасность движения и разгрузит дороги» – подчеркнул Андрей Чибис.

По словам Дмитрия Джоса, строительство развязки началось в 2023 году. Проектом предусматривалось, что работы завершатся в 2026 году, однако, несмотря на непростые геологические и метеорологические условия, в которых велось строительство, федеральные дорожники справились с задачей на год раньше предусмотренного срока.

«Работы выполнялись на геологически сложной площадке, что потребовало значительных усилий по разработке скальной породы: объем завершенных буровзрывных работ составил более 240 тыс. кубометров. Эти скальные породы в дальнейшем были использованы как строительный материал для укрепления откосов и устройства слоев земляного полотна. Вместе с тем выполнен внушительный объем работ по удалению торфяного слоя – более 47 тыс. кубометров», – добавил он.

Общая протяженность новой двухуровневой транспортной развязки –более 1 км, она оборудована пятью правоповоротными съездами и двумя путепроводами арочного типа. Проезжая часть имеет четыре полосы движения, встречные потоки отделены разделительной полосой, исключающей левые повороты.

На участке установлено 12 водопропускных труб, смонтирована система наружного освещения, установлены дорожные знаки и барьерные ограждения, нанесена дорожная разметка термопластиком.

Для увеличения межремонтного срока эксплуатации в дорожной одежде устроено трехслойное асфальтобетонное покрытие общей толщиной 25 см с верхним слоем из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси (ЩМА).

Ожидается, что ввод в эксплуатацию транспортной развязки на 19-м километре позволит безопасно распределить транспортные потоки при въезде и выезде из Мурманска, одновременно увеличив пропускную способность и безопасность всего подъезда к Североморску. Вместе с тем это позволит существенно разгрузить и дорожную сеть столицы Заполярья – г. Мурманска, снизив интенсивность транспортного потока в городской черте.

В совокупности это все положительным образом скажется на общем уровне дорожной безопасности, улучшит экологическую ситуацию в городе за счет сокращения объема выхлопных газов.

Напомним, второй этап реконструкции подъезда к Североморску (км 14 – км 19) – логическое продолжение выполненного ранее обновления отрезка этой дороги с 0-го по 14-й км. Четырнадцатикилометровый участок ввели в эксплуатацию в 2016 году к 100-летнему юбилею Мурманска.

Реконструкция автодороги кардинально улучшила ее качество и повысила безопасность движения. В результате выполненных работ с восточной стороны столицы Заполярья создано современное автотранспортное полукольцо: скоростная четырехполосная трасса первой категории с разделением встречных потоков движения силовым барьерным ограждением.

Кроме того, трассу оборудовали несколькими транспортными развязками, мостами, путепроводами, наземными и подземными пешеходными переходами, а также искусственным освещением на всем протяжении.

https://rosavtodor.gov.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-stroitelstva-avtomobilnykh-dorog/vvod-v-ek...