Дайджест новостей РФ (03.11.2025)

05.11.2025 Просмотров: 15

Хуснуллин объявил о создании программы переобучения кадров для дорожной отрасли

Известия, 28.10.2025

Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин 28 октября заявил о разработке комплексной программы переподготовки специалистов дорожной отрасли с учетом новых технологических вызовов.

«На ближайшие годы нам надо очень серьезно повышать производительность труда в стройке в целом, и в дорожной отрасли, и в строительстве. Задача к 2030 году поднять производительность труда не ниже, чем на 22%», — подчеркнул Хуснуллин, отвечая на вопрос «Известий».

Он привел в пример участника СВО, который после тяжелого ранения освоил управление беспилотной дорожной техникой и уже демонстрировал свои навыки в качестве оператора, управляющего процессом без нахождения в кабине.

«Информационные системы, управление через информационные системы, использование искусственного интеллекта, применение новых технологий материалов, новых технологий строительства и ремонта», — Хуснуллин перечислил ключевые направления подготовки.

Он отметил, что все эти программы отрабатываются на базе Московского государственного строительного университета как флагмана строительной отрасли в сфере обучения, который должен передать эти программы во все профильные вузы.

Хуснуллин также акцентировал важность переобучения действующих специалистов, поскольку мир не стоит на месте и постоянно появляются новые технологии, требующие освоения.

Президент России Владимир Путин 26 октября поздравил работников и ветеранов автотранспорта, отметив их ключевую роль в развитии экономики. Президент подчеркнул, что благодаря специалистам отрасли развиваются промышленность и АПК, повышается благосостояние граждан. Глава государства сообщил о активной модернизации дорожной инфраструктуры в рамках нацпроектов, обновлении подвижного состава и повышении требований к подготовке кадров. Отдельные слова благодарности прозвучали в адрес ветеранов, включая фронтовиков-дорожников и водителей.

https://iz.ru/1980599/2025-10-28/khusnullin-obiavil-o-sozdanii-programmy-pereobucheniia-kadrov-dlia-...


В Запорожье отремонтируют более 1 тыс. км дорог

Коммерсантъ, 28.10.2025

В Запорожской области до 2030 года планируют отремонтировать свыше 1 тыс. км автомобильных дорог. Об этом на прямой линии с местными жителями заявил губернатор Евгений Балицкий.

По его словам, власти региона разработали и приняли программу, в рамках которой до 2030 года в области планируется отремонтировать и привести в нормативное состояние более 1 тыс. км автомобильных дорог.

В регионе также строят трассу Р-280, которая свяжет континентальную Россию и Новороссию.

https://www.kommersant.ru/doc/8160399


Число ДТП с участием нетрезвых водителей сократилось в Москве на 26,6%

Коммерсантъ, 28.10.2025

В Москве число ДТП с участием нетрезвых водителей снизилось на 26,6% за девять месяцев 2025 года, сообщили в столичном управлении ГИБДД. Количество погибших и пострадавших в таких авариях сократилось на 67,2% и 18,9% соответственно.

За указанный период к ответственности за «пьяную» езду привлекли 6,9 тыс. водителей, за отказ от медосвидетельствования — 9,5 тыс. водителей. В отношении 873 автомобилистов возбудили уголовные дела по ст. 264.1 УК (повторное вождение в нетрезвом виде).

Ранее в ГИБДД России сообщали, что за девять месяцев этого года в стране произошло почти 8 тыс. ДТП с участием нетрезвых водителей, что на 12,3% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. В «пьяных» ДТП с начала года погибли почти 2 тыс. человек и 10 тыс. получили ранения. Число погибших и раненых при этом сократилось на 23,5% и 26,2% соответственно.

https://www.kommersant.ru/doc/8159979


Минтранс внедряет принцип семейноцентричности в транспортную отрасль

Министерство транспорта Российской Федерации, 28.10.2025

Министр транспорта Андрей Никитин подписал распоряжение об утверждении пакета методических рекомендаций, направленных на внедрение принципа семейноцентричности во все сферы транспортной отрасли. Инициатива Минтранса призвана создать комфортную среду для пассажиров с детьми, а также для работников сферы и студентов транспортных вузов, которые являются родителями.

В рамках подготовки документа Научный центр Минтранса России провел опрос транспортных организаций и подготовил аналитические материалы, направленные на усиление поддержки семей работников и пассажиров. На основе проведенных исследований были разработаны ключевые принципы и подходы к повышению уровня семейноцентричности, которые легли в основу утвержденного пакета методических рекомендаций.

Ключевая цель рекомендаций — создать в транспортном комплексе целостную систему поддержки семей с детьми. Это единая политика, направленная на достижение двойного эффекта: с одной стороны, она повышает качество сервиса для пассажиров с детьми, а с другой — укрепляет кадровый потенциал самой отрасли.

Утвержденные рекомендации включают три направления работы. Первое из них — «Стандарт транспортного обслуживания пассажиров с детьми» — предусматривает создание необходимой инфраструктуры для комфортного путешествия семей. Речь идет, в частности, про выделенные парковочные места для семей с детьми, обучение персонала основам работы с семьями, наличие детских сидений и бустеров в автомобилях такси и автобусах, организацию детских игровых зон в аэропортах, вокзалах и на объектах дорожного сервиса.

Второе направление, «Стандарт семейноцентричности для организаций транспортного комплекса», нацелено на поддержку сотрудников, воспитывающих детей. Документ рекомендует работодателям внедрять гибкие графики и удаленный формат работы, материальную помощь, а также создавать в офисах комнаты матери и ребенка и детские игровые пространства. Эти меры призваны помочь работникам гармонично совмещать профессиональные обязанности с семейной жизнью.

Третий раздел, «Студенческий стандарт семейноцентричности», предлагает профильным образовательным учреждениям ввести адресные меры поддержки для студентов с детьми. Речь идет о материальной помощи, гибком графике учебы, дистанционных форматах и других решениях, которые помогут успешно совмещать получение образования с родительскими обязанностями.

Рекомендации Минтранса задают новый вектор развития транспортной отрасли, где поддержка семей с детьми выступает неотъемлемой частью клиентского сервиса и корпоративной культуры.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/12230


Ученые НИУ ВШЭ создали среду для моделирования подключенного и беспилотного транспорта

Ведомости, 29.10.2025

Разработка группы исследователей и студентов во главе с преподавателем департамента компьютерной инженерии МИЭМ ВШЭ Виталием Степанянцем, реализуемая в Учебной лаборатории систем автоматизированного проектирования МИЭМ ВШЭ под руководством Александра Романова и Александра Американова, впервые в мире позволяет одновременно учитывать детальное моделирование восприятия окружающей среды беспилотным транспортом и распространения сигналов подключенного транспорта. На сегодняшний день среда не имеет аналогов среди программ такого рода с открытым кодом.

Технологии беспилотного транспорта, позволяющие частично или полностью заменить водителя, в настоящее время уже применяются на дорогах. Следующий этап — разработка технологий подключенного транспорта, дающих транспортным средствам возможность обмениваться информацией между собой для корректного взаимодействия на дороге, обеспечения безопасности и скорости движения, в том числе без участия воспринимаемой человеком дорожной инфраструктуры, например светофоров.

Проект реализуется в рамках гранта РНФ «Разработка моделей систем совместного восприятия и совместного управления дорожным движением с помощью технологий подключенного и беспилотного транспорта». Руководитель — Александр Американов, доцент, ведущий научный сотрудник Учебной лаборатории САПР МИЭМ ВШЭ.

Для технологий подключенного и беспилотного транспорта по отдельности уже существуют инструменты для моделирования с высокой детализацией. Интеграция моделей двух групп технологий в единую систему автоматизированного проектирования, позволяющую изучать влияние оборудованных ими транспортных средств на макроскопические параметры транспортной системы, — задача, решение которой стоит перед передовыми инженерными школами мира.

Интегрированная среда моделирования подключенного и беспилотного транспорта CAVISE (Connected and Automated Vehicle Integrated Simulation Environment), разработанная научной группой Виталия Степанянца, позволяет объединить существующие общедоступные симуляторы (CARLA, SUMO, OMNeT++) и фреймворки (OpenCDA, Artery) за счет создания между ними интерфейсов для двухстороннего синхронизированного обмена результатами моделирования. Она впервые в мире позволяет одновременно учитывать детальное моделирование восприятия окружающей среды беспилотным транспортом и детальное моделирование распространения сигналов подключенного транспорта.

Сейчас научная группа подключенного транспорта дорабатывает интерфейс CAPI (CAVISE Application Programming Interface), позволяющий передавать данные между симуляторами, а также пользовательский интерфейс, который упрощает создание сценариев движения беспилотного транспорта. С помощью пользовательского интерфейса можно расположить объекты участников дорожного движения и инфраструктуры на интерактивной 3D-карте, задать характеристики и пути следования автомобилей, погоду. Это позволяет упростить процесс создания сценариев и сократить затраты времени для пользователей, в том числе на отработку сценариев.

Кроме того, исследователями разработан модуль для параллельного моделирования отдельных географических сцен в симуляторе CARLA.

«Итогом работ должны стать эксперименты, с помощью которых будет проведена оценка способности существующих сегодня моделей совместного восприятия управления улучшить безопасность и пропускную способность транспортных систем по сравнению с использованием обычного беспилотного транспорта, — говорит Виталий Степанянц. — Существующие модели совместного управления дорожным движением раньше тестировались только в идеальных условиях без потерь сигналов: предполагалась идеальная связь, где доставляется 100% сообщений от всех отправителей всем получателям. Мы же моделируем распространение сигналов с учетом окружающих препятствий и таким образом учитываем возможность потерь части (или всех) передаваемых сообщений в реальном сценарии».

Научная группа планирует разработать несколько важных инструментов: модель совместного восприятия, которая будет учитывать возможность потерь и задержек в передаче сигналов; датасет для обучения моделей совместного восприятия, который будет учитывать потери данных, передаваемых между участниками дорожного движения; модель совместного управления дорожным движением за счет доработки существующих моделей и переноса их в среду CAVISE, которая позволит учитывать машинное восприятие окружающей среды и потери при обмене данными.

В настоящее время идет активный набор в проекты группы Виталия Степанянца. Подробнее — по ссылке в телеграм-канале МИЭМ ВШЭ.

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2025/10/29/uchenie-niu-vshe-sozdali-sredu-dlya-modelirovaniy...


Минцифры и Минтранс проектируют национальную транспортно-логистическую платформу

ТАСС, 30.10.2025

Минцифры и Минтранс РФ занимаются проектированием национальной транспортно-логистической платформы. Об этом в ходе пленарного заседания Международного Каспийского цифрового форума сообщил министр цифрового развития России Максут Шадаев.

«Совместно с Минтрансом сейчас проектируем национальную цифровую транспортно-логистическую платформу, которая получила рабочее название «Гослог», – сказал Шадаев.

По его словам, планируется, что в рамках платформы будет реализовано цифровое взаимодействие экспедиторов, логистических компаний, грузоотправителей, перевозчиков и контрольных органов.

https://tass.ru/ekonomika/25497923


«ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечит онлайн-мониторинг транспорта на МТК «Север – Юг»

ТАСС, 30.10.2025

«ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечит онлайн-мониторинг транспорта, проходящего через Дагестан, на коридоре «Север – Юг». Об этом журналистам сообщили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».

«АО «ГЛОНАСС», оператор госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС», запустит мониторинг движения транспорта на южном участке международного транспортного коридора «Север – Юг», проходящего через Дагестан. В рамках первого этапа совместного проекта с правительством республики откроется более 20 сервисных пунктов для обеспечения онлайн-трекинга перевозки грузов в регионе», – говорится в сообщении.

Соглашение о развитии навигационно-связной инфраструктуры южного участка международного транспортного коридора «Север – Юг» подписано между АО «ГЛОНАСС» и Министерством цифрового развития Республики Дагестан на Международном Каспийском цифровом форуме. Совместная работа призвана обеспечить цифровую безопасность, эффективность и ускорение развития транспортной системы региона.

«Мониторинг транспорта совместно с запуском сервисных пунктов станет первым этапом повышения безопасности дорожного движения на территории республики. Прозрачность, безопасность передвижения по международному транспортному коридору – стратегическая задача, и подписание соглашения АО «ГЛОНАСС» с правительством Республики Дагестан является первым шагом на пути масштабной работы», – приводятся в сообщении слова министра цифрового развития Республики Дагестан Юрия Гамзатова.

https://tass.ru/ekonomika/25499859


Правительство утвердило новые правила расчета утильсбора на легковые авто

РИА Новости, 01.11.2025

Правительство РФ утвердило новые правила расчета утилизационного сбора на легковые автомобили, они вступят в силу с 1 декабря текущего года, говорится в соответствующем постановлении на сайте официального опубликования правовых актов.

«Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. Nº 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним...» …Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2025 года», – говорится в документе.

Как пояснили в Минпромторге РФ, в механизм расчета утилизационного сбора внесен ряд дополнительный показателей. Базовая ставка утильсбора для легковых автомобилей будет формироваться по типу и объему двигателя. При этом мощность двигателя будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале.

«С целью поддержки тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с. уже после публикации проекта нормативно-правового акта с новыми параметрами или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке транспортных средств, было принято решение о переносе даты вступления в силу новых правил на один месяц. Утвержденные параметры начнут действовать с 1 декабря 2025 года и не затронут тех, кто оплатил утильсбор на иномарку до их вступления в силу», – напомнили в Минпромторге.

Накануне первый вице-премьер РФ Денис Мантуров рассказал в интервью РИА Новости, что льготный коэффициент расчёта утильсбора сохранится на ввоз иномарок для собственных нужд. Также льготный коэффициент сохранится для автомобилей мощностью двигателя до 160 лошадиных сил, что составляет более 80% всего российского автопарка.

Кроме того, по словам первого вице-премьера, правительство не ожидает резких скачков цен на автомобили в России из-за изменения механизма расчета утильсбора с учетом объявленного переноса сроков его вступления в силу до декабря. Также власти не ставят цели «закрыть» рынок с помощью утильсбора и понимают, что отсутствие конкуренции затормозит развитие российских автопроизводителей.

Утилизационный сбор представляет из себя налог для производителей и импортеров. Они обязаны уплачивать его за каждое произведенное или ввезенное в Россию транспортное средство. Целью такого налога является обеспечение последующей утилизации транспортного средства после окончания срока его службы. Отечественным производителям впоследствии утильсбор компенсируется государством, а размер компенсации зависит от уровня локализации производства.

https://ria.ru/20251101/utilsbor-2052349460.html?ysclid=mhlo2zph4z748911462


На водородном полигоне показали первый в РФ газовый вездеход

Известия, 01.11.2025

В Подмосковье впервые представили прототип отечественного водородного вездехода «Русак». Этот уникальный инженерный образец, существующий в единственном экземпляре, способен преодолевать до 500 км без дозаправки, развивать скорость до 60 км/ч и перевозить восемь пассажиров с грузом массой до 2,5 т. Основная особенность разработки — инновационная энергетическая установка, генерирующая электричество за счет переработки водородного топлива.

«Мы находимся на полигоне ходовых испытаний водородного транспорта для тестирования нашего вездехода. Это не серийное изделие. Оно создано для отработки в масштабе 1 к 10 технологий для карьерного самосвала на газовом топливе. Это, по сути, инженерный стенд для поверки их автономности, энергосистем и систем управления. Тренируем на нем то, что через год покажем на большой карьерной технике», — отметил генеральный директор Инжинирингового центра «Автономная энергетика» МФТИ/РТ-РБ Юрий Васильев.

Развитие водородной энергетики происходит во всем мире. Этот экологичный источник энергии при переработке выделяет только воду и электричество. Основное преимущество водородных двигателей по сравнению с батарейными — высокая энергоемкость, позволяющая уменьшать размеры резервуаров и перевозить больше грузов на большие расстояния. Водород используется в проектах поездов и крупнотоннажных судов, что обеспечивает перспективность применения в тяжелой промышленности.

Именно поэтому выбранная установка станет основой для перспективного карьерного самосвала, разрабатываемого для горнорудной отрасли и планируемого к выпуску компанией БелАЗ. Начало эксплуатации такой техники предполагается уже в 2027 году.

https://iz.ru/1982977/2025-11-01/na-vodorodnom-poligone-pokazali-pervyi-v-rf-gazovyi-vezdekhod